Проблемы муниципальной власти
Местное самоуправление - неотъемлемая часть гражданского общества и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем. Как писал А. Солженицын, повседневная реальная жизнь людей зависит на четыре пятых или больше не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. [17] Именно такой порядок и принят в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где любой имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия. Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, по своей природе и сущности одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное участие граждан в выработке достойных условий жизни на определенной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышает их общую социальную и гражданскую активность. Кроме того, развитое с традициями местное самоуправление сможет противодействовать возможному возврату к авторитаризму, установлению сбалансированного соотношения между государством и гражданином. К сожалению, российская действительность не полностью соответствует духу конституционной модели местного самоуправления. Однако реализация именно этой модели могла бы стать социальной основой становления гражданского общества. К основным направлениям участия местного самоуправления в развитии гражданского общества можно отнести вовлечение граждан через взаимодействие с органами местного самоуправления в принятие управленческих решений органов власти, создание реальных механизмов контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления, самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.
Неурегулированность взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления относится к числу наиболее острых проблем в укреплении государственного устройства России. Предположительно, формированию в Российской Федерации эффективной системы местного самоуправления препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного решения задач местного значения. Также необходимо конкретизировать конституционный статус органов местного самоуправления. Несомненно, оно является одной из важнейших основ современной российской государственности, поскольку позволяет эффективно и оперативно решать широкий спектр вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения. К сожалению, в России получило распространение отношение к местной власти как к чужеродному элементу в системе власти. В первую очередь это связано с различным толкованием статьи 12 Конституции РФ, установившей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Абсолютизация данной нормы, рассмотрение ее в отрыве от иных конституционных положений искажает представление о местном самоуправлении и его месте в системе власти, прежде всего публичной. Важной проблемой в области местного самоуправления является определение компетенции его органов, прежде всего в контексте распределения прав и обязанностей между всеми уровнями власти в России. Эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения обязанностей между всеми уровнями власти.
Другая проблема отечественного местного самоуправления порождена общим нестабильным состоянием российской экономики. Бюджетный дефицит, характерный для всех уровней территориального управления в государстве, особенно болезненно сказывается на состоянии местного самоуправления. Именно на местах продолжает остро ощущаться отсутствие необходимых финансовых и материальных средств, для решения насущных вопросов повседневной жизни населения. В настоящее время общая доля собственных доходов местных бюджетов в среднем по стране не достигает и 10%. Всю остальную часть составляют бюджетные субсидии от субъектов Российской Федерации. Серьезные пробелы существуют в налоговом законодательстве. Вступление в силу второй части Налогового кодекса РФ значительно ограничило скудные налоговые доходы муниципальных образований. До сих пор не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты. Фактически сложилась порочная практика, когда муниципальным образованиям выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории. Ситуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на них обязанности по обеспечению свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. А также тот факт, что органы государственной власти не компенсируют органам местного самоуправления затраты, понесенные последними в ходе выполнения возложенных на них отдельных государственных полномочий. Из системы межбюджетного перераспределения необходимо исключить субъективизм. Настало время коренным образом реформировать весь комплекс законодательства, определяющего финансово-экономическую основу местного самоуправления РФ, и прежде всего, необходимо подвергнуть тщательному анализу действующие бюджетные и налоговые правовые акты. На федеральном уровне следует определить минимальные государственные стандарты в области формирования местных бюджетов, пересмотреть систему регулирования межбюджетных отношений и установить нормативы отчисления в бюджеты городов и районов части региональных и федеральных налогов.
Говоря об укреплении местного самоуправления, мы должны понимать, что это не может произойти без развития механизмов контроля, как со стороны государства, так и общества за деятельностью органов местного самоуправления. Понятно, что на федеральном уровне многие хотели бы представить местное самоуправление в виде простых управленческих структур. На самом деле процессы включения населения в муниципальную деятельность, разработка механизмов реального влияния на решения, принимаемые органами местной власти, очень сложные. И от этого необходимость решения этой проблемы становится еще актуальнее. Следует осознавать, что эффективность реализации конституционного права населения на местное самоуправление во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления. Поэтому не только институты государственной власти, но и политические и общественные организации должны способствовать развитию гражданской ответственности и самостоятельности населения, формированию человека нового типа - гражданина с определенной организационной культурой и правосознанием, который может не только влиять на власть, но и участвовать в управлении. 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|