Виды рекламной деятельности
ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Изучение потребителя 2. Исследование потребительских свойств товара 3. Анализ рынка 4. Позиционирование
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Цели 2. Творческий подход 3. Планы использования 4. Бюджет
ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ СОЗДАНИЕ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА ДИНАМИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СИТУАЦИИ
2.2 Директ-маркетинг Директ-маркетинг является комбинированным, но самодостаточным направлением рекламной деятельности. Он выполняет функции классической рекламы, Паблик рилейшнз или Стимулирования сбыта. «ДМ – установление долгосрочных взаимовыгодных коммуникаций между фирмой и ее реальными клиентами, где максимальный сбыт продукции обеспечивается благодаря тому, что она выпускается под конкретных персонально известных потребителей».[6] Уникальность ДМ заключается в том, что фирма осуществляет рекламные контакты с реальными потребителями. В данном случае реализуется процесс, как бы обратный рекламе, когда существующий товар рекламируется через СМИ на широкую аудиторию. В ДМ проводят разбивку сегмента потенциальных потребителей на более мелкие группы с узкой специализацией и с учетом ряда других важных для рекламодателя характеристик клиента. Затем этим небольшим группам делается предложение покупки товара или услуги, клиентов поэтапно приближают к совершению покупки. Поэтому можно утверждать, что ДМ-коммуникация работает и на создание имиджа производителя и на увеличение сбыта продукции, как конечной цели любого бизнеса. Таким образом, товар продвигается на рынке с помощью комплекса маркетинговых коммуникаций. Разумеется, классическая реклама и ПР – основные направления рекламной деятельности. Тем не менее, четких граней между маркетинговыми коммуникациями не существует, поскольку в зависимости от намеченной цели рекламы каждая из них может выступать лишь в качестве средства другого вида деятельности.
Выставки также являются маркетинговой коммуникацией. Однако, поскольку это самостоятельный и динамично развивающийся в настоящее время бизнес, он требует более детального рассмотрения, что не представляется возможным в рамках данной работы. Поэтому выставки будут рассмотрены в дальнейшем лишь как средства ПР. Отправной точкой при разработке результативной рекламы неизменно является точное знание своей целевой аудитории. «Потребитель – король» - говорят американцы. Известный американский рекламист Н.У. Уэйер, который сто лет назад впервые ввел понятие «стратегия рекламной кампании» писал: «Первые пять лет, я проникся превосходством профессии. Следующие 15 лет пришлось разувериться в своих представлениях о причинах совершения покупок и познать истинные причины их совершения. Так что на самом деле люди оказывали свое влияние на меня. Я понял, что огромный вклад, вносимый рекламой, прямо противоположен тому, который ей обычно приписывают, и вклад этот заключается не в навязывании людям того, что хочет реклама, а в навязывании рекламе того, что хотят люди». А люди, как известно, бывают разные. Бывают приверженцы данной марки товара или услуги; люди, желающие и стремящиеся к потреблению, но делающие этого в силу разных причин. Люди, убежденные в ценности данного товара или услуги; люди, информированные о нем, но не имеющие реально выраженного интереса; люди, нейтрально или негативно оценивающие его; люди, чье мнение и образ жизни оказывают сильное влияние на решение отдельных групп населения; приверженцы продукции конкурента. И с каждым нужен свой разговор. Целевую аудиторию составляют люди, на которых направлены рекламные послания, заставляющие их действовать. Аудиторию необходимо выбрать по возможности более точно. Реклама одного и того же товара должна быть различной для разных категорий потребителей.
Пред разработкой рекламной кампании, прежде всего, рекомендуется проанализировать в каком из 7 возможных состояний покупательской готовности находится целевая аудитория. Эти состояния представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
2.3 Маркетинг, маркетинговые исследования, медиапланирование на российском рынке.
