Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникация в социальной работе




 

В современной социокультурной и образовательной ситуации проблема развития коммуникативной культуры приобретает чрезвычайную значимость. Культура взаимодействия – коммуникативная культура – осознается средством и механизмом решения проблем на всех уровнях жизнедеятельности человека, в ней скрыты возможности преодоления социальных, экологических, национальных, религиозных, конфликтов современного противоречивого мира. Низкий уровень коммуникативного развития препятствует профессиональному и личностному росту специалиста.[44]

В научный тезаурус категория коммуникативной культуры вошла сравнительно недавно, когда появился устойчивый интерес к проблемам коммуникации, информации, культуры. Тем не менее, ни в словарях, ни в энциклопедиях эта категория еще не нашла своего места. В настоящее время создана определенная научная база, сформулирован круг идей, положений, подходов в понимании коммуникативной культуры. В педагогических исследованиях коммуникативная культура характеризуется как концентрированное выражение личности специалиста, её носителя; как индикатор ценностей; как важнейший компонент профессионального мастерства. В психологических исследованиях коммуникативная культура рассматривается в системе качеств личности. Некоторые ученые считают, что основу коммуникативной культуры специалиста составляет профессионально-педагогическая общительность учителя как его профессиональное качество.[45]

Проявление коммуникативной культуры исследователи видят в диалоге, который понимается, как умение слушать и слышать, понимать человека, транслировать информацию, давать обратную связь. Несмотря на некоторые наработки в области исследования, остается целый ряд проблем, требующих изучения. Так, все еще не существует её целостно сформулированной концепции; не систематизированы знания по различным аспектам коммуникативной культуры, рассредоточенные по многим дисциплинарным областям (риторика, теория общения, тория коммуникации и др.); не разработан содержательно-функциональный и профессионально-коммуникативный технологический компоненты.[46]

Основной недостаток традиционных подходов к феномену коммуникативной культуры некоторые авторы видят, во-первых, в определении её исключительно как взаимодействия человека с человеком, во-вторых, в сведении её, как правило, к культуре общения, в-третьих, в полном игнорировании каких-либо иных способов коммуникации, кроме вербальных/невербальных. Однако такое понимание коммуникативной культуры является, по их мнению, довольно узким, поскольку не соответствует её сущностному содержанию. Анализ атрибутивных свойств коммуникативной культуры – коммуникации, информации, культуры – показывает, что она представляет собой многомерную, многоуровневую, полифункциональную систему семиотического взаимодействия человека не только с другими людьми, но с окружающим миром в целом (с социумом, с природой).[47]       

Социальному работнику предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в проблемах общения, развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями о взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Если исходить из понимания сущности социальной работы как процесса помощи и взаимопомощи, который лежит в основе различных социально-исторических моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими, то очевидно её сходство с ключевыми смыслами общения.[48] Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимое дело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т.п. Общаясь, люди помогают друг другу развиваться – личностно и духовно. Общаясь, люди помогают друг другу преодолеть многое негативные ситуации, например страхи. Испокон веков человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному, даже очень могущественному, облеченному властью.

Нужда в объединении обусловлена не только противостояние человека и опасной природы, угрожающей человеку физическим уничтожением. Необходимость объединения, побуждающая человека заботиться о ближнем, помогать «слабому», во многом обусловлена необходимостью «сильного» получить подтверждение своего отличия от «слабого». Таким образом, общение можно рассматривать как сущностную характеристику социальной работы.[49] Изменение, развитие, свойственные живым системам, обуславливают необходимость разрешения проблемных ситуаций, которые зачастую перерастают в кризисные. Этим, по сути дела, и занимается социальный работник – через общение со своими клиентами.

Оказание помощи личности и обществу в осознании своей силы и слабости в процессе взаимовыгодного общения, побуждение потенциалов, позволяющих и отдельному человеку и государству отнестись со вниманием друг к другу, объединить усилия в преодолении проблем, кризисных ситуаций и обрести необходимое равновесие на пути жизненного развития, – вот в чем состоит сущность социальной работы. И общение составляет при этом её ключевой элемент.[50]

Одной из важнейших тем многих зарубежных исследователей является роль социальных работников в решении социальных проблем. Они справедливо полагают, что общение является органически неотделяемой частью всякой социальной работы.[51] Общение социального работника и клиента – это специальный контакт. Общение с клиентом строится на основе вербального и жестового языка. Речевая культура социального работника – важнейшая составляющая профессиональных знаний и навыков.

Она включает владение профессиональной терминологией, деловым языком, правильной литературной речью.

