Понятие и способы социального регулирования. Система социальных регуляторов.
Основные принципы права: понятие и характеристика. Принципы права - исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и определяют содержание и направления правового регулирования. Существует несколько свойств принципов права: 1.наличие основополагающего характера; 2.отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3.отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4.системность; 5.устойчивость; 6.фиксирование в законодательстве; 7.отражение природы правовой системы; 8.наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности. Существует несколько видов принципов права: 1.общеправовые принципы; 2.отраслевые принципы; 3.межотраслевые принципы. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: •на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; •принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотнош. федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; •принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального сущ. и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
•принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; •принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; •принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков, а принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания. Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1.принцип гласности; 2.принцип состязательности сторон; 3.принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
Понятие и виды функций права. Функции права — основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие роль права. С помощью понятия «функция права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Функции права могут рассматриваться в разных аспектах. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти.
Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе подразделения функций права: специально-юридические (внутренние) и общесоциальные (внешние). Специально-юридические функции права – это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Среди них выделяют две функции: регулятивную и охранительную. Регулятивная функция обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на регулятивную динамическую функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (например, право обращения в суд и т. д.) либо исполнение позитивных обязанностей (например, уплата налогов), и регулятивную статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (например, установление равноправия граждан перед законом и судом). Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательство дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности). Среди общесоциальных функций права выделяют: - функцию политическую – закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.; - функцию экономическую – устанавливает «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т. п.; - функцию культурно-историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой и национальной культуры; - функцию воспитательную (идеологическую) – отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;
- функцию коммуникативную – выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами; - функцию информационно-регулирующую – информирует о возможности того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению; - функцию социального контроля – стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий.
Понятие и способы социального регулирования. Система социальных регуляторов. Под социальным регулированием понимается влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Социальное регулирование – это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам. Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы: побуждение, понуждение, принуждение. Побуждение представляет собой формирование у человека убеждения в полезности, выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета. В основе понуждения находится стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение, следующее правилу. Принуждение – это такое воздействие, когда социально необходимое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения. При социальном регулировании используются либо все способы, либо их различные комбинации, сочетания, либо имеется обособленное использование отдельных способов.
Социальное регулирование осуществляется посредством социальных регуляторов – механизмов, обеспечивающих упорядочение общественных отношений которые делятся на ненормативные и нормативные. Ненормативные (индивидуальные) регуляторы служат упорядочению поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. К ним относят ценностный, директивный, информационный регуляторы, а также социальный институт предсказаний. Ценностный регулятор представляет исторически сложившуюся систему социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется в культуре всего общества или различных социальных общностей. Это могут быть национальная гордость, принципы взаимопомощи, уважения достоинства и т.д. Для директивного регулятора характерно такое воздействие на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит общее указание (директива) на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются. К ним относятся политические программы, платформы, обращения, заявления. Способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению через СМИ, сети Интернет сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания либо для осуждения. Социальный институт предсказаний формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации на основе донаучных форм предвидения, которые развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей в форме пророчеств, прорицаний, гаданий. К нормативным относятся регуляторы, которые обеспечивают достижение желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, т.е. социальных норм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|