Наш рынок «дикий» не потому, что состоит из одичавших граждан, а потому, что наши производители товаров и услуг не используют цивилизованные подходы при решении своих коммерческих задач. Они были брошены в пучину бизнеса как не умеющий плавать на середину реки. Они пытались грести, часто не зная в какую сторону, потому что берега не было видно. Впустую тратилось много сил, и энергичная работа оказывалась малорезультативной. Но ведь существует же опыт, наработанный многими людьми, уже проделавшими этот путь. Очевидно, следует его изучить, проанализировать и использовать в собственной деятельности. На самом деле в мировой практике все уже было. И в настоящее время известно, что залогом достижения целей фирмы является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Рынок – это потребители, их нужды, а также масса товаров и услуг, изготовленных для удовлетворения этих нужд. Рынок – это постоянное движение. Рождаются и выходят из моды товары, меняются предпочтения и требования покупателей; производители, лидировавшие в отрасли вчера, отступают под натиском сильных конкурентов сегодня. Концепция эффективного товара, оптимальной цены на него, наиболее перспективных мест и методов продвижения, эффективная коммуникативная политика фирмы в отношении клиентов, партнеров должны быть скоординированы в рамках единой программы маркетинга. К сожалению, в настоящий момент разработать, грамотно реализовать и контролировать последствия такой программы могут себе позволить только довольно крупные фирмы. Поэтому для малых российских предприятий программа маркетинга зачастую сводится к рекламе в бесплатных изданиях, листовках и выбору выгодного места продажи их товаров/услуг.
Основой для принятия решений в сфере маркетинга являются маркетинговые исследования. Самая характерная и очень распространенная ошибка заключается в том, что маркетинг часто отождествляют с изучением рынка. Маркетинг – это подход к управлению производством и продвижению продукции, базирующийся на изучении нужд постоянных клиентов. Специалисты считают, что в российской предпринимательской среде до сих пор существует несколько проблем, вот основные из них: 1. Высокая стоимость и сложность аналитических процедур делают маркетинговые исследования недоступными для большинства фирм, что уже обсуждалось выше. 2. Скептическое отношение к информации, полученной в ходе маркетинговых исследований. 3. Заблуждение, связанное с тем, что в условиях современного рынка можно работать без его серьезного анализа. 4. Искаженное представление о простоте маркетинговых исследований, что позволяет проводить их самостоятельно. Разумеется, менеджеры фирм занимаются сбором информации по отдельным позициям. Однако, работа эта носит случайный характер, а результаты часто бывают субъективными. Только достоверная и корректная информация исследований способствует эффективности управления производством и продвижением товаров и услуг.
Маркетинговые исследования предоставляют возможность производителям получать информацию по следующим позициям: Ø Что представляет собой рынок товаров/услуг – его объем, сегментирование, структура (доли компаний, представляющих на рынке эти товары/услуги, доли различных марок); а также тенденция развития рынка Ø Что представляют собой потребители этих товаров/услуг – их нужды, отношение к марке, к точкам продажи и продавцам; где потребители приобретают эту продукцию и насколько ею довольны Ø Как выводить на рынок новый продукт, – какие существуют не восполненные потребности, тестирование цены и анализ каналов распространения
Ø Как наиболее эффективно представить продукт на рынке и как его рекламировать; развитие и эволюция продвижения, планирование продаж и получение медиаданных. Медиапланирование является пока что относительно новой сферой в исследовательской деятельности фирм. Но в настоящее время все большее значение начинает приобретать научный подход при разработке медиаплана, поскольку успех рекламной компании во многом зависит от качества плана и графика размещения рекламно-информационных материалов. Создание оптимального медиаплана – это не только поиск самого короткого пути к потребителю, это еще возможность абстрагироваться от конкурентов. С этой точки зрения считается крайне неудачным размещение рекламных обращений непосредственно в одном блоке с конкурентами. Особенно это касается TV-рекламы и радиорекламы, примеры чего мы можем наблюдать каждый день. Разумеется, сразу после выхода рекламы в СМИ вполне реален рост интереса к продукции и увеличение закупок. Однако, эффект этот отличается кратковременностью, что вполне естественно, потому что в подобных случаях можно говорить только об импульсивных или пробных покупках, а не о сформированном спросе. Кроме того, не следует забывать, что медиаплан – это не только план и график размещения рекламных обращений. Рекламная кампания включает весь комплекс маркетинговых коммуникаций, поэтому не менее важными являются директ-маркетинг и паблик рилейшнз.
Глава 3 Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности
3.1 Паблик рилейшнз – наука о рыночных и общественных связях.