Но, работая с различными культурными группами, необходимо знать их язык повседневного общения.[52] Некоторые авторы выделают в практике социальной работы социальное общение, которое можно рассматривать в двух аспектах: в более широком смысле как общение в социуме и как интегрированное свойство всех видов, форм, методов социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие с клиентом, группой, общиной.[53]

Социальная работа требует от человека ориентации в социально-экономических условиях и жизненных проблемах людей. Поэтому специалисту столь необходимо обладать культурой общения, ему постоянно приходиться общаться с разными социальными и возрастными группами людей, и к каждому человеку нужно суметь подойти, расположить его к себе. Психология общения становится основой профессиональной деятельности. Социальный работник, прекрасно разбирающийся в теории социальной работы, но не умеющий общаться, не может достаточно эффективно помочь клиенту.[54] Социальная работа должна строиться в соответствии с гуманистической этикой общения, ориентируясь на такие общечеловеческие ценности, как милосердие, бескорыстие, доброта, правдивость, выполнение долга. Гуманистическое общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство. В общении надо ценить не только свою свободу, но и свободу другого, уважать его внутренний мир.[55] Анализ опыта благотворительности и социальной работы в России, кодексов этики социальных работников США и Великобритании свидетельствует о том, что принципы, положенные в основу их деятельности и сформированные на основе общечеловеческих принципов, во многом схожи. Из них к главным принципам относятся:

· в работе руководствоваться, в первую очередь, интересами клиента;

· уважать частную жизнь клиента и держать в тайне информацию о нем;

· в процессе роботы действовать в соответствии с ценностями и моральными нормами своей профессии;

· постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;

· в отношениях с коллегами быть доброжелательными, уважительными;

· защищать клиента от всех форм дискриминации;[56]

Практически все формы и методы социальной работы неотделимы от общения, т.к. социальный работник большую часть времени занят с людьми. Такие известные методы, как метод интервью, консультирование, основаны на межличностных контактах. Разработано множество тренингов общения, существуют различные модели общения: ведение беседы, обсуждение, интервью с клиентом, консультирование и т.д.

Общение не может быть эффективным, если не принимать во внимание индивидуальные особенности субъектов общения, их потребности, интересы, привычки. Общение должно строиться на основе моральных норма и этических принципов. Его нельзя рассматривать статически. Это процесс, и постижение его постоянно. Поэтому социальны работник должен воспитывать в себе стремление постоянно учиться, не бояться нового, умение адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать в своей работе новые методы и развивать их.[57]

Коммуникативные способности работников социальных служб – это их умение налаживать, устанавливать контакты, находить более приемлемые формы взаимодействия с людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных на основе широкой общетеоретической, социально-философской и практической подготовки. И, в частности, овладения искусством общения, которое лишь в этом случае способно реализовать свои многогранные потенциальные возможности в таких важнейших аспектах как:

· совершенствование самой личности;

· оптимальное позитивное влияние на других лиц;

· создание нравственно-психологической атмосферы в коллективе, в группах и т.д.;

· влияние на стабилизацию в обществе, снятие социальной напряженности.

Высший уровень развития коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, постоянное самосовершенствование и самовоспитание личности, возвышение его духовности, выход на уровень творчества в профессионально-коммуникативной деятельности, предполагающий опору на высшие моральные, мировоззренческие, эстетические, экологические нормы, помогающие гуманизировать и гармонизировать взаимодействие личности и социума, личности и окружающего мира.[58]

Таким образом, общение первично в социальной сфере, такое положение обусловлено естественной потребностью человека в сотрудничестве с другими людьми, потребности в эмоциональном контакте и помощи. Социальная работа постоянно функционирует в процессе общения, выполнение её задач не представляется возможным без коммуникации между социальным работником и клиентом. Социальный характер этой профессии требует от специалиста обладания сущностными чертами коммуникативной культуры, которые выражаются в стремлении к постоянному самосовершенствованию, совершенствовании своих коммуникативных навыков, самовоспитании личности, стремлении к духовному совершенствованию, опору на нравственные и этические профессиональные ценности.


Заключение

 

Потребность общества в специалистах социальной работы делает актуальным исследование организации их личности – её внутренней культуры и коммуникативной.

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.

Понятие коммуникации и общения не имеет единого и четкого определения, одно из актуальных определений говорит, что коммуникация – это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Существует множество типологий коммуникаций, но базовую образуют вербальная и невербальная коммуникация. Под вербальной коммуникацией понимается осознанное речевое взаимодействие, способность слышать, слушать и передавать информацию собеседнику. Под невербальной коммуникацией понимается знаковая система общения, функционирующая с минимальным участием сознания, бессознательно, отражающая внутренне состояние участника коммуникации.

Общение первично в социальной сфере, такое положение обусловлено естественной потребностью человека в сотрудничестве с другими людьми, потребности в эмоциональном контакте и помощи. Социальная работа постоянно функционирует в процессе общения, выполнение её задач не представляется возможным без коммуникации между социальным работником и клиентом. Социальный характер этой профессии требует от специалиста обладания сущностными чертами коммуникативной культуры, которые выражаются в стремлении к постоянному самосовершенствованию, совершенствовании своих коммуникативных навыков, самовоспитании личности, стремлении к духовному совершенствованию, опору на нравственные и этические профессиональные ценности.


Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.

2. Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах // Социальная работа в изменяющейся России: проблемы, поиски, перспективы: матер. всерос. науч. практ. конференции 16-17 мая 2003 г. / под ред. К.М. Южанинова. Томск: Курсив, 2003. С. 204-207.

3. Антошкин В.Н. Коммуникативная и управленческая практика в социальной работе // «Отечественный журнал социальной работы» № 1, 2003. С. 29–34.

4. Бабаийцев А.Ю. Коммуникация [Электронный ресурс] / Под редакцией Грицанова А. А. // «Энциклопедия постмодернизма» - Яндекс.Словари. – URL: http://slovari.yandex.ru/dict/postmodernism/article/pm1/pm1-0212.htm?text=%коммуникация&stpar3=1.6 (дата обращения: 23.05.10).

5. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003 – 288 с.

6. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

7. Дегтярева О.И. Консультирование как одна из форм социального обслуживания клиентов // «Социальное обслуживание» № 6, 2009. С. 6–19.

8. Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности // Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы II Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб / под редакцией: А.М. Панов, Л.В. Топчий, Э.А. Манукян. – М., 1999. С. 120-132.

9. Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. – С. 35–39.

10. Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110–115.

11. Коммуникация [Электронный ресурс] // «Большая советская энциклопедия» – Яндекс.Словари. – URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00036/35200.htm?textкоммуникация&stpar3=1.2 (дата обращения: 23.05.10).

12. Курбакова С.Н. Речевая коммуникация как знаковая активность сотрудничающих личностей // «Ученые записки РГСУ» № 3, 2006. С. 152–155.

13. Профессиограмма [Электронный ресурс] // Управление персоналом: словарь-справочник. – URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm (дата обращения: 23.05.10).

14. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 – 288 с.

15. Сахарчук Е.С. Искусство общения как составная часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере // «Отечественный журнал социальной работы» № 3, 2003. С. 34–38.

16. Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65-71.

17. Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/ (дата обращения: 23.05.10).

18. Терещенко О.В. Коммуникация социальная [Электронный ресурс] // «Энциклопедия социологии» - Яндекс.Словари. – URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0496.htm?text=коммуникация&stpar3=1.5 (дата обращения: 23.05.10).

19. Этика социальной работы: принципы и стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-портал FSU Knowledge Management. – URL: http:// old.hokma.ru/db/mc/social%20work/social_work041.doc (дата обращения: 23.05.10).


[1] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.

[2] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М., 2004.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006.

[4] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003.

[5] Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

[6] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65-71.

[7] Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах. –Томск: Курсив, 2003. С. 204-207.

[8] Антошкин В.Н. Коммуникативная и управленческая практика в социальной работе // «Отечественный журнал социальной работы» № 1, 2003. С. 29–34.

[9] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 120-132.

[10] Дегтярева О.И. Консультирование как одна из форм социального обслуживания клиентов // «Социальное обслуживание» № 6, 2009. С. 6–19.

[11] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. – С. 35–39.

[12] Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110–115.

[13] Курбакова С.Н. Речевая коммуникация как знаковая активность сотрудничающих личностей // «Ученые записки РГСУ» № 3, 2006. С. 152–155.

[14] Сахарчук Е.С. Искусство общения как составная часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере // «Отечественный журнал социальной работы» № 3, 2003. С. 34–38.

[15] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М., 2004. С. 19

[16] Там же. С. 22.

[17] Там же.

[18] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. – С. 36.

[19] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.

[20] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.

[21] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.

[22] Там же.

[23] Профессиограмма [Электронный ресурс] // Управление персоналом: словарь-справочник. – URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm.

[24] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998.

[25] Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110.

[26] Там же. С. 112.

[27] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998.

[28] Этика социальной работы: принципы и стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-портал FSU Knowledge Management. – URL: http:// old.hokma.ru/db/mc/social%20work/social_work041.doc.

[29] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 6-7.

[30] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006. С. 113.

[31] Терещенко О.В. Коммуникация социальная [Электронный ресурс] // «Энциклопедия социологии» - Яндекс.Словари.

[32] Коммуникация [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия - Яндекс.Словари.

[33] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006. С. 114.

[34] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 91.

[35] Бабаийцев А.Ю. Коммуникация [Электронный ресурс] // «Энциклопедия постмодернизма» - Яндекс.Словари.

[36] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 15.

[37] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 19-20.

[38] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 14.

[39] Там же. С. 18.

[40] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 62.

[41] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 63.

[42] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 63.

[43] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 20.

[44] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65.

[45] Там же. С. 66.

[46] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 67.

[47] Там же. С. 33.

[48] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 53.

[49] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 56.

[50] Там же.

[51] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 122.

[52] Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах. – Томск, 2003. С 206.

[53] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 121

[54] Там же.

[55] Там же. С. 125.

[56] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 126.

[57] Там же. С. 128.

[58] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 71.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...