Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как отделить свой текст от чужого?

Как писать

Как хорошо написать введение и что в нём не нужно писать ни в коем случае?

Задача введения — заинтересовать читателя. Расскажите о себе, о том, что Вас интересует, и как Вы пришли к теме исследования. Не бойтесь быть искренними. Работы тех, кто по-настоящему увлечен, отличаются от формальных, скучных сочинений. Заразившись Вашей увлеченностью, читатель терпеливо пройдет вслед за Вами по извилистым путям Вашего исследования, сопереживая автору и его героям.

Хороший способ привлечь внимание — начать с какого-нибудь неожиданного факта или события, произведшего на Вас большое впечатление. Немного мастерства рассказчика (а раз вы взялись написать работу, то оно у Вас непременно есть или появится со временем) и читатель уже заинтригован.

Пример: «В начале июля 2010 года мы, слушатели школы юного историка, совершили экспедицию „По святым местам Котласского района“. Экспедиция оставила неизгладимые впечатления...».

«Зацепив» читателя, переходите к делу — расскажите, что Вы исследовали, какими источниками для исследования вы пользовались, какую историю хотите рассказать и зачем. Как Вы это сделаете — неважно. Главное — не слишком надоедать и быть краткими. Рассказывая о задачах исследования, не стоит говорить о том, что к нему непосредственно не относится.

Всё. Слишком длинное введение, если оно не связано непосредственно с историей, хочется пролистнуть.

Закономерный вопрос: а как же такие «обязательные» пункты как «методология», «гипотеза», «актуальность», «практическое значение» и прочие? Это как раз то, чего не должно быть во введении ни в коем случае. Эти пункты, закрепившиеся в государственных стандартах, обязательны лишь для диссертаций и прочих академических исследований. Даже опытные историки выпутываются из этого бюрократического нагромождения не без потерь для здравого смысла, Вам же связываться с ними категорически не нужно.

Если хотите, чтобы Вас читали — смело вычёркивайте бюрократизмы из текста. «Обязательных» частей нет, важно лишь то, чего требует здравый смысл и логика Вашей истории.

Неплохой способ «избавления» работы от бессмысленных слов встретился в одной из работ 14-го конкурса. «Актуальность» и прочее были вынесены на отдельный от работы листок, который читатель мог легко пропустить.

Как правильно написать заключение?

Задача заключения — напомнить читателю Ваши выводы, сделанные в основных главах работы. Испытанный способ — написать в заключении несколько общих предложений по сути работы в целом, сверить написанный текст с «задачами», сформулированными во введении. Такое заключение не вызовет нареканий, но и не произведёт впечатления на читателей.

Любому, кто дочитал Вашу работу до конца помимо собственно результатов исследования будет интересно узнать, какие мысли возникли у Вас в связи с этой работой (пусть и не относящиеся непосредственно к теме исследования), с какими сложностями Вы встретились при её написании, что Вы планируете делать с полученными результатами дальше. Возможно, есть что-то особенное, что бы Вы хотели сообщить внимательному читателю. Всё это найдёт своё место в хорошем заключении. Не бойтесь выйти за рамки работы и пишите только то, что думаете сами!

Другим вариантом заключения может быть своеобразный эпилог Вашей истории. Что случилось с описанными Вами персонажами, явлениями, местами? Возможно, Вас более всего поразил чей-то монолог или отрывок какого-нибудь письма. Вероятно, у исследуемого Вами сюжета есть какой-то необычный поворот, который до поры оставался в тени, — это также может стать хорошим материалом для заключительной части.

Вариантов, как эффектно и интересно завершить работу, множество. Главное здесь — не поддаться искушению писать формально.

Простота и понятность

При написании научного (да и любого другого) текста важно понимать, что Вы пишете его не для себя и не для Вашего научного руководителя, а для такого читателя, который не только не имеет никакого понятия о том, что Вы описываете, но и не поймёт ни одной даже самой простой мысли, если Вы её детально не растолкуете.

Часто создаётся впечатление, что мысль, написанная простым языком, без сложных слов и зубодробительных конструкций, теряет в «весе». Это не так. Мысль, которую нельзя объяснить просто, чаще всего оказывается ближе к ощущению умственного движения, чем к чётко сформулированному тезису. Не бойтесь простоты. В ней ключ к успеху.

Запомните, что не существует утверждений, с которыми все должны быть согласны. Часто в работах за фразами «очевидно,…», «всем известно, что…» оказываются вовсе не очевидные мысли. Ваш взгляд на вещи или то, что кажется Вам общим взглядом на вещи — это позиция, которую по-хорошему нужно обосновать, как бы сложно это ни было. Совершенно необходимо это сделать, если такие «очевидные» для Вас мысли имеют прямое отношение к содержанию работы. Критика (а иногда и выявление) «неочевидных очевидностей» — важнейшая задача Вашей работы.

