Остеосинтез Руководство для врачей. - Л., 1987. - Гл. 14,15.
После проведенного занятия студенты должны знать: 1. Местные и общие причины, приводящие к образованию замедленной консолидации костных отломков при переломах. 2. Методы лечения несросшихся переломов и ложных суставов, в том числе современный метод - компрессионно-дистракционный остео-синтез. 3. Средние сроки лечения и сроки нетрудоспособности больных с ложными суставами и несросшимися переломами. 4. Методы реабилитации в процессе лечения и после срастания ложных суставов и несросшихся переломов. уметь: 1. Собрать жалобы и анамнез у больных с длительно не срастающимся переломом. 2. Произвести обследование, выявить клинические симптомы несросшегося перелома или ложного сустава. 3. Правильно прочитать рентгенограмму при нарушении репаратив-ной регенерации кости в зоне перелома, выявить типичные рентгенологические признаки. 4. Диагностировать несросшийся перелом или ложный сустав. Место проведения занятия: 1. Учебная комната. 2. Палаты травматологического отделения. 3. Консультативный кабинет поликлиники. 4. Операционно-перевязочньш блок. Учебные пособия: 1. Учебные таблицы. 2. Набор рентгенограмм со свежими переломами, сросшимися переломами, ложными суставами и несросшимися переломами костей. 3. Компрессионно-дистракционные аппараты. Макеты костей скелета человека с наложенными компрессионно-дистракционными аппаратами. 4. Фотостенд или видеофильм, иллюстрирующий клинические наблюдения. План занятия I. Вступительное слово преподавателя - 10 мин. II. Контроль исходного уровня знаний студентов - 35 мин. III. Самостоятельная работа студентов с больными под наблюдением преподавателя - 90 мин.
IV. Обсуждение больных и методов их лечения - 30 мин. V. Итоговьш контроль - 15 мин. Время перерыва - 30 мин (10 мин х 3). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ I. Вступительное слово преподавателя Во вступительном слове задачей преподавателя является введение студентов в сущность темы. Необходимо довести до сведения студентов план занятия, кратко остановившись на каждом вопросе. Студенты должны усвоить, что названная патология не является редким осложнением в процессе срастания перелома. Следует привести статистические данные по несросшимся переломам и ложньм суставам различных локализаций. Частота ложных суставов по отношению к общему количеству переломов, по данньм различных авторов, составляет от 0,5 до 4-6%. Из предыдущих занятий студентам уже известны средние сроки срастания переломов костей. В данном занятии уместно остановиться на отклонении, иногда значительном, от средних сроков. Примерами могут быть перелом костей предплечья в области диафи-за, диафизарный перелом большеберцовой кости, перелом шейки бедра и др. Эти особенности следует учитывать при диагностике замедленной консолидации и решении вопроса о наличии несросшегося перелома или уже сформировавшегося ложного сустава. Для студента, в ближайшем будущем врача общего профиля, очень важно уяснить причины, приводящие к нарушению нормального процесса образования костной мозоли в области перелома, и возникающие в связи с этим клинические признаки, по которым можно и нужно уметь диагностировать несросшийся перелом или ложный сустав, потому что выявле- ние патологии на более ранней стадии обусловливает применение более простых методов лечения, сокращает сроки лечения (обычно длительные) и быстрее приводит к выздоровлению. С этой целью по ходу контроля исходного уровня знаний студенты должны вспомнить и обсудить вместе с преподавателем ряд теоретических вопросов.
