Наставление ловцу, входящему в лес
⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38
Дал ли Рерих из России — примите. Дал ли Аллал-Минг- Шри-Ишвара [234] из Тибета — примите. Я — С НИМ.
В час восхода я уже найду тебя бодрствующим, Ловец! Вооруженный сетью, войдешь ты в лес. Ты приготовился. Ты умыт и бодр. Тебя не стесняет одежда. Ты препоясан. И свободны мысли твои. Да, ты готовился! И простился с хозяином дома. Ты, ловец, лес полюбил. И ловом твоему роду благо ты принесешь. Затрубить ты готов. Большую добычу ты наметил себе. И не убоялся тягости ее. Благо! Благо! Вступивший! Крепки ли сети твои? Ты их укреплял долгим трудом? Испытал их пробными ударами? Ты весел? И если смех твой устрашит часть добычи — не бойся. Но не греми оружием и не окликай громко ловчих. Ах, при неумении, из ловца тебя сделают загонщиком. И даже ловчий будет хозяином твоим. Собери знание. Соблюди путь твой. Почему ты озираешься? Под красным камнем залег красный змей. И зеленый мох скрыл зеленую змейку. Но ее жало также остро. Уже с детства тебе твердили о змеях и о скорпионах. Целое учение страха! Но много щебечущих и свистящих полетит за тобою. И шорох переползет тропу твою. И завывание пронзит твое ухо. Из червей вырастают киты. И крот становится тигром. Но ты знаешь сущность, ловец. Это все — не твое. Твоя — добыча! Спеши! Не медли! Вступивший! Не истрать сети твои на шакалов. Добычу знает только ловец. Иногда тебе кажется, что ты уже многое знаешь. Но все-таки ты не знаешь, кем положены круги камней на опушке? Что они значат? И кого предостерегает знак на высокой сосне? Ты даже не знаешь, кто наполнил черепами овраг, в который ты заглянул? Но если и ты подвергнешься опасности —
не спускайся в овраг и не скройся за деревом. У тебя пути без числа и только один у врага. Из преследуемого сделайся ты нападающим. Как сильны нападающие и как бедны оправдывающиеся. Оставь защищаться другим. Ты нападай. Ибо ты знаешь, для чего вышел ты. И почему ты не устрашился леса. Священный, и страшный, и благословенный лес. Дай ловцу пройти тебя. Не удержи его. Не скрой пути и тропинки. И не испугай. Я ведь знаю, ты многоголосный. Но я слышал твои голоса. И ловец мой возьмет добычу свою. И ты, ловец, путь свой знай сам. Не верь зовущим и не обращайся к сообщающим. Ты, только ты, знаешь добычу твою. И не предпочтешь малую добычу, и препятствиями не огорчишься. Удивляющийся уже открыт для врага. Впавший в раздумье теряет сети свои. А потерявший возвращается назад в поисках. Но пойдешь ты вперед, ловец! Все оставленное позади — не твое. И ты знаешь это так же, как я. Ибо ты знаешь все. И припомнить все можешь. Ты знаешь о мудрости. Ты слышал о смелости. Ты знаешь о нахождении. И ты проходишь овраг только для всхода на холм. И цветы оврага — не твои цветы. И ручей ложбины не для тебя. Сверкающие водопады найдешь ты. И ключи родников освежат тебя. И перед тобой расцветет вереск счастья. Но он цветет — на высотах. И будет лучший загон не у подножья холма. Но твоя добыча пойдет через хребет. И, пылая на небе, поднимаясь над вершиной, она остановится. И будет озираться. И ты не медли тогда. Это твой час. И ты и добыча будете на высотах. И ни ты, ни добыча не пожелаете спуститься в лощину. Это твой час. Но, закидывая сеть, ты знаешь, что не ты победил. Ты взял только свое. Не считай себя победителем. Ибо все — победители, но точно не припомнят. Я привел тебя к широким рекам и необъятным озерам. И я тебе показал океан. Видевший бесконечное не потеряется в конечном. Ибо нет бесконечного леса.
