Институциональная интеграция
На рубеже XX – XXI веков вопрос о создании российско-китайских интеграционных объединений не поднимался. Основные причины, препятствовавшие интеграции, являлись: социокультурные и исторические различия между странами; разница в уровнях их экономического развития. Однако, в 2002-2004 гг. стороны начали обсуждать вопросы о возможности создания зон свободной торговли вдоль российско-китайской границы, что, по сути, является начальным этапом интеграции. В 2004-2005 годах был сделан важный шаг для активизации интеграционных процессов между Россией и Китаем – решён пограничный вопрос между двумя странами. В 2009 году завершилась демаркация границы на о.Большой Уссурийский у Хабаровска. Обе стороны пока сдержанно относятся к интеграции Востока России с Северо-Восточным Китаем. Российские исследователи видят проблемы: в нелегальном проникновении на территорию страны китайских мигрантов; росте торговли без уплаты налогов. Китайская сторона обращает внимание на коррупцию в РФ, нестабильность российского законодательства. Так же китайских предпринимателей пугают усложнённые процедуры оформления разрешительных документов, противоречивость действий официальных органов РФ, чрезмерная опека правоохранительных органов, отсутствие механизма сопровождения инвестиционных проектов. Российско-китайская интеграция носит дозированный характер и разворачивается под контролем Правительств РФ и КНР. Она выступает как инструмент ускорения хозяйственного развития регионов через попытки построения защитных механизмов.[7] И всё же, несмотря на опасения с двух сторон интеграционные процессы, развиваясь, постепенно охватывают пространство российско-китайского приграничья.
Теоретическая модель интеграций между РФ и КНР
Для того, чтобы доказать, что Российско-китайская программа сотрудничества территорий является институциональной интеграцией необходимо выделить отличительные черты, признаки и основные элементы. Международная интеграция - процесс создания оптимальной структуры международной экономики и беспрепятственного действия элементов координации и унификации в условиях глобальной взаимозависимости. Возникает необходимость в институтах с механизмами принятия решений и модификации существующих инструментов экономической политики в соответствии с требованиями централизованного управления.[8] Для углубления интеграционных связей необходимо оптимизировать пограничное сотрудничество, добиться формирования специального законодательного поля. Понятие "интеграция" появилось в политическом словаре сравнительно недавно. Его родоначальниками были немецкие ученые Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин "интеграция" (integrace – лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. При анализе международной интеграции выделяют сотрудничество государств в различных сферах и формах. Основные элементы институциональной интеграции: - подписание соглашений, регулирующих отношения внутри группировки и с третьими странами; - создание механизма выработки и принятия решений через наднациональные институты; - создание общего бюджета для финансирования общих проектов; - унификация тарифной политики, принятие единых наднациональных нормативных правовых документов; - создание Единого центрального банка и единой валютной системы; - формированиепонятия единого гражданства, принадлежности к данной группировке; - принятие общей Конституции. Для исследования принадлежности Российско-китайской программы существует несколько теоретических школ. Классический институционализм - теория в экономической науке, неофункционализм, межгосударственный подход, «новый» институционализм.
Российско-китайская программа сотрудничества относится к межгосударственному подходу. Этот подход разработал Э.Моравчик. Суть этого подхода заключается в развитии наднациональных институтов должно отражать результаты сделок между высшими должностными лицами и правящими элитами национальных государств, а общее направление интеграции находиться в русле интересов правительств. Российско-китайская программа сотрудничества – это институт, у которого в настоящее время стоит задача оптимальной стратегии, позволяющая реализовать принцип «равноправности», то есть получения партнёрами, участвующие в интеграции, равной выгоды или, по крайней мере, не ущемление интересов друг друга. Два государства принимают решения, которые действуют на основе национального интереса, передают ограниченные полномочия наднациональной организации для достижения определённых целей своей политики. Недостатки этого подхода заключаются в структуре наднациональных институтов приемлема для национальных правительств, только если она больше усиливает, нежели ослабляет их контроль над внутренними делами.[9] В Российско-китайских отношениях есть проблемы и противостояния в развитии сотрудничества. С этой целью была разработана Российско-китайская программа сотрудничества территорий ДВ и Забайкалья с С-В провинцией КНР. Необходимо улучшить инвестиционный климат России, реализовать сотрудничество в области культуры, энергетики, экологии, приграничной торговли. Этот институт поможет углубить и расширить Российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|