Паблик рилейшнз – один из важных и активно развивающихся элементов современного рыночного механизма, непосредственно связанного с исследованием и формированием спроса и предложения во всех отраслях российской и мировой экономики. Одним из ключевых принципов механизма ПР является принцип обеспечения взаимной выгоды в коммерческой деятельности фирмы и общественности на основе честности и правдивости тех, кто реализует связи с общественными институтами. Не случайно Авраам Линкольн еще в 1865 г. утверждал: «Если вы хотите привлечь кого-либо на свою сторону, прежде всего, убедите его в том, что вы ему друг».[7] Открытость и честность были характерны и для российского предпринимательства XIX в., когда все крупные АО и компании обязаны были ежегодно публиковать результаты коммерческой деятельности в «Российских ведомостях». Эти принципы будут неполными, если их не дополнить принципами, провозглашенными английским социологом, основоположником ПР Сэмом Блэком:[8]
Ø Открытость информации. Этот принцип считается ведущим при формировании выгодных и гарантных отношений. Ø Опора на объективные возможности массового сознания, а также отношений между людьми и организациями, фирмами и общественностью. Ø Регулярная реорганизация различных внутренних подразделений, осуществляющих ПР, в целях максимальной адаптации к рыночным изменениям, а также предотвращение обюракрачивания. Ø Уважение индивидуальности, ориентация на человека, его творческие возможности; привлечение на работу специалистов высшей квалификации с максимальным делегированием полномочий вплоть до самых низовых исполнителей в целях предоставления возможности проявить свои способности к управлению, выразить собственную, отличную от других позицию. Этот принцип служит основой кадровой политики, от которой в огромной степени зависит коммерческий успех фирмы. Принцип уважения индивидуализма является одним из основополагающих элементов корпоративной социальной ответственности. В качестве примера успешного следования принципам ПР и использования основных концепций связей с общественностью можно привести деятельность Международного финансового объединения МЕНАТЕП, которое за один 1990 год смогло увеличить уставный капитал в десять раз, истратив при этом на практическую реализацию основных направлений ПР 5 млн. руб. В России основы ПР только зарождаются и преимущественно в крупнейших фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, корпорациях нефтяного и газового комплекса. В фирме или компании, где функционируют службы или специалисты ПР, удается снимать вредные слухи в обществе, успешно популяризировать направления коммерческой деятельности, спонсирования, благотворительности в целях внесения ощутимого вклада в экономику России. Развитие современного профессионального бизнеса неразрывно связано с концепцией ПР, без которой риск может оказаться неоправданным, а цели не достигнутыми. Российские коммерческие и государственные структуры настойчиво изучают основы ПР. Служба общественных связей создана в 1996 году на крупнейшем автомобильном акционерном обществе «АвтоЗИЛ». Управление по развитию общественных связей создано в РНК «ЛУКойл», АО «КамАЗ», «Юкос» и др. В России начала функционировать гильдия работников пресс-служб и служб Паблик рилейшнз, а также Российская ассоциация по связям с общественностью. Если в США подготовкой специалистов в области ПР занимаются более двухсот университетов и колледжей, то в России подобная подготовка на уровне высшей школы пока только начинается. Первые выпускники по специальности ПР появились лишь в 2000 году. Чтобы осуществлять планомерные, продолжительные мероприятия по созданию и поддержанию отношений с различными целевыми группами, необходимо иметь (как ранее я говорила во втором параграфе второй главы «целевая аудитория») полную и объективную информацию о состоянии и развитии каждой целевой аудитории в отдельности и в отношении ПР. Принципиальная модель организации ПР представлена в ПРИЛОЖЕНИИИ 5. На фоне социальной среды выполняется учет реакции общественности за счет обратной связи с постоянным преодолением «шумов», которые тормозят нормальное протекание процессов по связям с общественностью. Для преодоления неизбежных барьеров специалисты по ПР должны обладать комплексными знаниями и профессионализмом в таких областях, как социология, психология, юриспруденция, журналистика и, конечно же, менеджмент и маркетинг. Из приведенной схемы в ПРИЛОЖЕНИИ 6 очевидно, что цели социально-этического маркетинга формируются с учетом тесной взаимосвязи основных его составляющих – цены, продукта, системы формирования сбыта и организации товародвижения. Процветание фирмы возможно в тесной взаимосвязи перечисленных основных составляющих маркетинга с состоянием общественного