Рынок как форма функционирования товарного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитых стран и Республики Беларусь.
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех. Так что же такое рынок? Есть множество определений рынка, некоторые из которых мы рассмотрим. В общеупотребимом понимании "рынок", по определению В.И. Даля, «площадь в городах и селах для торговли съестными припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням...». Еще А. Смит, исследуя причины роста богатства народов, значительное внимание уделял возникновению и становлению рынка. Рынок, по А. Смиту, - регулятор разделения труда. Так как "разделение труда вызывается возможностью обмена, то следовательно, и степень этого разделения всегда ограничивается пределами возможности обмена, или, другими словами, обширностью рынка. Если рынок очень мал, то никто не найдет для себя выгодным заняться исключительно какой-нибудь одной работой, просто по невозможности обменять излишек произведений своего труда на такой же излишек произведений труда других людей. Таким образом, по А. Смиту, рынок определяется обменом. Это его главное свойство. Более того, рынок, по его мнению, — действия "невидимой руки", когда встречаются и уравновешиваются спрос и предложение через механизм цен. Австрийский экономист Й. Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни».
В современной неоклассической экономической литературе часто используется определение рынка, данное экономистом А. Маршаллом: «Рынок – это не какая-то конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий района, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. Согласно большинству современных учебников рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это «институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги». Таким образом, во всех приведенных определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен. Однако следует подчеркнуть, что не всякий обмен порождает рынок и не всегда рынок ведет к рыночной экономике. Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением необходимого им другого товара. При таких условиях складывающийся тип хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения. Формально товарное обращение отличается от непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег. Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов — продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются: 1) свобода продавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка как системы. Система считается возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. Главная особенность рыночной организации состоит и том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограничивает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тоже может вступить и сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар. О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка. Таким образом, определим рынок как систему взаимодействия производителей и потребителей, основанную на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен. Субъектами рыночных отношений выступают производители, потребители и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.
Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и покупателями. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, среди которых следует выделить: соединение производства и потребления – обеспечение непрерывности общественного производства; регулирование производства и потребления; стимулирование организации современного производства; информационную функцию и санирующую функцию. Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства является важнейшей функцией рынка. Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства. Рынок также выполняет функцию регулирования производства и потребления. Через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его более прибыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно рост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.
Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства. Одной из функций рынка является информационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье. Санирующую функцию рынок выполняет путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его от экономически слабых предприятий. Рынок обладает рядом позитивных и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят: 1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей. 2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства. 3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов. 4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.
5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д. 6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия. 7. Воспитание "экономического человека", для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. В целом рынок — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам. Как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся: 1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому уже материализованные затраты труда иногда оказываются излишними. 2. Стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих - безработицу. 3. Рынок не обеспечивает перераспределение дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. 4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств. 5. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны стремятся захватить эти ресурсы. 6. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.). 7. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу. 8. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. негативными процессами. 9. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д. Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь. В странах с развитой рыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государственное регулирование экономики может осуществляться различными методами: правовыми, административными, экономическими. [13, c. 86] Правовое регулирование экономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту прав собственников, предпринимателей, работников, потребителей и установление правовых норм функционирования рыночной инфраструктуры. Чтобы поддержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правила игры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Административные средства воздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются для контроляза деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой» экономикой. Основными в рыночной экономике являются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональных программ экономического развития, государственные закупки), так и использованием различных инструментов косвенного воздействия (через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику). При помощи этих инструментов государство перераспределяет ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Оно может взять на себя их субсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оно осуществляет перераспределение доходов. Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза. Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Поэтому, важно отличать экономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами от собственно социальных рыночных экономик. Первые - это обычно либеральные общества, которые добились высокого уровня материального богатства и потому могут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самой очевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страны не имеют достаточно мощных «встроенных» механизмов согласования интересов между социальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например: Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к «социальным экономикам» именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы «настроены» на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни они уступают ведущим рыночным экономикам. Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры. Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком. Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – "институционалисты" обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже "чистой экономики", что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики. Однако само новое понятие "социальная рыночная экономика" вызрело позже, на ниве истории Германии. Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы – В.Ойкена, Ф.Бёма и др., разработавших концепцию "порядков". Это научное направление называют ордолиберализмом. Главное понятие данной теории – "порядок" – определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложно увидеть, что понятие "порядок" близко распространенному в современной англосаксонской литературе понятию "правила игры", которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи между собственно экономическими порядками и политическими, государственными и правовыми порядками. Ордолиберализм, таким образом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобный подход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией, которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучении взаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределения ограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил В.