Виды статусов индивидуальных субъектов административного
Права. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Правосубъектность складывается из двух составляющих. 1. Правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в различного рода административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления. 2. Дееспособности, которая подразумевает способность субъекта своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность. С момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью. Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания. Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан. Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом. Административное право различает следующие виды субъектов: - индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.); - коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.); - специальный субъект. Положение общественных объединений в системе некоммерческих Организаций. Общественные объединения - объединяющиеся на основе общности интересов для удовлетворения своих духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК). Основы правового положения общественных объединений закреплены в Законе о некоммерческих организациях и Законе об общественных объединениях. Общественные объединения и общественной организации являются синонимами, в Законе об общественных объединениях понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.
Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Эти цели, в частности, определяют границы реализации общественным объединением права предпринимательской деятельности. Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности (ст. 31 Закона об общественных объединениях). Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. 27. Понятие, содержание и особенности административно-правового Статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.
Элементы административно-правового статуса гражданина — административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет; — административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.); — права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина). Особенности административно-правового статуса гражданина Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).
В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|