Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочетание З-Ж и Ж-Ж произносятся мягко, как долгое Ж с мягким знаком, если оба звука относятся к корню слова.

ВЫЯВЛЕНИЕ ИДЕЙНОГО СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения.

Начиная анализировать материал по линии видений, подтекста, углубляя и расширяя свои знания о нем, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. В процессе работы мы заражаемся мыслями автора, осознаем то «не могу молчать», которое послужило основной для создания произведения, и таким образом познаем его идейную направленность. Авторская идея пронизывает произведение от начала до конца. От глубины вскрытия текста историко-литературного анализа зависит и эмоциональная насыщенность рассказа, и осмысление, образов, и оценка фактов, и действенная сила слова. История создания произведения проясняет для исполнителя его глубокий смысл, необычайно заостряет идейное содержание, заставляет передавать каждое событие в ярком и точном словесном действии.

Образность художественного текста, его насыщенность ассоциациями, видениями помогают сделать его своим, усиливают заразительность, полноту воздействия на слушателей.

 

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СВЕРХЗАДАЧА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ

 

Понять произведение в идейном плане еще не значит воплотить идею, донести ее. Это особенно подчеркивал В.И. Немирович-Данченко. Он писал, что идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах проведения и характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их чувства и мысли.

Работа над литературным материалом дает нам возможность доносить идею произведения до слушателей. Для этого, прежде всего, надо выстраивать сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учетом сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие осмысливалось в связи с общей идеей, которая таким путем будет по мере развития действия все полнее выявляться. Однако заостренность, целенаправленность авторской мысли зачастую тонет за детальным разбором каждого события в тексте. Накопление видений предметов, событий, подробное воссоздание действительности, анализ отдельных эпизодов – все это порой мешает взглянуть на текст в целом, дробит, останавливает действие. Необходимо собрать рассказ в единое целое, подчинить все авторскому замыслу. В литературном материале, в условиях рассказа об уже произошедших событиях, надо учиться подчинять отдельные эпизоды целому, сохранять перспективу мысли, перспективу развития действия.

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ВИДЕНИЯ

 

Сохранение непрерывной линии видений в сценическом творчестве – трудная задача. В рассказе видения имеют большую длительность. Много внимания уделяется описанию места действия; о людях мы рассказываем, воссоздавая в памяти их облик. Исчерпывающее знание описываемой действительности, подробнейшее вскрытие текста по видениям играет основополагающую роль в работе над рассказом. Именно в линии видений создается внутренняя жизнь произведения. Видения – яркие, конкретные, разнообразные – создают основу для превращения авторского текста в свой, личный рассказ о пережитом и перечувствованном. Процесс создания видений насыщает слова живыми человеческими эмоциями, включает в работу подсознание, творческую природу человека.

Особую роль играет умение рассказчика заразить своими видениями, переводя их в слово, умение не в декламации, не в объяснении сюжета, а в словесном действии вскрыть зрительно ощутимый процесс развития событий рассказа. Слушатель должен увидеть то, что происходит в рассказе. Слова чтеца, словно картины, должны возникать в сознании, воображении слушателя. Слушая, он должен видеть.

 

ОРФОЭПИЯ

 

Слово «орфоэпия» по происхождению греческое и означает «правильная речь». Орфоэпические нормы, т.е. нормы литературного произношения, складывались исторически, вместе со становлением и развитием русского языка. В своих основных чертах нормы современного литературного произношения сформировались вместе с русским языком к середине 19 столетия. В основу произносительных норм лег московский говор, одной из отличительных особенностей которого является аканье.

 

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ

 