мнения. Хотелось бы заметить, что ПР способствует не столько продвижению продукта на рынке, сколько повышению общего рейтинга товаропроизводителя в глазах общественности. Если элемент «товародвижение» имеет одну целевую аудиторию, то ПР выходит на многочисленные целевые аудитории, в которых потребители – далеко не самая главная целевая группа. Товародвижение является логическим завершением предыдущих составляющих маркетинговой деятельности. Именно в рамках этой составляющей осуществляется логистическое обоснование и выбор основных каналов продвижения грузов, оптимизация документооборота. Использование транспорта, тары, упаковки, оказание комплексных услуг по подготовке продукции к промышленному потреблению. Реализация этих маркетинговых задач невозможна без последовательного снятия проблем непонимания, вредных и ненужных слухов со стороны конкурентов для увеличения объемов продаж товаров в соответствии с запросами рынка. Чтобы сегодня выжить, надо ориентироваться на запросы клиентуры с учетом общественного мнения, а не только стремиться снизить издержки для получения любыми средствами прибыли. На всех этапах осуществления маркетинговой деятельности должен соблюдаться главный принцип ПР - обеспечение взаимной выгоды. При разработке товарной политики, ценовой стратегии, товарного знака, марки, упаковки, фирменного цвета и стиля неизменными спутниками являются услуги ПР. Так, например, для повышения имиджа и популярности фирмы в ОРТ Центрального телевидения пред новостями осуществляется многократное высвечивание эмблемы «спонсора» показа. Слово «спонсор» я указала в кавычках, так как в действительности заказчик просто оплачивает время для своей рекламной продукции перед выпуском новостей и не является спонсором по определению. Использование основных средств ПР помогает подтолкнуть целевую аудиторию покупателей к совершению действия по схеме:
Эмоции Действие Покупка
После реализации товара или услуги наступает ответственный момент оценки обратной связи с учетом мнений, вкусов и пожеланий. Для повышения популярности товара многие крупные фирмы прибегают к фантастическим трюкам в глазах общественности. Так, например фирма «Веджвуд» в Лондоне на фоне Тауэрского моста установила на четырех фарфоровых чашках двухэтажный автобус собственного производства, чтобы убедить общественность в чрезвычайной прочности фарфора. Эта акция имела ошеломляющий успех! Или вот пример международной акции. Только во время празднований нового 2003 года компания Pepsi выпустила свой фирменный напиток в голубом цвете. Мало кто откажется покрасоваться с бутылочкой «Пепси», наполненной голубой жидкостью с традиционным вкусом этого напитка. Рекламные формы, приемы, методы могут быть успешно использованы в организации ПР, но они не являются основополагающими. В это же время, приемы и основные элементы ПР могут быть реализованы при разработке конкретных маркетинговых программ. Взаимодополняющее взаимодействие ПР, рекламы и маркетинга обобщенно выражено на рисунке ПРИЛОЖЕНИЯ 7.
3.2 Связи с общественностью
Современная Россия по существу – новая страна. С одной стороны, она впервые на политической карте мира выступает в современных границах, с другой – она перестала быть тоталитарным и начала становиться демократическим государством. И, наконец, главное в ее обновлении – переход от централизованной к рыночной экономике, позволяющей гражданам проявить личную инициативу в решении задач экономической и социальной сферы. Все это привело к необходимости формирования нового национального самосознания. Государство, общество, экономические круги и средства массовой информации вынуждены находить новые точки соприкосновения. Демократизация, свобода слова и информации оказывают огромное влияние на становление товарно-денежных отношений при переходе от государственной к государственно-частной системе торговли. Появилась острая необходимость в более детальном использовании СМИ по всем направлениям маркетинговой деятельности. Сегодня любой потребитель может сопоставить цену, качество, полезность товара. Большая доля успеха в коммерции отводится умению маркетинговых подразделений взаимодействовать со специалистами ПР и СМИ. Взаимосвязь основных направлений работы СМИ в обществе (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). Рассмотренные функции СМИ показывают, что в совокупном своем проявлении средства массовой информации соответствуют основным направлениям формирования нашего общества. В современных условиях российской экономики возрастает значение средств массовой информации. Каждый институт СМИ имеет свои целевые аудитории слушателей, зрителей, учитывает специфику жизненного уклада каждой аудитории в отдельности. Пресса – это массовые периодические печатные изделия, т.