Роль нанотехнологий в обществе будущего
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Мария Рыбалкина «Мы знаем, что белому человеку непонятны наши традиции… Он относится к земле как к врагу, а не как к брату, поэтому он движется дальше, когда покорит часть ее… Он крадет землю у своих детей, и ему все равно. Он относится к своей матери — земле так, как будто ее можно продавать, грабить, покупать… Его аппетит опустошит землю и оставит позади лишь пустыню… Я — краснокожий, и мне не понять этого… Все мы живем единым дыханием — зверь, дерево, человек — все. Белый человек, похоже, не замечает воздуха, которым он дышит. Как человек, который уже давно умирает, он не чувствует запахов… Я — дикарь и мне не понять ценности вашей цивилизации… Я видел сотни гниющих туш бизонов в прерии, где они были подстрелены белыми людьми из проходящего поезда. Я дикарь, и мне не понять, как стальная, изрыгающая дым лошадь может быть важнее бизона, который не способен на убийство, кроме как для самосохранения. Что такое человек без животных? Если исчезли бы все животные, человек умер бы от тоски и одиночества. Поскольку все, что происходит с животными, вскоре происходит и с человеком. Все вещи связаны между собой». Вождь индейского племени Сиэттл. Послание американскому президенту, 1854 г. Мы начали главу с этой цитаты не случайно. С нее же начиналась одна из всемирных научных конференций, посвященных проблемам развития человеческой цивилизации в XXI веке. Тогда, в далеком 1854 году, это была скорбная речь побежденного перед победителем, превосходящим его во всем — начиная от техники и заканчивая образованием. Но сегодня мы видим, что автор его — отнюдь не безграмотный человек, а мудрый ученый, увидевший глубинную суть природы, осознавший ее целесообразность и организованность — «Все вещи связаны между собой».
В рамках этой главы мы поговорим о социальном аспекте нанотехнологий, об их роли в дальнейшем развитии человечества. Мы убедились, что стремительное развитие нанотехнологий приведет, в конце концов, к созданию общества нового типа — общества, где практически вся промышленность будет поставлена на нанотехнологическую основу. Но то, каким будет это будущее, напрямую зависит от настоящего. Поэтому, чтобы дать ему правильную оценку, нужно сначала критически проанализировать все то, что мы имеем сегодня. В следующих параграфах мы постараемся c максимальной беспристрастностью изложить реальные факты о настоящем положении дел, чтобы дать настоящему правильную оценку. «Над пропастью во лжи» или в погоне за смертью Наше общество считает себя цивилизованным. Мы гордимся уровнем наших знаний об окружающем мире, умением применять их на практике, гордимся совершенством своей техники, уровнем своего быта по сравнению с «отсталыми» племенами, встречающимися еще среди Африканских джунглей или снегов дальнего Севера. Но, если хорошенько подумать, что есть цивилизация? И как мы определяем «степень цивилизованности» того или иного общества? Традиционно, под цивилизацией понимается степень удаленности народа от состояния дикости, уровень развития, достигнутый тем или иным народом. При этом прогресс цивилизации сопровождается ростом материального благополучия общества и развитием его культуры, искусства, науки, религии и т.п. социальных институтов. С этой точки зрения, конечно, человек западной цивилизации, превосходит дикаря из далекого племени Тумба-Юмба. Но не страдает ли подобный подход некоторой однобокостью, негибкостью мышления? Ведь, располагая все народы мира по какому-то критерию (или совокупности критериев) на некоторой шкале, мы автоматически упускаем из вида многие важные факторы.
Сторонники подобного «линейного» подхода главным критерием цивилизованности, как правило, считают уровень научно-технического развития общества. Но тот, кто выигрывает в одном, как правило, неизбежно проигрывает в другом (а недостатки часто являются продолжениями достоинств). Успехи индустриального развития при недальновидном управлении приводят к потребительскому отношению к жизни и оборачиваются экологическими и гуманитарными потерями. Чрезмерная индивидуализация сознания неизбежно влечет за собой разрушение устойчивых социальных связей, утрату общественной солидарности, взаимопомощи и т.д. И, кроме того, при данном «линейном» подходе «лидирование» или «отставание» того или иного народа изначально определяется исключительно по европейским меркам, в основу которых ложатся западные потребительские ценности, чуждые для сознания большей части народов планеты. Поэтому, при таком подходе они фактически обречены быть вечными аутсайдерами, а родная культура, традиции и образ жизни таких стран однозначно определяются как «отсталые», «дикие», «требующие изменения». За этой шумной риторикой следует преобразование жизни таких стран, иногда насильственного характера, но не всегда к «прогрессу и процветанию», а чаще к доходам западных корпораций и расширению влияния их правительств. Но не заблуждаются ли представители западной цивилизации, будучи так уверены в собственном превосходстве и единственно возможной правильности своего образа жизни? Ведь мало кто из них задумывается о таких «прелестях» цивилизации как: многократно возросшеее подавление личности бюрократизированной машиной общества, наличие во многом коррумпированного «права», опирающегося на силу оружия и принуждения; фактическое отсутствие личной свободы; тенденции к стандартизации и окостенению воспитания и образования — стремление сломать и подогнать развивающееся существо под уготованную ему ячейку общественного конвейера; подмена здоровых потребностей и удовольствий (здоровая натуральная пища, чистые вода и воздух, возможность свободного выражения своих чувств и эмоций, любознательность, игра) искусственными и деструктивными (нездоровая пища, пьянство, курение, наркотики, ханжество, половые извращения, превращение любви в шоу и т.д.)
