Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лучевая модель конкуренции

 

 

 

О – объект рынка

С1, С2, С3, С4, С5, С6 – субъекты

1, 2, 3, 4 – зоны конкуренции

1 – тотальная

2 – сильная

3 – средняя

4 – слабая

 

Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект.

Зону тотальной конкуренции достигают те субъекты, продукция которых полностью удовлетворяет потребности данного сегмента рынка.

 

2. Сущность понятия «конкурентоспособность». Количественные характеристики конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналоговым конкурентом.

 

С точки зрения потребителя конкурентоспособность показывает степень привлекательности продукции для совершающего реальную покупку потребителя

 

Количественная характеристика конкурентоспособности:

1. Интегральный показатель качества – отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию

I = Пэ / Зс + Зэкс

Интегральный показатель качества отношение комплексного показателя качества отражающего популярность продукции к цене потребления складывающегося из продажной цены и затрат потребления при эксплуатации

 

I = U / CƩ CƩ = Cпродаж + Сэкспл 

 

2. Уровень конкерентоспособности – это относительная количественная характеристика способности продукции удовлетворяет требования конкурентного

рынка по сравнению с продукцией конкурентов

 

К= Iоценив / Iа

 

если К> 1 оцениваемый товар превосходит

если К<1 уступает

если К=1 аналогичен

 

 

3. Модели конкуренции: совершенная конкуренция; чистая монополия (характеристика, примеры)

 

Совершенная конкуренция:

В условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба, поскольку в отрасли действуют множество фирм и ни одна из них не в состоянии изменить рыночную ситуацию.

Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками:

· атомизация рынка – большое число продавцов и покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство;

· однородность продукции (стандартизированный товар);

· отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее;

· полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.

В реальном мире нельзя привести примеры фирм совершенной конкуренции, так как рынка, который функционирует по таким правилам, просто нет. Есть такие сегменты, которые максимально приближены к его условиям.

 

Чтобы найти такие примеры, необходимо отыскать те рынки, на которых в основном функционирует малый бизнес. Если на рынок, где он функционирует, можно войти любой фирме, а также легко с него выйти, то это является признаком такой конкуренции.

 

Примером рынка совершенной конкуренции является сфера предоставления услуг по ремонту автомобилей. Различных СТО и автомастерских как в городе, так и в других населённых пунктах существует очень много. Вид и количество выполняемых работ везде практически одинаковые.

 

Чистая монополия:

Чистая монополия - рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), вход в отрасль блокирован.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры:

· 1)Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.

· 2)Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.

· 3)Авторские права и патенты.

· 4)Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.

· 5)Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).

Основными признаками монополизма являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм; доминирующее, т.е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ; установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей.

Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.

На сегодняшний день в реестре насчитывается более 150 компаний, которые доминируют в том или ином товарном сегменте белорусского рынка. Подавляющее большинство из них - государственные. Самое массовое представительство в этом перечне имеют белорусская машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли: 56 предприятий. В том числе, Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, БелАЗ, Минский моторный завод, "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Витязь", "Горизонт", к"Белкоммунмаш", Минский подшипниковый завод, "Атлант", "Белкард". Входят в этот список и полугосударственные и частные производства – "Амкодор", БАТЭ, "Брестгазоаппарат".

Второе место в реестре монополистов занимает группа предприятий из отраслей производственной и социальной инфраструктуры. Среди них - "Белтрансгаз" и региональные подразделения концерна "Белтопгаз", "Белтелеком", "Белпочта", "Белтаможсервис", "Белгосстрах", а также два оператора сотовой связи – velcom и "МТС". Всего в этой группе – 24 предприятия.

 

4. Модели конкуренции: монополистическая конкуренция; олигополия (характеристика, примеры)

Монополистическая конкуренция — это совокупность отношений между большим числом покупателей и большим числом небольших фирм, продающих дифференцированный товар.

Функционирование рынка монополистической конкуренции предполагает следующие условия:

• участниками рынка являются множество покупателей и большое число мелких фирм;

• фирмы продают дифференцированный (неоднородный по своим качественным параметрам, условиям продажи, сервису и местоположению сбыта, дизайну, упаковке и т.п., но идентичный по функциональному назначению) товар; различия могут быть как реальными, так и мнимыми (внушенными потребителям, например, рекламой);

• имеет место как ценовая, так и неценовая конкуренция— состязание между продавцами за доходы потребителей, инструментом которой являются качественные (неценовые) характеристики товара и его сбыта (качество товара, условия его продажи, торговый знак);

• наличие сравнительно низких отраслевых барьеров (действующие фирмы могут иметь патенты, авторские права на свой товар и торговые знаки, между продавцами отсутствует сговор, но эффект масштаба и необходимые финансовые вложения невелики);

Соответственно рынок монополистической конкуренции характеризуется двумя важнейшими чертами. Во-первых, фирмы продают дифференцированные продукты (товары-заменители, или иначе, субституты), которые, однако, не являются абсолютно взаимозаменяемыми. Во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено: им несложно проникнуть на рынок со своими фирменными товарами, а действующим фирмам выйти при исчезновении спроса на их товары. Как следствие, индивидуальный контроль над рынком ограничен наличием конкурирующих производителей товаров-заменителей, а также относительно низкими отраслевыми барьерами.

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, СМАРТС, HCC и др.).

Рынки мыла, шампуней, дезодорантов, кремов для бритья, вита­минов, лекарств и многих других товаров, выставленных на продажу в аптеках, являются рынками монополистиче­ской конкуренции. Рынки лыж, теннисных ракеток, вело­сипедов и других спортивных товаров тоже монополисти­чески конкурентны. Аналогичным образом обстоит дело на предприятиях розничной торговли, так как товары, прода­ваемые в различных магазинах розничной торговли, конку­рируют между собой за счет разницы в услугах в соответ­ствии с местонахождением, доступностью товаров, опытом продавцов, условиями кредита и т. п.

Олигополией называется рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Последнее не столь важно, ибо главное содержание олигополии заключается именно в небольшом количестве производителей.

Олигополия сохраняется благодаря существованию барьеров, закрывающих или затрудняющих вход новых фирм на рынок. Эти барьеры могут быть следующими:

· Барьеры инстуционально-правового характера. Связаны с государственной политикой, предоставляющей ограниченному числу фирм исключительные права на деятельность в данной отрасли, таможенными ограничениями и т.д.

· Собственность на какой-либо ресурс. Бывает так, что только несколько фирм обладают необходимым для производства данной продукции ресурсом;

· Возрастающая отдача от масштаба, ведущая к сокращению затрат на единицу выпускаемой продукции по мере увеличения объема производства.

· Абсолютные преимущества в затратах. Это означает, что уже укоренившиеся в отрасли фирмы имеют преимущества в затратах перед новичками при любых объемах выпуска.

· Дифференциация продукта. Бывает так, что для успеха на рынке необходимо предлагать потребителям всю гамму однородных товаров. Новичкам это может быть сложно, а кроме того старожилы отрасли пользуются, как правило, определенным кредитом доверия у покупателей.

Примеры:
- транспортная компания ''РЖД'',
- российская авиакомпания - Аэрофлот
-производителей автомобилей, таких как Nissan, Toyota, КАМАЗ.
-Компьютерных строений Microsoft и Apple
-В самолётостроении: Боинг, Аирбас
-В области мобильных коммуникационных технологий: Nokia, Sony ericsson, Motorola
и т. д

5. Методы и виды конкуренции

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...