Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль образования в современной России




 

За последние 10 лет в нашей стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода хода цивилизации к новому состоянию. На эти существенные изменения указывает одобренная Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Цель модернизации в этом документе определяется как создание механизма устойчивого развития системы образования, а в ряду общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость обновления этой системы, упоминаются:

ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что требует повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштаба межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Роль образования в этих условиях состоит:

в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа;

в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;

в кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;

в сохранении места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку. Смысл всего происходящего в образовании заключен в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией демократической России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Приоритет человеческого начала отражен в определении образования, содержащемся в Законе РФ об образовании. Первое место среди принципов, провозглашаемых данным законом, занимают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Для педагогики это означает переход от автократических установок на формирование людей как «исполнителей» к созданию условий для развития личности.

В 1990-х гг. в России был запущен механизм развития и саморазвития системы образования. Многое сделано для того, чтобы образование стало действенным фактором становления гражданского открытого общества.

Нелегкий процесс освобождения от заскорузлых догм, сковывающих живую мысль, множественность форм ее выражения, проникают и в сферу образования, где унылое однообразие сменяется педагогическим плюрализмом. Содержание образования стало вариативным. Многие учителя работают не по утвержденным начальством конспектам, а по собственным планам. Стремление к свободе и самостоятельности по большому счету необратимо.

Шаг вперед и два назад. Этот процесс не происходит гладко и бесконфликтно. Он характеризуется неравномерностью, отклонениями от прямого пути, а то и «откатами» в прошлое. Однако, несмотря на рецидивы возврата к однажды преодоленным стереотипам мысли и действия, на вообще присущую сфере образования инерционность, остаются действенными принципы гуманизации и демократизации, вариативности, альтернативности, многоукладности, развивающего характера образования и др. Тем не менее, противодействие переменам не сдает свои позиции. Обратный ход в образовании в силу его социальной природы Неизбежно сказывается на общественном прогрессе в целом, способствует архаизации общественных отношений. Иногда вместо провозглашаемой Правительством РФ модернизации образования впору говорить о его «демодернизации».

Одним из проявлений этой тенденции является попытка возрождения в сфере образования идеологического наследия николаевских времен, представленного в установках, авторство которых принадлежало известному своим консерватизмом министру просвещения С.С.Уварову (1786-1855).

В сборнике, посвященном формированию личности молодого человека, читаем: «В самое последнее время делаются попытки... найти свой, российский стратегический путь, свои главные ценностные ориентации, свою национальную идею». С этих позиций формула С.С.Уварова "православие - самодержавие - народность" представляется хорошей основой. Подчеркивались: 1) особая, ни с чем не сравнимая роль православия в жизни россиян; 2) представления о единой, неделимой и любимой стране-родине, цементировавшейся монархом-самодержцем; 3) определенное единство всего народа при безусловно признаваемые весьма больших различиях в сословном статусе, материальном благосостоянии, уровне образования и культуры. Прошедшие сто семьдесят лет делают необходимой определенную, но не принципиальную ревизию формулы С.С.Уварова».

В этот же ряд попадают и предложения о введении в общеобразовательной школе обучения религии путем включения православной культуры в число обязательных для изучения всеми школьниками учебных предметов. Это противоречит статье 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающей светский характер государства и невозможность провозглашения какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. Закон РФ об образовании гарантирует возможность получения образования независимо от отношения к религии. В законе говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Если цель образования сформулировать наиболее общим образом, в соответствии с тем, о чем шла речь в предыдущем разделе, можно сказать, что она заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Понятно, что один человек не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому для школы содержание образования, в котором общая цель получает конкретное педагогическое выражение, специально отбирается.

В образовании существует иерархия целей - от общественной цели-идеала до цели отдельного урока. Следует различать цели обучения, с одной стороны, и воспитания - с другой; цель воспитательной системы и цель преподавания учебного предмета; цель урока и цель воспитательного мероприятия; цель учебного задания и цель воспитательного воздействия.

Иногда эту иерархию уровней целеполагания не соблюдают, и тогда постановка целей оказывается чисто формальным действием. Например, если воспитательная цель урока в начальной школе формулируется как воспитание гуманизма применительно к первоклассникам, становится очевидным расхождение между уровнями общей цели и конкретной работы учителя в классе. Реальной, а не абстрактной целью в этом случае могло бы быть воспитание по-человечески доброго отношения к домашним животным, особенно если такая цель подкрепляется содержанием учебного материала. Это и было бы воспитание гуманизма у детей этого возраста на данном уровне.

Приблизительно с 1960-х гг. в общественном и, конечно, педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой, в частности, и продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его целями, содержанием и методами. Объективно назревшей необходимостью реформирования или, как теперь это называют, модернизацией, образования, затрагивающей фактически всех деятелей все учреждения образования, стало содержание образования, н первую очередь школьного. Происходит столкновение разных мировоззренческих позиций, философских и социально-ценностный установок, выходящих далеко за рамки самого образования.

О накале полемики дает представление отрывок из одной газетной публикации: «Содержание образования - самый больной вопрос для разработчиков. Это поле оказалось ими не возделано - руки не дошли - и было сдано без боя чиновникам, которые явочным порядком учинили на нем ползучую контрреволюцию, пытаясь подогнать содержание образования под "новые" стандарты, основанные на постановлениях ЦК ВКП(б) 30-х годов.

Из сказанного, по-видимому, ясно, сколь непроста проблема содержания образования и как она связана с конфликтом «старое - новое», или «модернизация-демодернизации». Она вовсе не сводится к выпуску очередной партии учебников, хороших ил«не очень, и не воплощается только в них, а затрагивает самые глубокие основы общественной жизни и личностной ориентации каждого человека. Необходимо целостное, концептуальное, обобщенное представление, как бы «вид сверху» на всю совокупностей вопросов, связанных с содержанием образования, в контексте современного положения дел в российском образовании.

Ввиду того, что такое представление невозможно дать без основательного анализа проблемы содержания образования, нужно рассмотреть ее специально.

образование педагогический гуманитарный гуманизация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...