Исследователям приходится иметь дело со специфическими научными терминами или названиями, которые в обычной речи не используются. При первом упоминании каждый такой термин следует объяснить. Это важно не только для непонятливого читателя, но и для Вас: объяснив термин, Вы можете удостовериться в том, что Вы его поняли. То же относится и к историческим персонажам. Каждый раз первое упоминание нового человека должно сопровождаться краткой его характеристикой. В простейшем случае это могут быть даты жизни. Если Вам важно, чтобы читатель знал что-либо о нём ещё, — не скупитесь на разъяснения.

Деление текста на абзацы

Большое значение для восприятия текста имеет его правильная разбивка на абзацы. Абзац — смысловая единица текста, зачастую более важная, чем предложение. Осмысленное использование деления текста на абзацы поэтому не только облегчает чтение, но и позволяет наилучшим образом сформулировать мысль или рассказать историю. Здесь лучше придерживаться следующих простых правил:

· Абзац должен содержать не более одной законченной мысли или смыслового фрагмента истории. Не следует начинать абзац с одной мысли, в середине цитировать невпопад источник и заканчивать его анализом только что упомянутого фрагмента.

· Абзацев не должно быть слишком много или слишком мало. Не пишите каждое новое предложение с красной строки, но и не забудьте разбить на два или три абзаца текст, который занимает более страницы.

Как отделить свой текст от чужого?

Важнейшее умение при написании научного текста — это умение отличить свои мысли и сведения, добытые Вами самостоятельно из источников от того, что содержится в специальной литературе (будь это напечатанные книги или статьи в интернете). Цитируя чужие тексты и мысли без указания первоисточника, Вы рискуете оказаться обвиненным в плагиате, т.е. воровстве чужих идей. И это не самое страшное.

Указывать источник информации нужно, потому что это показывает уровень Вашего профессионализма, наилучшим образом демонстрирует объём проделанной работы. Большое количество ссылок демонстрирует, сколько книг Вы на самом деле прочитали и какой объём информации успели переработать. Правильно указанный первоисточник позволяет Вам обезопасить себя от ошибок того автора, которого вы использовали (а книг без ошибок не бывает). Наконец, правильно указанные первоисточники позволяют лучше показать то, что сделали Вы сами и какова Ваша роль в представляемом исследовании. Это далеко не всегда очевидно, так что старайтесь подчеркивать свои заслуги как можно более красноречиво (и вместе с тем тактично, не напрямую).

Не забывайте ставить кавычки, если цитируете текст дословно или просто ссылки, если пересказываете его. Если в Вашей работе оказались небанальные факты, не забудьте указать, где они упоминаются. Если то, что Вы пишете, противоречит информации в каких-либо книгах, указывайте это непременно!


Как оформить

Оформление и жизнь

То, что Вы найдёте далее — не более чем рекомендации. Однако стоит отнестись к ним внимательно. Скорее всего, Вам придётся ещё не раз писать тексты, и, значит, азы их написания и оформления не будут лишними.

Титульный лист

На титульном листе должна быть отражена информация о теме работы, её авторе (или авторах), научных руководителях и консультантах, а также о школе, в которой авторы работ учатся.

Главное правило при оформлении титульного листа — на нём не должно быть лишних слов (например, «Исследовательская работа на тему»).

Постарайтесь также избегать писать СЛОВА БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Это выглядит, как правило, неудачно. Для выделения особенно важных частей заголовков существует капитель — специально разработанное для этого начертание шрифта[1].

В приложении к этому документу Вы найдёте рекомендуемый нами формат титуального листа.

Как оформить текст

Работа выглядит аккуратней и производит лучшее впечатление на читателя, если:

· Основной текст написан одним шрифтом и одним размером. Использование других шрифтов и начертаний (например, курсива) должно быть обосновано;

· Абзацы отделены один от другого, соблюдается красная строка;

· Текст выровнен по ширине или по левому краю;

· В тексте работы правильно использованы тире («—», нужно для разделения двух предложений, обособления определений, обозначения прямой речи и т.п.), короткое тире («–», ставится между цифрами при обозначении промежутка) и дефиса («-», ставится между частями сложных слов)[2];

· В тексте единообразно употребляются кавычки (например, только «ёлочки», а внутри них — только „лапки“);

· Названия глав отличаются размером или, по меньшей мере, форматированием от основного текста;

· На всех страницах, кроме титульной и содержания, проставлены их номера.

Что такое аппарат работы

Способ, которым Вы описываете источники информации или мнений, называется научным аппаратом работы. Вариантов его организации может быть много, не следует воспринимать какой-нибудь из них как догму. Важны лишь две идеи — приводимые Вами сведения должны быть проверяемы, а фрагменты текста, написанные не Вами, обозначены (например, кавычками или как прямая речь).

Аккуратно оформленный научный аппарат произведёт хорошее впечатление на читателя. Неряшливый —заставит усомниться в качестве работы в целом и даже в том, что автор писал работу самостоятельно.