Ойкену и его последователям разработать классификацию "экономических порядков" от чисто рыночной до централизованно управляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами. Социально-экономическим моделям, применяемым в разных странах, присуща выраженная специфика в зависимости от достигнутого уровня развития, исторического пути и национальных традиций. Тем не менее, существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям: · место социальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет об альтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом); · распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором; · масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе; · особенности социальной политики. Последний критерий предполагает различия в целях, направлениях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства), характер развития социального сектора (социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации), доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики. Классификация по указанным критериям, целям и инструментам социальной политики приводит к выделению в литературе четырех основных моделей. Первая модель традиционно называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или по крайней мере высокой занятости. Вторая модель - англосаксонская - используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. Отметим при этом, что по различным сводным индексам "комфортности" и качества жизни Канада в последние годы вышла на первое место в мире. В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера. Наконец, четвертая – скандинавская – модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие (50-60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты. Финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах, обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования и вводить элементы платности государственных социальных услуг. Использование мирового опыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить то состояние, в котором находится Республика Беларусь, спустя несколько лет после начала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделан огромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другой стороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и "примитивен" – в стране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связи между субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, то есть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной и устойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходного периода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи. Наиболее полезным уроком западной социальной экономики является опыт формирования отношений между государством и рынком, основанных на преодолении антагонистичности. Однако в Республике Беларусь за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Немного удастся найти среди руководителей промышленности, предпринимателей и коммерсантов тех, кто согласится признать позицию государства действительно благоприятствующей бизнесу. Они приведут огромный список упущений и ошибок государственной власти, свидетельствующих о пренебрежении интересам и большого, и малого предпринимательства. Со своей стороны и бизнес не желает поддерживать государство. Необходимую меру государственного участия в экономике определяет простой принцип: государство должно делать то, что не может делать рынок. Такой принцип часто считают либеральным – и многие именно по этой причине отвергают его а priori, – хотя он опирается не столько на либеральную идеологию, сколько на здравый смысл. Ведь достаточно очевидно, что рынок в краткосрочном плане эффективнее, но он не в состоянии решить всех проблем экономики. Из этого принципа вовсе не следует, что государства должно быть "мало" – все зависит от конкретных условий. Исторические традиции Беларуси – известный из институциональной теории эффект "path dependence", то есть зависимость от траектории предшествующего развития, - в сочетании с недостаточной сформированностью рыночных отношений определяют заведомо большую роль государства в белорусской переходной экономике, чем в других зарубежных странах. Но, будучи рациональным критерием для проведения границы между функциями государства и рынка, указанный принцип не дает возможности понять, в чем же состоит плодотворный симбиоз государства и рынка, позволяющий сделать государственную власть инструментом развития эффективной и социальной экономики. Иными словами, как прийти к тому состоянию органического единства государства и рынка, которое отличает современные социальные рыночные экономики? Тезис о том, что государство должно быть инструментом экономической деятельности, не противоречит другому известному тезису – о разделении собственности и власти. Последний означает, что приобретение и использование собственности должны осуществляться в соответствии с экономическими критериями, а не зависеть от близости к государственной власти; власть, в свою очередь, не вольна за рамками закона контролировать собственников. Преодоление противоречий между государством и бизнесом требует длительных усилий в области постоянного развития институтов демократии и гражданского общества и вызревания в общественном сознании новых стереотипов отношений между обществом и государством. Тем не менее, определенные практические шаги в этом направлении можно предпринять уже сейчас. Это – неукоснительное исполнение государственной властью и хозяйственными структурами законов и обязательств, прежде всего в бюджетной и финансовой сфере. Строгое соблюдение законов и норм устранит значительную долю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики. Второй урок из опыта социальной рыночной системы для переходной белорусской экономики состоит в необходимости всемерного развития конкуренции. Конкуренция несет в себе социальный заряд, делая потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Поощрение конкурентной среды – один из аспектов усиления роли государства в экономике, который не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них. Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства для стран с переходной экономикой – это роль социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для Беларуси, она имеет шансы на воплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями. Вопреки распространенным утверждениям социальное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и при сравнительно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения. Об этом свидетельствует довольно успешное развитие партнерских отношений в латиноамериканских странах, где они существуют в первую очередь благодаря активности профсоюзов и энергичной защите со стороны государства. Западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства не может быть панацеей от недугов белорусской экономики и ни в коем случае не должен стать предметом некритического идеологического увлечения. Вместе с тем он заслуживает внимательного изучения не просто как опыт функционирования экономической системы, добившейся исключительно высоких социально-экономических результатов, но и как опыт создания и использования экономических механизмов, приведших к таким результатам – особенно механизмов взаимодействия рынка и государства, потребность в которых столь остро ощущается в сегодняшней Беларуси. Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. В этих документах определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны. [16, c. 211] Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам. Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей. Вбирая в себя эти типичные черты и основные принципы, белорусская модель включает уже на концептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому, устремляясь к избранной модели, экономическая система страны, ее государственные и общественные институты устраняют такие составляющие чисто рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерная эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам. Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, будет играть эффективное государство. Оно будет определять, в конечном счете, правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности. В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике произойдут изменения не только в соотношении экономического и административного, но и в самом экономическом механизме. Прежде всего это касается усиления внешней его части (так называемого межгосударственного регулирования) по мере нарастания интеграционных процессов включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Высшей ценностью и целью развития общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения государство создает условия для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирования общества постиндустриального типа с учетом национальных особенностей страны. Опыт многих государств, вставших на путь преобразования своей экономики, показал, что для эффективного развития недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий. При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развития страны с доминирующей ролью государства, так и о принципиальной невозможности обеспечения прогресса в экономическом развитии без эффективного государства, а также вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению к эффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем, безопасному развитию. Разработчики "Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года" считают, что стратегией трансформации государственности страны на перспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулировани
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|