Перечислите и охарактеризуйте функции менеджмента.
Раскройте сущность понятий «управление» и «менеджмент» и соотнесите их. Суть терминологического подхода раскрыта российскими учеными Л.Е.Евенко и И.Н.Герчиковой. Термин «управление» отличается от термина «менеджмент» тем, что, управление более обезличено; эти термины можно употреблять как синонимы. Выделяют виды управления: 1. техническое (управление естественными и технологическими процессами, например, обработка деталей на станках); 2. государственное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти); 3. негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движение в защиту окружающей среды). Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Виды менеджмента: 1. Производственный менеджмент 2. Финансовый менеджмент 3. Инновационный менеджмент 4. Стратегический 5. Инвестиционный 6. Производственный 7. Морально-психологический
Дайте характеристику периодам развития менеджмента. Древний период – с 9 – 7 тыс. лет до н.э. примерно до ХVIII в. Представители древнего периода: - Катон Старший - Никко Макиавелли - Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) - Платон (428 – 348 гг. до н.э.) - Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) Период развития – с 1776 – 1890гг. Представители индустриального периода: - Адам Смит - Р.Оуэна - Ч.Беббидж Период систематизации с 1890 – 1960 гг. (школы управления) Информационный период с 1960 – по настоящее время
Раскройте суть школ управления «административного управления». ПРЕДСТАВИТЕЛИ: - Анри Файоль - Король Адамецкий - М.Вебер
«человеческих отношений». ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Мэри Паркер Фоллет проанализировала стили руководства и разработала теорию лидерства. Д.МакГрегора выдвинул два подхода к организации управления: Первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника») Второй – на создании условий стимулирования у работника инициативы существует два типа отношений руководителя к подчиненному: - тип властного руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией «Х» характеризуется тем, что людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и по возможности они стараются от нее избавиться; из-за нежелания людей работать их нужно к этому принуждать, контролировать и держать под угрозой наказания – только так их можно заставить выполнять какую – либо работу, направленную на достижение целей организации; - тип либерального руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией «У», характеризуется тем, что контроль со стороны руководства и угроза наказания – далеко не единственные средства, позволяющие добиться от людей желаемых результатов; если люди осознают необходимость достижения какой – либо цели, то они проявят и самоконтроль и саморуководство. «научного управления». Возникновение науки управления относится к началу ХХ столетия. Ее основателем был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915гг.). Тейлор выдвинул три принципа для научной организации производства: 1. принцип функциональной дифференциации. 2. принцип специализации.. 3. принцип материальной заинтересованности. Френк и Лилиан Гилбреты провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
Гаррингтон Эмирсон (1853 – 1931гг.). Он занимался научной работой, банковскими операциями, выполнял экономические и инженерные изыскания был профессиональным консультантом по менеджменту. В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. – главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности».
Раскройте содержание процессного, системного и ситуационного подходов.
Зарождение процессного подхода относится к 20-м гг. ХХ в. и связано с именем Анри Файоля. Первый этап – с 20-х гг. по настоящее время. Процесс управления рассматривается как взаимосвязанная цепь повторяющихся функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля. Второй этап – с 40-х гг. по настоящее время. Процесс управления дополнительно изучается как процесс принятия и реализации управленческих решений. Системный поход в менеджменте рассматривается как методология научного познания объектов систем управления и способа мышления менеджера по отношению к организации и управлению. Ситуационный подход возник в 60-х гг. ХХ века в дополнение к системному. Центральным элементом ситуационного подхода является ситуация. Ситуация – это система обстоятельств, условий и факторов, влияющих на организацию в данное конкретное время.
Перечислите и охарактеризуйте функции менеджмента.
1 – я функция - планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Эффективность планирования определяется тем, насколько соблюдены его принципы. Они следующие: 1. Принцип единства 2. Принцип участия 3. Принцип непрерывности 4. Принцип гибкости 5. Принцип точности
2 –я функция - «организация» в менеджменте употребляется в двух значениях. Первое значение относится к упорядочению деятельности людей, второе – к раскрытию структуры предприятия.
3 –я функция - мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
4 –я функция - контроль – процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Виды контроля: 1. предварительный контроль. 2. текущий контроль 3. заключительный контроль
Перечислите и охарактеризуйте методы менеджмента.
Организационно – административные методы управления опираются на власть руководителя. Воздействие через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, а также контролем за их выполнением и т.д. Формы проявления организационно – административных методов: 1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2) согласительные (консультация, компромисс); 3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.) Элементы организационно – административных методов:
Экономические методы управления – это совокупность способов воздействия путём создания экономических условий, побуждающих работников организации действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: 1. Планирование. 2. Кредитование 3. Финансирование 4. Ценообразование 5. Хозяйственный расчёт Социально – психологические методы управления состоят из двух групп методов: социальных и психологических. I. Социальные методы управления Они включают:
II. Психологические методы управления К ним относятся:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|