И каждую топь можно обойти. Ловец! Мы вместе плели твои сети. Мы вместе ловчих искали. Мы вместе избирали места наилучшего лова. Мы вместе избегали опасности. Вместе мы утверждали наш путь. Без меня не познал бы ты океана. Без тебя не узнаю радость твоего счастливого лова. Я люблю тебя, мой ловец! И Сынам Света я лов представляю твой. И если бы ты даже ошибся. Если бы временно спустился в ложбину. Если бы даже оглянулся на черепа. Если бы смехом отстранил часть добычи. Но я знаю, что не переставая идешь ты для лова. Не смущаешься и не потеряешь пути. Ты знаешь, как по солнцу путь находить. И как по вихрю обернуться к дороге. А кто зажег его — Солнце? И кто пригнал его — Вихрь? Но из области Солнца говорю с тобою. Твой друг и наставник и спутник. Ловчие и загоновожатые пусть будут друзья. И после лова, отдыхая на холме, призови ловчих и загоновожатых. Расскажи им, как ты шел до холма. И почему ловец не должен ждать по оврагам. И как на гребне встретил добычу. И как ты будешь знать, что эта добыча — тебе. И как надо миновать малую добычу. Ибо кто идет к ней, тот с ней и пребудет. Расскажи также, как ловец несет на себе все признаки лова. И как он, только он, знает уменье и добычу свою. Не разгласи о лове не знающим о добыче. В час огорченья, в час бедности они наймутся загонщиками и через заросли примут участие в лове. Но пойми, ловец, пойми ты ловчих. С ними испей воду у костра отдыха. Пойми, понимающий. И, кончая ловлю, почини сети твои и задумай лов новый. Не пугайся и не пытайся пугать. Ибо если не испугаешь, страх обернется на тебя еще больший. Задумывай просто. Ибо все просто. Все прекрасно прекрасномысленное. Всякий страх ты победишь непобедимою сущностью твоею. Но если задрожишь, то пораженный, уничтоженный, ни кричащий, ни молчащий, утративший сознание времени, места и жизни — лишишься остатков воли. И куда пойдешь ты? А если кто из утомленных загоновожатых скажет тебе против ловли. Не слушай его, мой ловец! Размягчающие! Эти заслонившие себя сомнением! Какова будет их ловля? И что они принесут своим близким? Снова пустую сеть? Снова желания без исполнений? Потерянные, как утеряно
их бесценное время. Ловец — для лова. Не внимай часам утомления. В эти часы ты не ловец. Ты — добыча! Вихрь пройдет. Промолчи. И опять возьмешь рог свой. Не опаздывая, не бойся опоздать. И, настигая, не оберни голову. Все понятное непонятно. И все объясненное необъяснимо. И где предел чудесам? И еще последнее, о ловец мой! Если в первый день лова ты не встретишь добычу, не сокрушайся. Добыча уже идет для тебя. _______
Знающий ищет. Познавший — находит. Нашедший изумляется легкости овладения. Овладевший поет песнь радости. Радуйся! Радуйся! Радуйся! Ловец Трижды позванный.
1921 г., Чикаго
Толковый словарь
Аватара (санскр. — нисхождение, сошествие) — в индуистской мифологии нисхождение божества на Землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления «закона» (дхармы) и добродетели. Агни Йога (от санскр. Агни — огонь) — учение гималайских Махатм, основы которого были собраны и опубликованы в Улан-Баторе, Париже и Риге Еленой Ивановной Рерих в 14 книгах: «Листы Сада Мории» (т. 1 — «Зов», т. 2 — «Озарение»), «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность» (т. 1, 2), «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» (т. 1, 2, 3), «Напутствие вождю», «Аум», «Братство». Адамантиус (адамант) — алмаз. Армагеддон — в Библии («Откровение Иоанна») последнее поле битвы светлых ангельских сил под предводительством Архистратига Михаила с темным воинством «врага рода человеческого». Аллегорически символизирует решающую битву сил света и тьмы. Архат (санскр. — достойный) — в буддизме — святой, достигший высшего человеческого совершенства и стоящий на пороге нирваны, готовый стать буддой или боддхисатвой. Атлантида — легендарный континент в Атлантическом океане, трагически погибший в результате катаклизма, вызванного тем, что негативный духовный потенциал его народа превысил определенные рамки. Живая Этика утверждает наличие непосредственной связи между духовно-психическим состоянием масс и сейсмической активностью. Aтман — одно из центральных понятий индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало Вселенной и человека.