е. газеты, журналы. Только в одной Москве выходит свыше 600 периодических изданий. Газеты выполняют одну из главных ролей СМИ. Для реализации связей с общественностью через периодику на Западе существует такая сфера деятельности, как «пресс рилейшнз» - отношения с прессой. Но обычно отношения по связям с общественностью поддерживают специалисты службы паблик рилейшнз фирм и компаний, располагающих пресс-центрами. Так в международном финансовом объединении МЕНАТЕП работает специальная компания «Мета-пресс», которая оказывает услуги коммерческим структурам в приобретении газетно-журнального пространства, эфирного времени, в создании информационных агентств, газет, журналов, а также в привлечении капиталов для долгосрочного финансирования СМИ. Радио располагает уникальными свойствами, делающими его общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом постоянно получают информацию. Радиоэфир формируется по временному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей. Телевидение и человек – одна из самых интимных и тесных коммуникаций в обществе. Сегодня любой предприниматель может свободно выбрать любую программу на любом канале, который, по его мнению, будет смотреть большая часть потенциальных покупателей. Двадцать лет назад из всех затрачиваемых на рекламу средств в России лишь 13% шли на телевидение. Почти все остальные делились между газетами. Сегодня же на телевизионную рекламу тратится более 70%, а к 2005 году предположительно около 80% средств на рекламу будет отдано телевидению. Телевидение ежегодно выпускает более 30 000 рекламных роликов, каждый из которых ежесуточно смотрит 9 из 10 потенциальных покупателей. Причем, многие специалисты утверждают, что игра с содержанием в рекламных роликах уже себя изжила, и что следующим этапом развития телевизионной рекламы будет игра с формой. Однако, многие предприятия, а особенно крупные бренды не готовы к столь серьезным переменам в связи с возможными рисками. Еще в 1989 году Байрон Ривз из Стенфордского университета, Эстер Торсон из Миссурийского университета и их коллеги начали изучать влияние обычных телевизионных приемов на активизацию ориентировочной реакции (инстенктивная реакция на внезапный или же неизвестный ранее раздражитель). Повышают ли зрительский интерес быстрая смена кадров, оригинальный монтаж, внезапные шумы? Наблюдая за деятельностью мозга зрителей, исследователи выяснили, что эти приемы могут подстегивать непроизвольные реакции и повышать зрительский интерес. Из чего следует главное – уникально не содержание, а форма подачи материала.9 После того, как Ривз и Торсон опубликовали свои результаты, ученые пошли еще дальше. Исследовательская группа Энни Лэнг из Индианского университета показала, что после внезапного раздражителя сердечная деятельность замедляется на четыре – шесть секунд. Перегруженость рекламных роликов стилистическими приемами оказывает сильное и постоянное воздействие на ориентировочную реакцию. Сегодня многие ролики упоминают рекламный продукт косвенно, как бы вскользь. Часто за интересным сюжетом трудно уловить суть. Впоследствии невозможно вспомнить, о какой продукции шла речь. И все же рекламодатели уверены: если им удалось завладеть вниманием зрителя, то, придя в магазин, он непременно выберет их товар. Это, говоря образно, подсознание напомнит оглохшему от информационного шума телезрителю, что где-то он слышал это название, но отчего-то не помнит где. И все же, для служб ПР налаживание контактов со СМИ является одной из главных задач в области передачи функции убеждения своим целевым аудиториям. Реализация основных направлений работы со СМИ всегда должна учитывать выбор подходящего момента, т.е. выбор подходящего удобного времени и нужной аудитории. Согласно отчету Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), объем рекламы на телевидении в 2002 году увеличился на 76%, до 900 млн долларов, в прессе – на 28%, до 60 млн долларов. Оборот наружной рекламы вырос на 45%, до 400 млн долларов, на радио – на 29%, до 90 млн долларов. Значительно выросли потоки рекламы в кинотеатрах и Интернете. Увеличилась доля российских рекламодателей – в совокупном объеме рекламных расходов она составила 61%, превысив 1,6 млрд долларов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Рост спроса на рекламу приводит к росту расценок: если в 2001 году минимальная стоимость минуты телерекламы составляла 500 долларов, то сегодня уже 935 долларов. Однако участники рынка не находят сегодняшние цены завышенными. «Цены на рекламу у нас находятся на нормальном уровне. Хотя мы уже перешагнули докризисный уровень цен, все равно один контракт в «прайм-тайм» в России стоит в четыре-пять раз меньше, чем, например, во Франции. То есть потенциал цен велик».10
3.3 Интернет на информационном рынке России.