II. Контроль исходного уровня знаний студентов Проверка знаний производится либо методом опроса, либо путем использования программированного контроля Наиболее эффективно сочетание этих методик. Прежде всего студенты должны показать четкое знание нормально протекающего процесса репаративной регенерации кости после перелома, в результате которого в предусмотренные сроки образуется костная мозоль От студентов требуется назвать стадии образования костной мозоли, которые хотя и являются условно разграниченными, но, тем не менее, дают правильное представление о происходящих процессах 1. Стадия образования фиброзной мозоли между отломками (кровяной сгусток - постепенное замещение его грануляционной тканью - появление в грануляционной ткани фиброзно-волокнистых структур). Продолжительность - 3-4 недели. 2. Стадия образования хрящевой мозоли между отломками (в фиб-розно-волокнистой прослойке появляются отдельные хрящевые включения, количество которых увеличивается). Хрящевая мозоль обеспечивает более плотную фиксацию костных фрагментов. 3. Стадия образования костной мозоли, в течение которой в хрящевой ткани появляются костные включения и постепенно замещают хрящевую ткань. Преподавателю следует уточнить, что нет резкого разграничения между стадиями, все они плавно переходят одна в другую, и в ходе срастания перелома между отломками представлены одновременно фиброзные, хрящевые и костные элементы в разной степени выраженности. Образование несросшегося перелома - это задержка, замедление процесса на фиброзно-хрящевой стадии. Образование ложного сустава -это полное прекращение процесса на фиброзно-хрящевой стадии, ввиду чего он не переходит в костное сращение. После этого студенты должны назвать причины, которые приводят к замедлению или полному прекращению процесса репаративной регенерации на той или иной стадии. Обычно этими причинами являются общие либо местные факторы. Студенты должны их знать Общими факторами, отрицательно влияющими на процесс репаративной регенерации, могут быть, например, беременность (в связи с изме нением деятельности эндокринных желез), нарушение пищевого режима, авитаминозы, сопутствующие острые и хронические заболевания, заболевания обменного характера, такие, как диабет и др.
Из местных факторов, имеющих значение в замедлении образования костной мозоли или полном прекращении ее образования, студенты должны назвагь отсутствие репозиции отломков, запоздалую репозицию, применение больших грузов при скелетном вытяжении, что приводит к диастазу между отломками, непрочно выполненный остеосинтез. Часто местными отрицательными факторами являются плохая внешняя иммобилизация, ее кратковременность, интерпозипия мягких тканей между отломками, трофические расстройства в конечности, связанные как с травмой, так и с заболеваниями, инфипирование перелома, особенно с переходом в остеомиелит. При дальнейшей проверке знаний студентов, полученных из учебных пособий и лекционного курса, преподавателю следует убедиться, что студенты понимают клинический цикл «свежий перелом - несросшийся перелом - ложный сустав» как продолжающийся единый процесс у больного. Для этого студенты должны вместе с преподавателем обсудить данные таблицы «Репаративная регенерация перелома» Внимательное рассмотрение этой таблицы поможет студентам понять и привести в систему вопросы симптоматологии несросшихся переломов и ложных суставов. Это будет являться основой, опираясь на которую студенты в дальнейшем приступят к следующему пункту плана занятия - к самостоятельной работе с большими. В таблице представлены клинические, рентгенологические и патологоанатомические признаки и их динамика в зависимости от стадии. Вначале следует обратить внимание на сроки каждой стадии. Стадия свежего перелома продолжается до 4 месяцев. Это максимальный срок срастания перелома кости (т.е. удвоенный средний срок срастания костей, составляющий примерно 2 месяца). Стадия несросшегося перелома продолжается от 4 до 8 месяцев. После 8 месяцев уже начинает формироваться ложный сустав. Знание этих сроков является ориентиром в диагностике той или иной стадии.