Вот несколько советов, как сделать научный аппарат удобным и прозрачным.

· Мы рекомендуем использовать наиболее простой и удобный для просмотра вариант постраничных сносок (источник информации или цитаты указывается внизу страницы). Допустимо указывать источник цитаты в круглых или квадратных скобках после неё (если, например, речь идёт о письмах из семейного архива).

· После написания работы имеет смысл ещё раз пересмотреть её и составить для себя список использованных типов источников. Для каждого из типов (например, интервью или письма) следует определить, что о нём должно быть известно читателю, придумать форму представления этих сведений. Например, про интервью важно знать, кем оно было взято, когда и у кого, где хранилось (если используются материалы местных архивов). Грамотным описанием интервью тогда было бы: «Интервью с Л. М. Сапожниковой (61 год), записано 13.08.2012 автором» или «Интервью с К. Н. Запулиным, записано в 2005 году // Архив школьного музея»[3]. После этого останется проверить, насколько Вы следуете этому описанию в тексте работы, всегда ли указываете всё необходимое.

Пример неаккуратного оформления ссылок на письма: Автор описывает используемые им письма в тексте работы, каждый раз после цитаты указывая дату отправки письма. Однако он так и не привел описания к единому образцу: «(письмо от 20.07.44)» или «(Письмо от 6 мая 1945 года)» или «(Москва (проездом). 20.02.1946 г» или «22.05.46 года».

· Обязательно следует проверить подписи к картинкам, схемам. Для каждой фотографии должно быть указано, что на ней изображено, в какое время она была сделана. Если возможно, следует указать и авторство фотографии (если фотография сделана автором исследовательской работы — не стоит этого скрывать!). Для иллюстраций, взятых из книг или из интернета, нужно указать, откуда конкретно они взяты.

Ссылки на книги

Правильное оформление использованной литературы — сложное искусство. Ознакомиться с его азами Вы можете по многочисленным справочникам и советуясь с библиотекарями. В нашем конкурсе мы не требуем строгого и безукоризненного соответствия работы государственным стандартам по оформлению. Важно, чтобы стороннему читателю было понятно, на какие конкретно книги, статьи и исследовательские материалы Вы ссылаетесь. Для этого нужно быть последовательным и указывать все необходимые данные об источнике цитаты или сведений (имя автора, название произведения, год его издания и страница).

Если Вы используете книгу, перепишите её выходные данные (название книги, автор, серия и пр.) точно так, как они указаны в книге (как правило, их печатают с обратной стороны титульного листа). Если Вы ссылаетесь на статью, то укажите имя автора, название статьи, а затем — через две косых черты («//») — название журнала или сборника, где она опубликована, его выходные данные и страницы, на которых находится статья.

Несколько примеров правильно (и кратко) оформленных ссылок:

Вайль П. Л., Генис А. А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998. С. 50.

Патрушев А. И. Теории модернизации и их модернизации // Теоретические проблемы исторических исследований. М., 2000. Вып. 3. С. 50–68.

Довлатов С. Д. Собрание сочинений: в 3 т. М., 2010. Т. 1: Наши. С. 295.

Население России в 1920–1950-е годы: численность, потери, миграции: Сб. научн. трудов / под ред. Ю. А. Полякова и др. М., 1994. С. 113.

Ссылки на документы из архивов:

Как и у книг, у архивных документов есть по меньшей мере название. Иногда есть и автор. Большинство хранящихся в архиве документов никогда не издавались. Для описания такого документа нужно указать название архива, номер и название фонда, раздел (если описи фонда организованы по разделам), опись, дело и листы (если указанный Вами документ не единственный в деле или Вы ссылаетесь на конкретное его место).

Название архива можно писать сокращённо (например, Государственный архив Тверской области называть ГАТО), но в таком случае в конце работы нужно предусмотреть раздел «Сокращения», где бы все использованные в Вашем исследовании аббревиатуры раскрывались. Если Вы ссылаетесь всё время на один и тот же фонд, то его полное описание можно привести там, где Вы говорите о нем в первый раз, а затем просто указывать информацию, которая меняется (другой номер дела, другая страница и т. д.).

При использовании фондов крупных архивов, важно в тексте работы описать, что за фонд Вы используете, как и когда он формировался. Зачастую подспорьем для этого могут стать путеводители по архивам[4].

Несколько примеров правильно оформленных ссылок на архивные документы:

Приказ германского коменданта Можайска о переходе на германское летнее времяисчисление // ИРИ РАН. Ф. 2. Комиссия по истории Великой Отечественной войны, р. VI, оп. 1, д. 7а, л. 1.

Бриттен А. Ф. Жизнь Кайя Юлия Кесаря и взгляды на его характер // ГНБ. Ф. 286, оп. 2, д. 265, л. I–II[5].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...