пишется произноситься
1. А и О не ударные и находятся в начале слова или в первом предударном слоге произносятся как «А».
Аромат Облака Огорчить арАмат Аблака АгАрить
2. А и О ударные или находятся перед предударным слогом произносятся как средний звук между «А и Ы» (этот звук называется редуцированнй (ослабленный) звук а+ы= Ъ
Линейка Клубника Обезьяна ЛинекЪ КлубникЪ АбезьянЪ
3. Е и Я не ударные – произносятся как средний звук между «Е и И».
  Бегемот   Ячейка   Запятая   бЕгеЕмот   ЕчЕйкЪ   ЗапЕтаЕ
4. Звонкий слог в конце слова заменят соответствующими им глухими (закон ассимиляции или уподобления).
Клуб Лоб Клюв Берег Друг Багаж клуП лоП клюФ Берех друХ багаШ
5. Глухие согласные перед звонкими произносятся как соответствующие звонкие.
Просьба Сгорел Сзади Отгадать   К жене проЗьба Згорел Ззади аТгадать   Г жене
6. Перед сонорными Л, Р, М, Н и перед звуком В ассимиляции не происходит.
Из леса С роскошью К воде Из лиса С роскашью К ваде
7. Звук И переходит в Ы после твердой согласной, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим.
Кот и повар Из игры (выйти) В избе Пошел искать котЫповар ЫзЫгры вЫзбе пашолЫскать
8. Ч и Щ произносятся мягко.  
Чай   челнок щетка чЯй   челнок щьётка
9. Ж,Ш,Щ произносятся твердо.  
жевать железо шелест шинель жЭвать жЭлез шЭлест шИнель (исключение)
10. С-Ш, З-Ш произносятся как Ш-Ш.  
Низший класс Высший Залезший   бесшумный нисШШий класс выШШий залеШШий   беШШумный
11. С-Ж, З-Ж произносятся твердо как Ж-Ж, если находятся на стыке приставки и корня, предлога и слова.
изжога разжигать сжечь С жаром Без жира С жадностью иЖЖога раЖЖигать ЖЖечь ЖЖаром беЖЖира ЖЖаднастью

Сочетание З-Ж и Ж-Ж произносятся мягко, как долгое Ж с мягким знаком, если оба звука относятся к корню слова.

  позже наезжать прожженный   поЖЬЖЬе наеЖЬЖЬать проЖЬЖЬёный
13. Сочетание С-Ч и З-Ч произносится как С-Щ и З-Щ.
счет расчет счастье указчик разказчик Щёт раЩет Щастье укаЩик раСкаЩик
14. Сочетание Т-Ч и Д-Ч произноситься как долгое Ч (ЧЧ).
  Пулеметчик   подчеркнуть   пулемёЧЧик   паЧЧеркнуть  
15. Сочетание согласных Т_Ц, Д_Ц произносится как долгое Ц (ЦЦ).
  девятнадцать золотце   девитнаЦЦать золоЦЦэ
16. В сочетаниях С-Т-Н, З-Д-Н, С-Т-Л согласные Т и Д выпадают.
  прелестный страстный праздник счастливый поздно   прелеСНый страСНый праЗНик щаСЛивый поЗн
17. В сочетаниях С-Т-К, З-Д-К произношение согласной Т сохраняется.
невестка бороздка нивеСТка бароЗТк
18. В сочетаниях С-Т-В звуки С-Т перед мягким В смягчаются.
  Отечественный фильм   общественнй   атечеСТЬвенный   абщеСТЬвенный
19. Имена прилагательные в единственном числе, оканчивающиеся на –КИЙ, -ГИЙ, -ХИ, произносятся как звук между А+Ы (Ъ)
гибкий беленький долгий ветхий ГибкЪЙ БелинькЪЙ ДлогЪЙ ВетхЪЙ
20. Окончание прилагательных во множественном числе Ы-Е или И-Е произносятся как ЫИ или ИИ.
быстрые любимые дорогие могучие быстрЫИ любимЫИ дарагИИ магучИИ
21. Глагольное окончание СЬ в большинстве случаев произносится твердо.
боюсь улыбаюсь борюсь баюсЪ улыбаюсЪ барюсЪ
22. Глагольные окончания СЯ произносятся твердо как СА (СЪ).
Защищайся смейся защищайСЪ смейСЪ
23. Глагольные окончания ШЬСЯ произносится как ШСА (ШСЪ).
загораешься   радуешься загараеШСЪ   радуеШСЪ
24. Глагольные окончания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как долгое Ц с А (ЦЦЪ).
поправляться заниматься   смеяться паправляЦЦЪ занимаЦЦЪ   смеяЦЦЪ
25. В глагольных окончаниях –КИВАТЬ, -ШВАТЬ и –ХИВАТЬ звук И произносится как средний звук между А+Ы (Ъ).
подчеркивать натягивать патчеркЪвать натягЪвать
26. Некоторые односложные предлоги с определенными существительными принимают на себя ударение НА, ЗА, ПОД, ИЗ, БЕЗ.
  НА спину, НА зиму, НА сорок   ЗА воду, ЗА голову, ЗА город,   ПОД ноги, ПОД гору   ПО лесу, По носу   ИЗ дому, ИЗ виду   БЕЗ вести, БЕЗ четверти, БЕЗ году неделя   Час ОТ часу, год ОТ году

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...