Интернет для делового использования применялся только для подготовки и принятия решений на основании сбора предложений и замечаний от партнеров и распространения ответов на них. Следующим направлением использования интернета в бизнесе стала реклама, рассылаемая в режиме электронной почты потенциальным покупателям. Появились специальные фирмы, которые занимаются составлением списков адресов интернета. Услуги электронной почты являются самыми массовыми в рамках интернета. Объем их в середине 1997 г. составлял 8 тыс. сообщений в секунду. В октябре агентство Nielsen/NetRatings сообщило, что количество активных пользователей интернета перевалило за 220 млн. Ежедневно все они подвергаются интенсивному воздействию интернет-рекламы. Однако до недавнего времени доходы от нее практически не росли. Это было связано с общеэкономическим спадом, неготовностью заказчиков тратить на онлайновую рекламу значительные средства и ростом популярности новых, более дешевых рекламных форматов. Корпоративные расходы на рекламу постепенно начинают увеличиваться (ПРИЛОЖЕНИЕ 10), а популярные информационные сайты и поисковые машины – получать прибыль от рекламы; однако большинство рекламных агентств еще переживают тяжелые времена. На рынке онлайновой рекламы проходит процесс смены рекламных форматов и посткризисной консолидации. Рекламодатели, избавившись от первых иллюзий о всемогуществе онлайновой рекламы, начали применять к ней те же требования, что и к обычной рекламе. В частности, произошел переход от массированной рекламы к точечной и таким рекламным средствам, как контекстная реклама (размещение рекламных ссылок в результатах запроса в крупных поисковых машинах), спонсорская реклама (финансирование отдельных отчетов, статей с правом размещения своей рекламы в их «шапке») и участие в специализированных баннерных сетях. В первой половине 2002 года доля контекстной рекламы в общем объеме онлайновой рекламы составила 9% против 3% в первые шесть месяцев 2001 года. При этом расходы на баннерную рекламу несколько сократились, а их доля в общем объеме онлайновой рекламы уменьшилась на 4 %. Согласно прогнозам аналитического агентства Gartner Group, рынок онлайновой рекламы будет расти со скоростью около 14% в год, и к 2005 году мировые расходы на рекламу превысят 15,4$ млрд. Однако уверенно говорить об окончании спада на рынке интернет-рекламы все-таки рано, поскольку доходы участников выросли только в третьем квартале. Примером использования возможностей интернет для внешней торговли являются Trade Information Centers (TIC), ориентированные на обслуживание экспортно-импортных операций малого бизнеса. Они представляют информацию только ту, которая нужна клиентам. Это прежде всего данные: Ø О рынках, покупателях и продавцах всех стран мира и собственной страны Ø О специфике международных операций Ø О потребностях в продаже и покупке ресурсов и товаров, о готовящихся и реализуемых контрактах Таким образом, рекламная деятельность была перепрофилирована в международное торговое информационное агентство, услугами которого пользуются больше половины фирм мира. Интернет в России становится эффективным во всех областях предпринимательства – от рыночных исследований до формирования комплектов документов на каждом этапе продвижения продукции от изготовителя до конечного потребления. Сказанное дает основание сделать вывод: интернет – информационная магистраль будущего.