повсеместное распространение различных средств психологического давления, стремящихся подчинить сознание и волю человека каким-то собственным задачам (политическое манипулирование, информационная пропаганда, идеологические и религиозные секты и пр.) атрофия здоровых жизненно необходимых качеств человека (сила, ловкость, реакция, красота, чувства слуха, зрения, обоняния, способность выживать в неблагоприятных условиях); атрофия природного чувства красоты и способности наблюдать ее в окружающей среде и самих себе; постепенная деградация инстинктов самосохранения и размножения (суициды, гомосексуализм); многократно возросшее число психических нарушений; разрыв прямой связи между действиями человека и их результатом (таким образом, в нашем обществе могут быть успешными стратегии паразитизма, лени, «пофигизма», пораженчества, жалобности, лакейства — не только вредные для общества, но и превращающие их носителя в нечто отвратительное) и т.д. и т.п. Еще только в 70-е годы ХХ-го столетия экологическое будущее нашей планеты представлялось сильным мира сего безоблачным — и в социалистическом и в капиталистическом обществе. Однако уже в то время ученых по обе стороны океана весьма тревожила угроза надвигающейся экологической катастрофы. Речь, конечно же, идет о так называемом парниковом эффекте и связанным с ним глобальным потеплением климата. Причина парникового эффекта заключается в чрезвычайно повышенной концентрации промышленных газов в атмосфере Земли. В результате неразумного природопользования ХХ века, эти газы скапливаются в верхних слоях атмосферы и создают парниковый эффект. Обоснованные опасения экологов привели в 1970 году к появлению в Риме так называемого Римского клуба, объединившего в себе авторитетных ученых, бизнесменов и политиков с мировыми именами. Римский клуб собирал деньги на финансирование глобальных экологических исследований, результатом которых стал долгосрочный прогноз мирового развития Дж. Форрестера, опубликованный в 1970 году в его книге «Мировая динамика».
Эта книга не могла не вызвать оглушительного отклика в мировой общественности, а некоторые даже стали упрекать Форрестера в паникерстве. И неудивительно, ведь в ней он в достаточно убедительной форме на основе фактических данных доказывал то, что темпы увеличения промышленных выбросов в атмосферу намного опережают темпы роста населения (см. рис). Рис 1. Схема формирования экологической катастрофы 2020 года по Дж. Форрестеру Согласно его расчетам, через 50 лет, то есть уже к 2020 году, начнется катастрофическое снижение численности населения нашей планеты из-за недопустимого загрязнения среды обитания, а загрязнения начнут уменьшаться только тогда, когда население вымрет до численности примерно 1/10 от исходного количества. Но трагедия заключается в том, что будет уже поздно, поскольку к тому моменту отравление среды окажется смертельным («Поскольку все, что происходит с животными, вскоре происходит и с человеком»!). Такое тревожное представление о грозящей экологической опасности общепланетарного масштаба, наконец-то заставило обратить на нее внимание политиков и крупных промышленных магнатов. Вопросами экологической безопасности планеты всерьез занялась ООН. В 1983 году при ООН была создана международная комиссия по окружающей среде, которая занялась проблемами оценки допустимого развития экономики, то есть такого развития, которое не влекло бы за собой необратимого пагубного изменения экологических условий обитания человека. Коммисия сформулировала принцип «sustainable development» — принцип устойчивого развития, речь о котором пойдет чуть позже. Но в чем же причина такого экологического кризиса? Специалисты в области общественных наук в один голос заявляют, что причина очевидна — это потребительское отношение к жизни, провоцирующее жажду сиюминутной наживы в ущерб будущему и не имеющее механизмов торможения. Ниже мы приводим динамику некоторых показателей нашего потребительского отношения к природе, которые говорят сами за себя: Комментарии, как говорится, излишни. Кто из них больший «дикарь» — индеец, живущий в гармонии с природой, или «цивилизованный» обыватель западного общества? И можно ли назвать «цивилизованным» общество, уничтожающее все вокруг ради удовлетворения своих сиюминутных потребностей? Ясно одно: один из биологических видов — человек -незаконно присвоили себе право роскошествовать за счет других народов, истребляя их, разрушая их жизненную среду. Научно-промышленный прогресс — это замечательно, это развитие, это постоянная победа человеческого разума над собственной ограниченностью. Но наука и производство оправданы только тогда, когда они способствуют жизни на планете, а не убивают ее.