Очень полезно вместе со студентами подробно рассмотреть динамику основных симптомов: клинических, рентгенологических и патолою-анатомических. · Болезненность. При свежем переломе всегда имеется очень резко выраженная болезненность локального характера. В стадии несросшегося перелома, когда уже произошло заживление свежих разрывов тканей и образование фиброзно-волокнистых структур, фиксирующих костные отломки, болезненность выражена слабо и определяется только при сильной пальпации либо при нагрузке на конечность. В стадии ложного сустава болезненность отсутствует, несмотря на подвижность отломков. Этим объясняется тот факт, что больной с ложным суставом может в какой-то степени пользоваться конечностью (остаточная функция). · Подвижность отломков в зоне свежего перелома всегда свободная, определяется без всяких усилий. В стадии несросшегося перелома и ложного сустава, при которых костного сращения нет, а имеется фиб-розно-хрящевое соединение отломков, подвижность между ними ограничена и носит эластический, пружинящий характер. · Крепитация отломков при свежем переломе обычно определяется отчетливо (если нет интерпозиции). В стадии несросшегося перелома и ложного сустава крепитация отсутствует. Причиной отсутствия крепитации является наличие фиксирующей фиброзной спайки между отлом-ками. · Отечность мягких тканей всегда достаточно выражена при свежем переломе вследствие повреждения сосудов и нарушения кровообращения смещенными отломками. При несросшемся переломе отечность мягких тканей выражена слабо, так как кровообращение в тканях в какой-то степени нормализуется. Отечность в этой стадии в основном поддерживается процессами асептического воспалительного характера, происходящими в зоне несросшегося перелома. Этим объясняется повьппе-ние местной кожной температуры на 1-2 градуса по сравнению с симметричным участком здоровой конечности. При ложном суставе отек отсутствует, так как все репаративные процессы в зоне бывшего перелома прекращаются, нет и повышения местной температуры. · Функция конечности полностью отсутствует при свежем переломе. В стадии несросшегося перелома она также практически отсутствует ввиду все еще сохраняющейся болезненности и подвижности. Рентгенологические признаки. При рассматривании рентгенограмм студенты должны обратить внимание, что при свежих переломах края излома кости (грани) всегда острые, четко выражены (как у разбитой фарфоровой чашки), костные шипы также острые. В стадии несросшегося Перелома на рентгенограмме имеется выраженный в той или иной степени остеопороз, острые шипы и края кости в области перелома вследствие резорбции постепенно обламьшаются и становятся сглаженньми, закругленными, а шипы - тупыми.
Репаративная регенерация перелома
В стадии ложного сустава на рентгенограмме отчетливо определяются сравнительно гладкие, отшлифованные движениями костные поверхности на месте перелома, косгные концы имеют четко выраженные очаги склероза костной ткани (на рентгенограмме она выглядит как очень плотная компактная кость белого цвета). Всегда имеются закрытые, запаянные костно-мозговые каналы. Патологоанатомические проявления также различны в зависимости от стадии процесса. При свежих переломах наблюдаются свежие разрывы тканей, кровяные сгустки, грануляцонная гкань (через 2-3 недели). В стадии несросшегося перелома между отломками имеется плотная рубцовая ткань фиброзно-волокнистого характера, достаточно упругая и плотная, с включениями хрящевой ткани, она легко поддается разрезу скальпелем. Этой же тканью бывают закрыть! отверстия костно-мозговых каналов. В стадии ложного сустава вокруг перелома обнаруживается муфта из фиброзной ткани, являющаяся как бы «капсулой», в которой находятся гладкие, отшлифованные движениями «суставные» поверхности от-ломков костей, напоминающие хрящевые поверхности. В капсуле обычно имеется небольшое количество жидкости, по составу близкой к плазме, а не к синовиальной жидкости. Таким образом, прежде чем приступить к самостоятельной работе с больными, студенты должны иметь четкое представление о возможности дифференцированной диагностики любой из стадий заживления перелома по клиническим, рентгенологическим и патологоанатомическим признакам. III. Самостоятельная работа студентов с больными под наблюдением преподавателя Работа в палате, обследование больного наиболее эффективны при работе малыми группами. Группа студентов разбивается на подгруппы по 2-3 человека. Каждой подгруппе преподаватель дает заранее подготовленного больного с ложным