Защита национального предпринимательства России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Решения Правительства Российской Федерации по таможенно-тарифному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса. В частности, среди наиболее значимых мер, касающихся тарифного регулирования рынков агропромышленной продукции, необходимо выделить следующие: . В целях адекватного уровня защиты отечественных товаропроизводителей, оздоровления ситуации в российском животноводстве были скорректированы ранее установленные на 2009 год объемы тарифных квот на говядину, свинину и мясо домашней птицы, изменен порядок их распределения между участниками ВЭД, утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении данной продукции. 2. Учитывая нехватку качественного кожевенного сырья на отечественных предприятиях и снижение объемов импорта сырых шкур и кожевенного полуфабриката, снижены с 5% до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды дубленой кожи. . В целях улучшения таможенного администрирования и предотвращения «перетекания» товарных позиций сыров из дешевого ценового сегмента в дорогой, с более низкой ставкой ввозной таможенной пошлины, из Таможенного тарифа Российской Федерации были исключены ценовые диапазоны и введена единая комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сыров в размере 15%, но не менее 0,5 евро за 1 кг. . В связи с изменившейся конъюнктурой рынка сахара с 1 мая по 31 декабря 2009 года введена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 165-270 долларов за тонну (вместо 140-270 долл./т) в зависимости от уровня мировых цен на сахар-сырец. . В целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обострения конкуренции со стороны импортируемых товаров повышены ставки ввозных таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг).
В 2009 году были приняты также решения, устанавливающие параметры таможенно-тарифного регулирования продукции ЛПК и АПК на 2010 год, в том числе в условиях функционирования таможенного союза. Так, с учетом падения спроса на необработанную древесину на внешних рынках и кризисных явлений в отечественной переработке древесины на 2010 год были продлены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды необработанной древесины, установленные с 1 апреля 2008 года. С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию, с сохранением «странового» принципа распределения квот между государствами- поставщиками, а также «исторического» принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год. Кроме того, были согласованы и включены в Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» следующие меры регулирования мясного рынка стран таможенного союза:
· увеличен ценовой порог на высококачественную говядину с учетом изменения мировых цен с 3000 евро за 1000 кг до 8000 евро за 1000 кг, что позволит не допустить случаев нарушения участниками ВЭД требований таможенно-тарифной политики и уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме; · повышены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины (коды ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)- 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) - 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг. · увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных свиней (коды ТН ВЭД 0103 91, 0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, что позволит укрепить конкурентоспособность отечественной свиноводческой отрасли. Установлены в ЕТТ с 1 января по 30 апреля и с 1 августа по 31 декабря ценовые диапазоны биржевой цены на сахар-сырец в размере 286,60-396,83 долл./т (13-18 ц./фунт) с утверждением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 140-270 долл./т, а также расширены диапазоны биржевой цены на период с 1 мая по 31 июля с 286,60 долл./т до 485,02 долл./т (13-22 ц./фунт) с установлением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 50-250 долл./т в указанном периоде. Предполагается, что данная мера, вступившая в силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», позволит скорректировать действующие ценовые диапазоны шкалы ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец и привести их в соответствие с существующей и прогнозируемой конъюнктурой мирового рынка сахара-сырца, снизить финансовую нагрузку на потребителей. Принятые в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в АПК и ЛПК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать вывод о том, что таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся: · дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров, · применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.), · использование национальной системы преференций, · эффективный организационный механизм. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». В части таможенно-тарифного регулирования Правительством Российской Федерации в 2009 г. было принято 96 постановлений, из которых 63 касались ввозных и вывозных пошлин в отношении промышленных товаров, 17 - продовольственных и сельскохозяйственных товаров, 13 - вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, в том числе 12 - по их ежемесячной корректировке. Из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки. Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.
Активнее должно осуществляться стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров"); повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта; унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 2. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 3. Таможенный кодекс таможенного союза. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011.- 176 с. 4. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 03.12.2007) «О таможенном тарифе» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 5. Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, №148(в ред. 30.11.2001) «О таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». 6. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». . Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №574 г. Москва "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой" - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». . Международные экономические отношения: конспект лекций/под ред. Н.И. Роньшина, Н.С. Носова. - М.: Эксмо, 2008. - 311 с.
. Международная экономика: учебник/под ред. А.И. Михайлушкина, П.Д. Шимко. - М.: Высш. шк., 2002. - 342 с. . Международные экономические отношения: учебник/под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. - М: ИНФРА - М, 2009. - 528с. . Минаев, М.Н., Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ/М. Н. Минаев - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 326 с. . Фигурнова, Н.П. Международная экономика / Н.П.Фигурнова - М.: Омега, 2005. - 509 с. 13. www.customs.ru <http://www.customs.ru> - сайт Федеральной таможенной службы России. . www.economy.gov.ru <http://www.economy.gov.ru> - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. . www.government.ru <http://www.government.ru> - сайт Правительства Российской Федерации. . www.roskazna.ru <http://www.roskazna.ru> - сайт Федерального казначейства.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 Объем поступлений в федеральный бюджет
Источник: данные Федерального казначейства
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2 Применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)
Источник: данные Минэкономразвития
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 3 Примеры применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)
Источник: данные Минэкономразвития ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 4 Структура Таможенного тарифа в 2010, 2011 годах
Источник: данные Минэкономразвития
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|