Аура (греч. — веяние) — комплекс энергетических излучений человека, животного, растения или объекта неживой природы. У человека характеризует его физическое и психическое состояние. Беловодье — русский вариант названия легендарной Шамбалы, обитель святых старцев в горах на Востоке. Беспредельность — в Живой Этике термин, обозначающий Вселенную, космос во всей совокупности многоразличных аспектов этого понятия, характеризующий один из наиболее фундаментальных принципов организации жизни и всего мироздания, а также их эволюции. Бикху — монах в южном буддизме. Благословенные — см. Иерархия. Бодхисатва — архат, достигший нирваны, но отказавшийся от нее ради помощи страждущему человечеству. Брама — в индуизме божество, составляющее вместе с Вишну и Шивой божественную троицу (тримурти). Брамин — в Индии представитель индуистского жречества, составляющего высшее сословие. Будда (санскр.— просветленный) — в буддизме архат, достигший нирваны. Веды (санскр.— священное знание) — древнейшие памятники индийской религиозной литературы (конца 2-го — начала 1-го тысячелетия до н. э.), сборники гимнов и жертвенных формул. Великое Служение — в Живой Этике жертвенное беззаветное служение на благо мира и человечества. Владыка — определительный эпитет высокого иерарха (см. Иерархия). Гомункулус (лат. — человечек) — по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно якобы получить искусственно. Существо, внешне походящее на человека, но не являющееся таковым в действительности (лишенное человеческой души). Грааль — в западноевропейских средневековых легендах таинственная чудодейственная святыня, сокровище мира, хранимое братством святых рыцарей. В одном варианте легенды Грааль предстает чашей, в которой совершил первое таинство евхаристии сам Иисус Христос на тайной вечере и в которую собрал его кровь Иосиф Аримафейский. В другом варианте Грааль — камень, обладающий чудесной силой, принесенный с небес на землю ангелами. Гуру (санскр.) — духовный наставник, учитель. Далай-лама — первосвященник ламаистской церкви в Тибете, являвшийся также в период независимости Тибета главой государства. Дальние миры — в Живой Этике иные планеты и звезды во Вселенной, а также «тонкие» энергетические миры. Дхарма — одно из центральных понятий индуизма и буддизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон, нравственно-социальное установление для «праведной жизни», первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности.
Дэвы — божества древнеиндийской мифологии. Евхаристия — одно из таинств христианской церкви. По церковным представлениям, при совершении священником евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христа. Живая Этика — одно из названий Учения Махатм Шамбалы, характеризующее один из основных аспектов этого учения. Знамя Мира — белый стяг с красным знаком трех кругов, заключенных в окружность, символизирующий прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге вечности. Предложен Н. К. Рерихом как флаг и эмблема Пакта международной охраны культурных ценностей. Иерархия — в Живой Этике 1) закон взаимозависимости низшего с высшим (более совершенным и эволюционно развитым); 2) соборное определение светлых сил мироздания, стоящих выше человека на эволюционной лестнице. Иерофант — руководитель, наставник, посвящавший учеников-неофитов в таинства мистерий. Каббала (древн.—евр.— предание) — мистическое течение в иудаизме, соединившее неоплатонический пантеизм с гностицизмом и иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Карма (санскр, — деяние, поступок) — 1) закон причинно-следственных связей, согласно которому судьба человека слагается как результат всех его добрых и дурных дел, намерений и стремлений; 2) судьба человека, складывающаяся по закону кармы. Коран — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, притч и установлений пророка Мухаммеда. Космос (греч. — строение, упорядоченность, надлежащая мера, мировой порядок, мироздание, красота) — мироздание в единстве всех аспектов этого понятия (как, например, макрокосмос — внешняя Вселенная, микрокосмос — человек и т. д.). Целостная, упорядоченная, «проявленная», то есть организованная из хаоса в соответствии с определенным законом, Вселенная. Древнегреческий космос подчеркивает идею эстетичности