суставом или несросшимся переломом. Подбор больных должен быть целенаправленным. Например, следует выбрать больных, у которых можно выяснить причину (местную или общую) нарушения процесса консолидации. Желательно подобрать больных, в лечении которых применяются различные методы, что логично связано со стадией репаративной регенерации. Перед студентами ставится задача выяснить жалобы, собрать анамнез, обследовать больного и поврежденную конечность, выбрагь метод лечения и обосновать его применение. Студенты должны просмотреть рентгенограммы больного, выявить рентгенологические признаки несросшегося перелома или ложного сустава. В заключение должен быть сфор мулирован диагноз на основании анамнестических, клинических и рентгенологических данных. Самостоятельная работа проходит с участием и под контролем преподавателя. IV. Обсуждение больных и методов их лечения После обследования больных малые подгруппы студентов собираются вместе в учебной комнате и работают с преподавателем. Студенты-кураторы должны изложить данные обследования своих больных, расшифровать данные рентгенограмм и сделать короткое заключение. Преподаватель и остальные студенты задают вопросы кураторам Обсуждаются вопросы тактики лечения. Таким образом, создается возможность продемонстрировать студентам нескольких больных по теме. При обсуждении методов лечения следует остановиться на старом, традиционном методе лечения несросшихся переломов и ложных суставов. Он заключается в оперативном вмешательстве иссечении фиброзно-рубцовой капсулы, декортикации, прочном металлоостеосинтезе отлом-ков. В случае небольших сроков несросшегося перелома (4-5-6 месяцев) достаточно только этих манипуляций. При наличии больших сроков (6-7-8 месяцев), когда процесс репаративной регенерации значительно ослаблен, требуется его стимуляция. Поэтому следует, кроме металлоостеосин-теза, произвести костную пластику ауто- или аллотрансплантатом, а также использовать другие методы биостимуляции, например применение анабо-лических стероидов. Длительность фиксации костных фрагментов должна быть в два (и более) раза больше, чем это требуется для сращения свежих переломов. При наличии ложного сустава оперативное вмешательство носит аналогичньш характер, но требуется дополнительно произвести резекцию склерозированных концов обоих отломков, вскрыть заросшие костномозговые каналы. Костная пластика для лечения ложного сустава обязательна, она более эффективна, если использовать аутотрансплантат. Срок фиксации ложных суставов более длительньш, чем при несросшихся переломах. При наличии времени и интереса студентов можно остановиться на технике остеосинтеза, устройстве металлических фиксаторов, характере костной пластики, технике взятия трансплантатов и др. Следует подчеркнуть, что этот старый, традиционный метод лечения достаточно надежен, но требует длительного времени. Полное выздоровление при его использовании больной получает через 1-2-3 года и более. В настоящее время лечение несросшихся переломов и ложных суставов значительно упростилось и сократилось во времени благодаря по- явлению современного метода - компрессионно-дистракционного. Он осуществляется при помощи компрессионно-дистракционных аппаратов конструкций Г.А. Илизарова, К М. Сиваша, Волкова-Оганесяна и др. Ком-прессионно-дистракционные аппараты не только упростили технику оперативного лечения, снизили сроки лечения и сделали выздоровление больного более надежным, но и позволили попутно решить задачи ликвидации дефектов костей, удлинения костей, лечения других патологических состояний, нередко сопутствующих данной патологии. Компрессионно-дистракционный метод следует обсудить подробнее, необходимо подчеркнуть приоритет отечественных ученых в его разработке. V. Итоговый контроль Итоговый контроль используется для закрепления полученных знаний Преподаватель подводит краткий итог занятия по всем вопросам плана После этого студентам предлагается несколько вопросов или ситуационных задач III уровня сложности Рекомендуемая литература 1 Корнилов Н В Травматология и ортопедия Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - СПб «Гиппократ», 2001. 2. Хрупко ИЛ Руководство по травматологии и ортопедии. - Л, 1974. 3. My салатов ХА, Юмашев ГС Травматология и ортопедия Учебник. - Л. Медицина, 1995. Остеосинтез Руководство для врачей. - Л., 1987. - Гл. 14,15. 5. Руководство по ортопедии и травматологии. - М„ 1967. - Т 1. -Гл8,9,10 6. Чаклин В Д Костная пластика. - М., 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|