Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита национального предпринимательства России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием




 

Решения Правительства Российской Федерации по таможенно-тарифному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса.

В частности, среди наиболее значимых мер, касающихся тарифного регулирования рынков агропромышленной продукции, необходимо выделить следующие:

. В целях адекватного уровня защиты отечественных товаропроизводителей, оздоровления ситуации в российском животноводстве были скорректированы ранее установленные на 2009 год объемы тарифных квот на говядину, свинину и мясо домашней птицы, изменен порядок их распределения между участниками ВЭД, утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении данной продукции.

2. Учитывая нехватку качественного кожевенного сырья на отечественных предприятиях и снижение объемов импорта сырых шкур и кожевенного полуфабриката, снижены с 5% до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды дубленой кожи.

.   В целях улучшения таможенного администрирования и предотвращения «перетекания» товарных позиций сыров из дешевого ценового сегмента в дорогой, с более низкой ставкой ввозной таможенной пошлины, из Таможенного тарифа Российской Федерации были исключены ценовые диапазоны и введена единая комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сыров в размере 15%, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

.   В связи с изменившейся конъюнктурой рынка сахара с 1 мая по 31 декабря 2009 года введена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 165-270 долларов за тонну (вместо 140-270 долл./т) в зависимости от уровня мировых цен на сахар-сырец.

.   В целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обострения конкуренции со стороны импортируемых товаров повышены ставки ввозных таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг).

В 2009 году были приняты также решения, устанавливающие параметры таможенно-тарифного регулирования продукции ЛПК и АПК на 2010 год, в том числе в условиях функционирования таможенного союза.

Так, с учетом падения спроса на необработанную древесину на внешних рынках и кризисных явлений в отечественной переработке древесины на 2010 год были продлены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды необработанной древесины, установленные с 1 апреля 2008 года.

С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию, с сохранением «странового» принципа распределения квот между государствами- поставщиками, а также «исторического» принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.

Кроме того, были согласованы и включены в Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» следующие меры регулирования мясного рынка стран таможенного союза:

· увеличен ценовой порог на высококачественную говядину с учетом изменения мировых цен с 3000 евро за 1000 кг до 8000 евро за 1000 кг, что позволит не допустить случаев нарушения участниками ВЭД требований таможенно-тарифной политики и уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

·   повышены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины (коды ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)- 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) - 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг.

· увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных свиней (коды ТН ВЭД 0103 91, 0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, что позволит укрепить конкурентоспособность отечественной свиноводческой отрасли.

Установлены в ЕТТ с 1 января по 30 апреля и с 1 августа по 31 декабря ценовые диапазоны биржевой цены на сахар-сырец в размере 286,60-396,83 долл./т (13-18 ц./фунт) с утверждением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 140-270 долл./т, а также расширены диапазоны биржевой цены на период с 1 мая по 31 июля с 286,60 долл./т до 485,02 долл./т (13-22 ц./фунт) с установлением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 50-250 долл./т в указанном периоде. Предполагается, что данная мера, вступившая в силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», позволит скорректировать действующие ценовые диапазоны шкалы ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец и привести их в соответствие с существующей и прогнозируемой конъюнктурой мирового рынка сахара-сырца, снизить финансовую нагрузку на потребителей.

Принятые в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в АПК и ЛПК.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сделать вывод о том, что таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

· дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров,

·   применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.),

·   использование национальной системы преференций,

·   эффективный организационный механизм.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

В части таможенно-тарифного регулирования Правительством Российской Федерации в 2009 г. было принято 96 постановлений, из которых 63 касались ввозных и вывозных пошлин в отношении промышленных товаров, 17 - продовольственных и сельскохозяйственных товаров, 13 - вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, в том числе 12 - по их ежемесячной корректировке. Из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки.

Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Активнее должно осуществляться стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров"); повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта; унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

2. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

3. Таможенный кодекс таможенного союза. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011.- 176 с.

4. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 03.12.2007) «О таможенном тарифе» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

5. Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, №148(в ред. 30.11.2001) «О таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

6. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №574 г. Москва "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой" - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

.   Международные экономические отношения: конспект лекций/под ред. Н.И. Роньшина, Н.С. Носова. - М.: Эксмо, 2008. - 311 с.