устроения мироздания, где красота выступает первейшим признаком и критерием совершенства. Кундалини — «змеиная сила», в индийской йоге творческая психическая сила, дремлющая у обычного человека в латентном состоянии. Управляемая йогом, она способствует раскрытию центров-чакрамов и творческому преображению всей нервно-психической деятельности человека. Лама (букв, учитель) — буддийский монах в северной Индии, Тибете и Монголии. Логос — одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «Слово» и «Смысл». Введено Гераклитом как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса. В христианстве Логос отождествлен с Христом. Магия (or греч. mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с механическими манипуляциями особыми предметами, словесными и письменными формулами с целью установления связи с миром духов и воздействия на события в окружающем мире. Майя — философская категория в индуизме и буддизме, причина видимого физического мира, сила, посредством которой единый абсолют предстает конечным, множественным и изменчивым в виде материальной вселенной, жизни. Понятие майи характеризует также «иллюзорность» физического мира, скрывающую стоящую за ней высшую реальность. Материя Матрикс — космическая первоматерия, материал построения физического мироздания. Матерь Мира — в древнейших мифологиях женский аспект божества, подательница и хранительница жизни, покровительница человечества. Махатма (санскр. — великая душа) — в индийской философии душа мира, олицетворяющая высшее бытие и высшую истину. Дается как своеобразный титул особо выдающимся, духовно развитым людям, соединившимся в своем сознании с высшей мировой душой (архаты, бодисатвы, риши...), а также используется как определенный эпитет учителей гималайского братства Шамбалы. Мистерия (греч.— тайна, таинство) — в Древнем Египте, Вавилонии, Греции, Риме... тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные — мисты. Монсальват — в средневековой Европе легендарная священная гора, венчающаяся замком тамплейзов — братства рыцарей святого Грааля. Символ духовной чистоты, святости, совершенствования и преданности. Музыка сфер — пифагорейский термин, связанный с представлением о звучании небесных сфер (звезд и планет в их движении), образующем величественную симфонию мироздания. Нирвана (санскр. — угасание) — центральное понятие буддийской философии, означающее сверхчеловеческое бытие, не поддающееся описанию в человеческих понятиях. Достигается с угасанием эгоистических желаний и страстей, то есть с освобождением от пут майи и посвящением себя на служение миру. В Живой Этике нирвана рассматривается как одна из ступеней развития жизни в космосе. Новый Мир — в Живой Этике грядущая эпоха культуры, духовности, разума и мировой общины. Огонь — 1) главенствующая стихия в представлениях о мироустройстве в древних философиях. Лежит в основе проявленного космоса; 2) в Живой Этике фигурирует и как основное качество «психической» энергии человека, откуда и происходит другое название этого учения — Агни Йога. Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных для познания и овладения в результате духовного подвижничества и специальной психофизической тренировки или же механического развития воли и магических манипуляций (в соответствии с чем оккультизм разделяется на «светлый» и «темный»). Перевоплощение — закон развития мира, являющийся важнейшей частью философских систем Древнего Востока. В Европе был принят в братствах орфиков, пифагорейцев, гностиков... Признавался в раннехристианских общинах и утверждался некоторыми отцами церкви (напр., Ориген). Согласно закону перевоплощения (или реинкарнации), человеческий дух в ходе своего развития проходит через ряд земных жизней. Прана (санскр.