Все, что производит человек, он изготовляет из природы. Можно даже сказать, что человек лишь перерабатывает то, что дает ему природа. И пока общество будет ориентироваться на исключительно потребительские ценности, общий уровень человеческого быта одних будет повышаться — другие же и природа будут гибнуть с ускорением. Кроме проблемы повышенного количества промышленных отходов, нельзя не упомянуть о резком увеличении в последние два десятилетия бытовых отходов. С расцветом потребительского бума, возросла индустрия рекламы, продукция которой изначально предназначена «на выброс». Здесь имеются в виду различные рекламные буклеты, упаковка и прочие вещи, созданные исключительно для привлечения внимания клиентов, ведь из огромного разнообразия однотипной продукции, представленной на прилавках супермаркетов, человек, естественно, выберет ту, что «выглядит лучше», то есть имеет более привлекательную упаковку. С точки зрения производителя, заинтересованного в реализации своего продукта, необходимость в дополнительной рекламе понятна: ему нужно зарабатывать деньги. С точки зрения человечества вообще, затраты на производство такого огромного количества и разнообразия пищевой и бытовой промышленности представляется авторам данного курса, по крайней мере, неразумным. В одной из медицинских телепередач проводились результаты социального опроса среди населения, показавшего, что средний Россиянин потребляет в 11 раз! больше сахара (в виде конфет, шоколада и всевозможных кондитерских изделий), чем это требуется для нормальной работы организма. И, если хорошенько задуматься, ведь многое из того, что потребляет современный человек, начиная от пищевых деликатесов и заканчивая телевизионными программами, является не просто излишним, но даже вредным, отвлекает его от других, более нужных и выгодных вложений времени и денег. Более того, сама природа человека противится такому излишеству: по статистике, каждый четвертый житель США (стране, где производство потребительской продукции на сегодня имеет самый высокий уровень) страдает ожирением, являющимся причиной многих серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Проблема ожирения и связанных с ним болезней остро касается и остальной части «цивилизованного» мира. Но даже такой протест природы — «изнутри человеческого тела» — сегодня, увы, не способен образумить затуманенный рекламой человеческий разум, и мы продолжаем бездумно тратить и уничтожать животворящие природные ресурсы — землю, воду, воздух — которые сегодня перешли в категорию невозобновляемых. Согласно одному меткому определению, современное человечество можно сравнить с динозавром, которому грозит вымирание: такая же маленькая головка и такое же большое туловище. Естественно, туловище это требует много-много «еды» — энергии, а вот для самоорганизации ради выживания мозгов явно не хватает. А ведь еще со времен Ньютона известно, что чем больше масса тела и чем выше его скорость, тем большей степенью инерционности оно обладает. Поэтому, хорошенько разогнавшись, такое тело уже не может быстро затормозить и изменить свой курс, даже осознав в критический момент необходимость такого изменения. Типичный пример — железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости к обвалившемуся в пропасть участку железной дороги. Человечество как социальная система, с огромным «туловищем» массой в 5 млрд. людей, в своей стремительной погоне за излишествами потребительства подобно глупому динозавру, несущемуся в пропасть и разрушающему все на своем пути. В чем причина такого поведения? Маловат общечеловеческий «мозг»? Или ему нет особого дела до других «функциональных частей» человеческого организма? А ведь задача для «общечеловеческого мозга» сложнейшая: необходимо снова научиться жить в гармонии с Природой. Её возможности по переработке наших промышленных отходов крайне ограничены. Человечество должно научиться тратить деньги не на войны, казино и прочие дорогостоящие излишества, а на создание экологически чистых энергосберегающих технологий, где решающую роль могут сыграть нанотехнологии, с помощью которых можно повысить эффективность солнечных батарей, помочь в улучшенном катализе нефти, создать новые источники хранения энергии. Кроме того, научный прорыв в нанотехнологии и создание ассемблеров-репликаторов даст человечеству принципиально новый способ экологически чистого «выращивания» продуктов из атомов и молекул, что поможет решить проблему экологического и энергетического кризиса. А развитие таких технологий, особенно на начальном этапе, не рыночно, ибо требуют больших затрат на образование, научные исследования и их техническую реализацию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|