Заключение В этой работе я постаралась вкратце изложить суть рекламы, ее виды, ее роль и проявления в коммерческой деятельности в мире и нашей стране. К сожалению, компании в России еще только присматриваются к фирменному стилю и не всегда понимают, что именно полное его проявление приносит выгоду в первую очередь самой фирме. Поэтому отношения с потребителями в ведущих отечественных компаниях стали важнейшими направлениями службы ПР. Практика развития рыночных отношений у нас в стране достаточно широко использует оценку обратной связи с покупателем через работу с претензиями и рекламациями. Но в последние годы отмечаются тенденции самостоятельных оценок качества обслуживания путем разработки методик оценки таких как «карты безразличия» и т.п. Часто в рекламе не учитывается временной фактор, а упущенное время – это всегда упущенные возможности. Время – деньги! – утверждают американцы. А денег не хватает. На полноценную рекламную кампанию требуются огромные затраты, которые под силу только крупным фирмам. Мелкие же фирмы часто недооценивают силу рекламы или скупятся на квалифицированных специалистов, что, конечно, сказывается на эффективности коммерческой деятельности. Российский рынок рекламы еще нельзя назвать цивилизованным, так как очень немного рекламных агентств могут предложить весь спектр рекламных услуг. Из этой курсовой ясно видно, что работа над рекламой начинается задолго до того, как ее контуры окажутся зримыми, появится на бумаге в виде идей, засветятся рекламные ролики и заиграют герои. Рекламная кампания это не только конечный результат – рекламная продукция (листовки, объявления, рекламные ролики и т.п.), это еще продуманный маркетинг, медиапланирование, создание медиаплана, включающего и директ-маркетинг, и паблик рилейшнз, и тщательное изучение целевой аудитории. В основном, рекламные фирмы идут по «протоптанной дорожке» не предлагая ничего нового во избежание рисков. Например, интернет-реклама имеет у нас в стране гораздо меньшее развитие, чем в других экономически развитых странах. Здесь как нельзя, кстати, подходит гениальная цитата Д. Дэниэмса: «Чтобы быть эффективной, реклама должна соответствовать тому обществу, которое есть, а не тому, каким оно должно быть. Винить рекламу в болячках общества – все равно, что винить зеркало за бородавку у себя на носу». Но может быть то, что рекламный бизнес в России еще недостаточно развит, не так уж плохо, ведь у рекламных фирм есть к чему стремиться, а у коммерсантов есть надежда в будущем получать максимум пользы от рекламной кампании и за меньшие деньги. Уже по результатам 2002 года Россия вошла в десятку европейских стран с крупнейшими годовыми оборотами рекламного рынка и вышла на первое место среди стран Восточной Европы. Столь быстрый рост рекламного рынка объясняется тремя факторами: политической стабилизацией в обществе, которая приводит к росту инвестиций, в том числе и в виде рекламы; ростом покупательской способности населения и накалом конкурентной борьбы, заставляющей производителей увеличивать затраты на рекламу. Между тем отношение объема рекламного рынка к ВВП в России в этом году приблизилось к норме развитых европейских стран. Ожидается, что в будущем году, когда объем рекламного рынка достигнет 4 млрд долларов, это соотношение скорее всего превысит европейские нормы.
Список литературы
1. О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы: Указ Президента РФ № 1183 от 10 июня 1994 2. О рекламе: Федеральный закон РФ № 108-ФЗ. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 3. «В мире науки» Михаил Шиксентмихали, Роберт Кьюби // Телемания – это диагноз (стр. 46). Декабрь, 2002 4. «Прямые инВЕСТИции» Игорь Бабаев // Мы – колбасная страна (стр.6). № 5, 2002 5. «Прямые инВЕСТИции» Рустам Абрахимов, Олег Семеко // Сырье для роста (стр. 68). № 6, 2002 6. «Коммерсант» Сергей Канунников // МАП ограничит сетевые продажи, Дмитрий Синицын (стр.17) // Интернет-реклама меняет формат (стр.13). № 208/П (№ 2577 с момента возобновления издания), 18 октября 2002 7. «Эксперт» Максим Рубченко // Страна советов (стр.58). № 41 (347), 4 ноября 2002 8. «Эксперт» Петр Кирьян // Засидевшийся лидер (стр.40). № 40 (346), 28 октября 2002 9. «Эксперт» // Догоняем (стр.5). № 4 (358), 4 февраля 2003 10. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров – М.: Гном-Пресс, 1997 11. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости, 1990 12. Викентьев И.А. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнз – Спб, 1995 13. Дональд У., Гордон И.И. и др. Основы рекламного дела – Самара, 1996 14. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, выступать публично. Как перестать беспокоиться и начать жить – М., 1990 15. Котлер Ф. Основы маркетоинга. – М.: Прогресс, 1990 16. Кураков Л.П. и др. Теория развития предпринимательства и поведение покупателя – М.: Пресс-Сервис, 1997 17. Курс предпринимательства – М.: ЮНИТИ, 1997 18. Ляпина Т.В. Бизнес и коммуникации или школа современной рекламы – Киев, 2002 19. Маркетинг – М.: ЮНИТИ, 1995 20. Родионов И.М. Интернет для российских предпринимателей – М.: МЦНТИ, 1997 21. Уткин Е.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1997
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Виды рекламной деятельности ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
|