— дыхание, жизнь) — в индуизме жизненная энергия, разлитая в природе. Пранаяма — система дыхательных упражнений для регулирования притока праны. Пураны (буквально — древние сказания) — сложившиеся в IV—XIV веках эпические сказания, включающие космогонические мифы о богах и Вселенной, а также исторические предания о глубокой древности. Пустынный Лев — название одной из высших степеней духовного развития в Агни Йоге. Раввин — в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа. Риши — в индуизме великие святые, подвижники, давшие людям Веды. Садху — в индуизме нищий монах-подвижник. Самадхи (санскр.) — в индуизме высшее экстатическое состояние духовного подвижника. Скит — келья отшельника. Стигмат (греч.) — укол, рубец, пятно, знак. Тао (Дао) — одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность всего сущего, порождающее и организующее начало. Мир рассматривается как «воплощение» Дао. Телепатия (от теле- и греч. pathos — чувство) — парапсихологический феномен передачи мыслей и чувств на расстояние. Темные (силы) — в терминологии Живой Этики антиэволюционные человеконенавистнические силы, замкнутые на эгоизме и властолюбии. Теософия (от греч. theos — бог и sophia — мудрость) — религиозно-философское и оккультно-мистическое направление, основными чертами которого является стремление к органическому синтезу религий на основе их эзотерического содержания (при критическом отношении к экзотерическим догматам) в соединении с оккультно-мистическим знанием. Теософской традиции прилежат гностицизм, неоплатонизм, религиозно-мистические учения Я. Беме, Парацельса, Розенкрейца, а также Е. П. Блаватской. Терафим — охранительный, укрепляющий талисман, существующий в виде энергетического образования в астральном мире или «намагнетизированного» психической энергией предмета. Тонкое тело — оккультный термин, аналогичный понятию «душа». Трансмутация — эволюционное преображение, переход к более высокой форме организации. Третий глаз — в западном и восточном оккультизме, нервный центр, дающий возможность видеть скрытое обычному глазу (напр., ауру). Трипитака (санскр.) — три корзины (закона) — каноническое собрание священных текстов буддизма. Упанишады (санскр.— сокровенное знание) — заключительная часть Вед, их завершение («веда-анта»); основа религиозно-философских систем Индии. Содержание упанишад являет собой учение о духовном восхождении человека, «освобождении» духа. Период создания упанишад VII в. до н. э.— XV в. н. э. Учитель — обобщающий многогранный термин, включающий представления о высшем «Я» человека, высшей душе мироздания, Махатмах Шамбалы; а также непосредственном духовном наставнике, старце, духовном отце, обрести которого в жизни должен стремиться каждый человек. Таким образом, понятие Учителя полностью объемлет представления о цепи духовного водительства, именуемой иерархией. Флюиды (лат. — текучий) — энергетические излучения живых существ и физических предметов, образующие их ауру. Хаос — в древних мифологиях беспредельное недифференцированное первовещество, не имеющее никакой организации, из которого некая божественная первопричинная сила созидает проявленный космос. Центры (человека) — в Живой Этике нервно-психические узлы, потенциальные силы и функции которых мало освоены человеком (исключая святых и духовных подвижников). В терминологии классической индийской йоги — чакрамы (чакры). Чакры (санскр.) — то же, что центры. Чела (санскр.) — ученик духовного наставника (гуру). Шамбала (санскр.) — буддийское наименование места пребывания в Гималаях общины великих Махатм. Представления об обители святых и праведников в горах на Востоке распространены по всей Азии (Шамбала, Калапа, Долина бессмертных...), а также России (Беловодье) и Европе (Рипейские горы, Братство Грааля, Царство пресвитера Иоанна...). Второе значение термина Шамбала в буддизме — это олицетворение грядущей эпохи добра и истины (см. Новый Мир), века Майтрейи. Эзотерический (греч.) — «внутренний», предназначенный для посвященных, в отличие от экзотерического (внешнего). Как правило, любая крупная религия имеет экзотерическую сторону, предназначенную для большинства верующих, и эзотерическую — для монашества и служителей культа, а также еще более глубокую (как бы субэзотерическую), исповедуемую высшими духовными подвижниками и богословами-философами. Юга (санскр. — период, эра) — по индуистской концепции планета и человечество развиваются по закону спирального прохождения мировых циклов, в которых выделяются по четыре периода — юги (Крита или Сатья — совершенная юга, «золотой век», Трета, Двапара, Кали — черная юга, «железный век»). Живая Этика относит наше время к переходному этапу от Кали Юги, эры войн, падения нравственности и угнетения человека человеком, к Сатья Юге, эре мира, культуры и справедливости.