.   Международная экономика: учебник/под ред. А.И. Михайлушкина, П.Д. Шимко. - М.: Высш. шк., 2002. - 342 с.

.   Международные экономические отношения: учебник/под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. - М: ИНФРА - М, 2009. - 528с.

.   Минаев, М.Н., Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ/М. Н. Минаев - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 326 с.

.   Фигурнова, Н.П. Международная экономика / Н.П.Фигурнова - М.: Омега, 2005. - 509 с.

13. www.customs.ru <http://www.customs.ru> - сайт Федеральной таможенной службы России.

.   www.economy.gov.ru <http://www.economy.gov.ru> - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

.   www.government.ru <http://www.government.ru> - сайт Правительства Российской Федерации.

.   www.roskazna.ru <http://www.roskazna.ru> - сайт Федерального казначейства.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица 1

Объем поступлений в федеральный бюджет

Годы

Показатели

  Поступления от вывозных пошлин (млрд. руб.) Поступления от ввозных пошлин (млрд. руб.) Всего (млрд. руб.) В процентах к доходной части федерального бюджета
2006 1 351,9 270,9 1 622,8 31,7
2007 1 895,8 341,6 2 237,4 35,6
2007/2006, % 140,2 126,1 137,9 повышение на 3,9 процентных пункта
2008 1 834,9 488,0 2 322,9 29,9
2008/2007, % - 3,2 142,9 103,8 снижение на 5,7 процентных пункта
2009 2 859,3 625,6 3 484,9 37,6
2009/2008, % 155,8 128,2 150,0 повышение на 7,7 процентных пункта
2010 2042,2 467,2 2509,4 34,2
2010/2009, % - 28,6 - 25,3 - 28,0 снижение на 3,4 процентных пункта

 

Источник: данные Федерального казначейства

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Таблица 2

Применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)

Код ТНВЭД Наименование товара

Объём импорта (млн. долл. США)

Размер ставки
    2009 2010 2010/2009  
6403 обувь стоимостью до 15 евро за 1 пару 1 140,8 695,7 61,0% 2 евро за пару
1701 сахар тростниковый или свекловичный в твердом состоянии 851,1 444,7 52,2% 165-340 долл. США за 1 тонну
2208 спирт этиловый неденатурированный 559,8 331,1 59,1% 2-4 евро за литр
0808 яблоки, груши и айва 408,0 428,4 105,0% 0,1-,2 евро за кг
1006 рис 158,0 138,6 87,8% 0,12 евро за кг

 

Источник: данные Минэкономразвития

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Таблица 3

Примеры применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)

Код ТН ВЭД Наименование товара

Объём импорта (млн. долл. США)

Размер ставки
    2009 2010 2010/2009  
8703 автомобили легковые (новые, б/у до 5 лет) 28 928,3 8 068,2 27,9% 30%-35%, но не менее 1,2-2,8 евро за 1 см куб. объема двигателя
0202 мясо КРС замороженное 2 451,5 2 145,4 87,5% 15% -30%, но не менее 0,15-0,3 евро за 1 кг
0203 свинина свежая, охлажденная или замороженная 2 091,0 1 820,5 87,1% 15%-75%, но не менее 0,25-1,5 евро за 1 кг
0207 мясо и пищевые субпродукты домашней птицы 1 258,2 1 012,2 80,4% 25%-80%, но не менее 0,2-0,7 евро за 1 кг
0805 цитрусовые плоды, свежие или сушеные 926,4 1 000,1 108,0% 5%, но не менее 0,02-0,035 евро за 1 кг

 

Источник: данные Минэкономразвития


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Таблица 4

Структура Таможенного тарифа в 2010, 2011 годах

 

Количество товарных позиций в Таможенном тарифе

Доля в Таможенном тарифе (%)

  2010 2011 2011/2010 2010 2011
Всего 11 368 11 165 98,2% 100,0 100,0
0% 1 258 1 196 95,1% 11,1 10,7
Адвалорные 5% 3 394 3 316 97,7% 29,9 29,7
Адвалорные 10% 1 680 1 652 98,3% 14,8 14,8
Адвалорные 15% 2 293 2 235 97,5% 20,2 20,0
Адвалорные 20% 774 804 103,9% 6,8 7,2
Специфические 345 247 71,6% 3,0 2,2
Комбинированные 1 611 1 660 103,0% 14,2 14,9

 

Источник: данные Минэкономразвития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...