Библиография
1. Прижизненные издания произведений Н. К. Рериха на русском языке Собрание сочинений, кн. 1.— М., 1914. Цветы Мории.— Берлин, 1921. Пути Благословения.— Нью-Йорк, 1924. Сердце Азии.— Нью-Йорк, 1929. Держава Света.— Нью-Йорк, 1931. Твердыня Пламенная.— Париж, 1932 (1933). Священный дозор.— Харбин, 1934. Врата в будущее.— Рига, 1936. Нерушимое.— Рига, 1936.
2. Сборники произведений Н. К. Рериха, изданные в СССР Из литературного наследия.— М., 1974. Алтай-Гималаи.— М., 1974. Зажигайте сердца.— М., 1990. Избранное. — М., 1979. Стихотворения. Проза.— Новосибирск, 1989. [1] Настоящая статья представляет собой сообщение С. Н. Рериха на научной конференции в Академии художеств СССР, посвященной 100-летию со дня рождения Н. К. Рериха (24—25 ноября 1974 г.), дополненное текстом интервью С. Н. Рериха для фильма В. Жданова и Ю. Белянкина «Рерих» (текст дан в отточиях).
[2] Добротолюбие — свод поучений наиболее выдающихся христианских подвижников первых веков, энциклопедическое руководство православной аскезы.
[3] Институт объединенных искусств и Международный центр искусств — организации, основанные Н. К. Рерихом в 20-х годах в Нью-Йорке.
[4] Лот — ветхозаветный праведник, предупрежденный Богом через ангелов о приближающейся гибели Содома и покинувший вместе с семьей обреченный город. Жена Лота превратилась в соляной столп при бегстве из Содома за то, что она оглянулась на гибнущий город вопреки запрету Бога.
[5] Уэльс — здесь Герберт Уэллс.
[6] Лига Культуры — международная общественная ассоциация, созданная по инициативе Н. К. Рериха в середине 30-х годов и прекратившая свою деятельность в период второй мировой войны. В настоящее время рериховская Лига Культуры возрождается в движении «Мир через Культуру».
[7] Ж. Сент-Илер — один из псевдонимов Е. И. Рерих.
[8] У нас сейчас восемьдесят восемь самых различных культурных учреждений... — Н. К. Рерих имеет в виду, что к середине 30-х годов в самых различных частях света им самим и его последователями было создано более восьмидесяти культурно-просветительских обществ, образовавших широкое всемирное общественное движение.
[9] Сен-Жермен (XVIII в.) — известный оккультист и политический деятель. Его происхождение и предполагаемая смерть покрыты тайной. Предание наделяет его даром предвидения и бессмертием.
[10] Курукшетра — поле великого сражения, описанного в «Бхагавадгите». Иносказательно символизирует духовную борьбу высшего «я» человека со своими низменными страстями.
[11] Академия — здесь Академия искусств в Нью-Йорке, созданная ближайшими сотрудниками Н. К. Рериха в США в конце 30-х годов.
[12] Ашока — в 268—232 гг. до н. э. правитель государства, охватившего территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Способствовал утверждению буддизма как господствующей религии в Индии.
[13] Акбар (1542—1605) — наиболее выдающийся правитель Могольской империи в Индии. Объединитель страны. Талантливый архитектор, покровитель наук и искусств. Основатель теософской религиозно-философской системы, синтезировавшей основы всех великих мировых религий: индуизма, буддизма, христианства, ислама...
[14] Джод-бай — супруга Акбара.
[15] Рамакришна (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836—1886) — индийский религиозный мыслитель, подвижник и общественный деятель. Идеолог адвайта-веданты (индийского учения о единстве космоса). Пламенный проповедник духовного родства всех религий и человеческого равенства без различия рас и сословий. Оказал огромное влияние на формирование индийского национального движения.
[16] Сергий Радонежский (ок. 1321 —1391 или 1392) — наиболее выдающийся из русских святых, известный своим духовным подвигом, многочисленными «чудесами» и энергичными усилиями по объединению и сплочению русских княжеств. Духовный наставник Дмитрия Донского, благословивший русской войско на Куликовскую битву и утвердивший закон престолонаследия Великих князей московских. Почитается народом и русской церковью как «от Бога данный России воевода».
[17] Ананда — любимый ученик Будды Гаутамы.
[18] Благословенный — один из определительных эпитетов Будды Гаутамы.
[19] Кассандра — в греческой мифологии дочь царя Трои Приама, получившая от Аполлона пророческий дар. Аполлон, отвергнутый Кассандрой, сделал так, что ее прорицаниям перестали верить. Так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей Париса от похищения Елены, что привело к Троянской войне и гибели Трои.
[20] Крукс Уильям (1832—1919) — английский физик и химик, президент Лондонского королевского общества, член Теософского общества (был лично знаком с Е. П. Блаватской), известный своими увлечениями в области таинственных свойств человеческой психики.
[21] Мейстерзингеры — немецкие средневековые поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды.
[22] Пювис-де-Шаванн (Пюви де Шаванн) (1824—1898) —французский живописец, мастер монументально-декоративной живописи. Представитель символизма. Сильно повлиял на становление творчества молодого Рериха.
[23] Кормон Фернан (1845—1924) — французский живописец и педагог, в парижской мастерской которого Н. К. Рерих занимался по окончании Петербургской Академии художеств.
[24] «Духовные ценности», «Переоценка», «Огонь Претворяющий» — статьи Н. К. Рериха.
[25] Плотин (ок. 204—270) — греческий философ, основатель неоплатонизма. Сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
[26] Рескин Джон (1819—1900) — английский писатель и теоретик искусства, апологет художественного творчества во всех областях человеческой деятельности.
[27] Бхагават Гита (Бхагавадгита) — часть 6-й книги «Махабхараты», относится к I тысячелетию до н. э., является философской основой индуизма.
[28] Отшельники Синаитские — Рерих имеет в виду монахов Синайского полуострова первых веков христианства.
[29] Труизм (англ.) — общеизвестная, избитая истина.
[30] «Cor Ardens (лат. — Пылающее Сердце) признает искусство универсальным средством выражения и свидетельства жизни. Оно выражает явления таким образом, что идеалы в искусстве выявляются сами одновременно во всех частях мира, и тем самым подтверждает созидательный импульс вне зависимости от церкви. Искусство должно твориться чистым духом во всей своей непреложности. Cor Ardens являет реальное движение к объединению, хотя бы и разделенных, но духовно близких людей. Мы должны восходить по пути благородства, энтузиазма и побед всеми силами нашего духа» (пер. с англ.).
[31] Благословенный — здесь махатма Мориа. [32] Учитель — здесь Иисус Христос. [33] Он, наверно, когда-то был художником... — см. в данном издании «Толковый словарь» — Перевоплощение.
[34] Иерихон — город VII — II тысячелетий до н. э. в Палестине. Разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков специально изготовленных труб завоевателей.
[35] Вивекананда (1863—1902) —индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель, ближайший ученик и наследник Рамакришны. Основал монашеский орден «Матх Рамакришны» и всемирную философскую и благотворительную общественную организацию «Миссия Рамакришны».
[36] «Вы не видите, что я, прежде всего, поэт». «Не может быть истинно религиозным тот, кто не способен воспринимать красоту и величие Искусства». «Пренебрежение искусством есть воинствующее невежество» (пер. с англ. [37] «What is Art» (англ.) — «Что есть Искусство».
[38] «В искусстве личность в нас посылает свой ответ Великой Индивидуальности, которая открывает Себя нам в мире бесконечной красоты через неосвещенный мир фактов» (пер. с англ.).
[39] См. статью «Культура — почитание Света». [40] Энигма (греч.) — загадка. [41] Лизипп (Лисипп) — древнегреческий скульптор, крупнейший мастер второй половины IV века до н. э.
[42] Библо — книжные иллюстрации. [43] Звезда Матери Мира — Венера. [44] «Master Institute of United Arts» (англ.) — Институт объединенных искусств.
[45] «Corona Mundi» (лат.) — Венец Мира.
[46] «Paths of Blessings» (англ.) — «Пути Благословения».
[47] «New Era» (англ.) — «Новая Эра».
[48] Розеттский камень — базальтовая плита с параллельным текстом на греческом и древнеегипетском языках, дешифровка которого положила начало чтению древнеегипетских иероглифов.
[49] Майтрейя — наиболее почитаемый в буддизме бодхисатва, грядущий преемник Будды Гаутамы, предсказанный им самим. С его приходом буддисты связывают окончательную битву сил света и тьмы и победу Нового Мира.
[50] Дом Милосердия — русская православная благотворительная организация в Харбине.
[51] Лувен, Реймс, Ипр — европейские города, богатые памятниками культуры, особо пострадавшие в первой мировой войне.
[52] Пакт — так называемый Пакт Рериха. Международное соглашение по охране культурных ценностей, предложенное Н. К. Рерихом. Подписано американскими государствами в 1935 году в Вашингтоне. Лег в основу всемирной конвенции, выработанной в 1954 году в Гааге.
[53] ...заповедь Триптолема, посланного Деметрою...— в греческой мифологии богиня земледелия и плодородия Деметра повелела людям через своего посланца Триптолема питаться плодами земли, воздерживаясь от кровавой пищи. [54] Терциус гауденс (лат.) — «третий радующийся». [55] Арматор (лат.) — вооружающий. [56] Мементо мори (лат.) — помни о смерти. [57] Молох — божество, требующее кровавых жертв. [58] Синодик — список умерших для церковного поминовения. [59] Конференции в Брюгге и Вашингтоне — три первые международные конференции Пакта Рериха (Брюгге — 1931, 1932; Вашингтон — 1933), завершившиеся подписанием Пакта американскими государствами в 1935 г.
[60] «Орифламма» (лат.) — «Пламенная Мадонна, или «Владычица Червонно-Пламенная» — картина Н. К. Рериха, написанная к конференции в Брюгге.
[61] Конфуций (ок. 551—479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства — этико-политического учения, главным содержанием которого является достижение всеобщего благоденствия через нравственное совершенствование личности.
[62] Гессар Хан (Гесер, Гэсэр, Гесар) — главный герой монголо-тибетского героического эпоса, широко распространенного в Центральной Азии. Борец за счастье народа, с новым приходом которого связывается приход нового времени мира и благоденствия.
[63] Пандавы — сыновья, потомки Панду. Династия, занимающая одно из центральных мест в «Махабхарате».
[64] Лангдарма — тибетский властитель, при котором прошла волна гонений на буддизм (около IX в.).
[65] Полуночное море — Северный Ледовитый океан. [66] Огненны кони Илию возносящие — по библейскому преданию, Илья Пророк был вознесен на небо в огненной колеснице.
[67] Вращаются колеса Иезекиила — имеется в виду библейское видение пророка Иезекииля.
[68] Капила — древнеиндийский мыслитель VII в. до н. э., основатель дуалистической философской системы санкхья.
[69] Никодим во нощи — по евангельскому преданию, Никодим — тайный ученик Иисуса Христа, не смевший этого показать и приходивший к нему по ночам.
[70] Хатшепсут — царица Древнего Египта, религиозный реформатор и покровитель искусств.
[71] Hysteria Magna (лат.) — истерия. [72] Маха Меру — в индийской мифологии высочайшая гора в центре мира — обитель богов.
[73] Sir Jagadis Bоse (Бос Джагдиш Чандра) (1858 — 1937) — известный индийский физиолог и биофизик, основатель и директор научно-исследовательского института физиологии в Калькутте; открыватель и исследователь биоэнергетической деятельности растений.
[74] Манас — разум (в терминологии европейского оккультизма). [75] Пламенный сослужил Святому Сергию — ученики Сергия Радонежского неоднократно имели видения огненного ангела рядом с ним при совершении им церковной службы.
[76] От пламенеющей чаши Сергий приобщался — также в житии Сергия Радонежского описывается видение сошествия неб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|