Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Исследование проблемы самообразования личности как средства достижения жизненного успеха, предполагает установить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса. Опыт самообразовательной деятельности личности, как было показано выше, детерминирован ее мотивационно-потребностной деятельностью, теми специально-экономическими условиями, в которых она живет и действует. Но чтобы этот опыт успешно развивался в процессе обучения человека, необходимы: 1. Конкретизация целей самообразования в соответствии с основными задачами, решаемыми в процессе жизненного пути; 2. Соотношение формируемых у личности умений и навыков самообразования в соответствии со спецификой деятельности конкретных предприятий; . Участие всех субъектов целенаправленной подготовки личности к самообразованию в решении конкретных научно-производственных задач; . Организация совместных разнообразных мероприятий (научно-практические конференции, выставки достижений научно-технического творчества и т.п.), способствующих активизации самообразования личности. Анализ литературы по проблемам самообразования позволяет сделать вывод о том, что формирование опыта самообразовательной деятельности у студентов сопряжено с необходимостью переноса тяжести с заучивания информации на приобретение навыков самостоятельного ее добывания, с преобладания репродуктивных самостоятельных работ на творческие, на развитие инициативы, активности самой личности, умение получать необходимое образование «через всю жизнь», которое выдвигает новые, более высокого порядка требования по многим аспектам деятельности, чем образования «на всю жизнь» (получаемое в школе, в вузе). [5]
Такая постановка проблемы самообразования означает: 1) особую динамичность развития содержания образования; 2) колоссальный объем и разнообразие необходимого содержания образования. Это приводит к тому, что одни только аудиторные занятия в этой системе не в силах осуществить передачу его слушателям; 3) самообразование должно рассматриваться в качестве одной из целей обучения, поскольку выступает условием соответствия подготовки специалиста к постоянно меняющимся требованиям производства; 4) специфика обучения в этой системе выражается в ослаблении внешних обратных связей и контроля со стороны преподавателя и предполагает все увеличивающуюся самостоятельность студентов, их возрастающую способность к самоконтролю и к саморегуляции, открывает широкую возможность для самообучения. Самообразование личности в вузе становится более четким, целенаправленным, чем в школе, так как у большинства студентов, происходит осознание и практическое осуществление жизненных планов. Процесс приобретения, усвоения и накопления опыта самообразования происходит не стихийно. Здесь проявляется механизм присвоения, суть которого состоит в осуществлении деятельности, адекватности той, которая воплощена в присваиваемом продукте, и в том, что деятельность строится извне теми, кто обучает ей, т.е. преподавателями. Поэтому возникает задача организации целесообразной познавательной деятельности обучаемых в плане формирования у них опыта самообразовательной деятельности как практической деятельности, направленной на повышение уровня образования, понятие опыта самообразовательной деятельности знаменует собой новое качество личности, характеризующееся усилением познавательных мотивов, таким развитием познавательных и организационных умений, которые могут обеспечить высокий уровень образования. В этом случае опыт самообразовательной деятельности предстает как результат, приобретая форму новых качеств личности.
Поэтому в процессе формирования опыта самообразовательной деятельности возрастает роль самостоятельной работы. В самостоятельной работе, как дидактической категории выделяются две взаимосвязанные стороны. Первая из них, сводится к тому, что самостоятельную работу необходимо рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый. Вторая - характеризует самостоятельную работу как форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения обучающегося при выполнении им учебного задания. Самостоятельные работы, способствуют развитию у обучаемых познавательной самостоятельности как основы для осуществления самообразовательной деятельности. Разные типы и виды самостоятельных работ оказывают различное воздействие на формирование творческой самостоятельности личности. Так, самостоятельные работы по образцу готовят личность к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая ее базовыми познавательными умениями. Опыт творческой самостоятельности начинает формироваться только тогда, когда личность выполняет реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Еще большее значение для его развития имеют частично-поисковые самостоятельные работы, а наивысшего уровня можно достичь при использовании исследовательских самостоятельных работ, при которых обучаемые должны преобразовать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности в новые ситуации познавательной деятельности, самостоятельно определить цели, предмет своей деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи. Учитывая важность и значимость репродуктивных самостоятельных работ студентов, обеспечивающих более глубокое понимание изучаемого материала, овладение наиболее распространенными способами познавательной деятельности, особое значение для возможности занять позицию субъекта творческой деятельности, сформировать определенный опыт по ее осуществлению позволяют самостоятельные работы частично-поискового и исследовательского характера.
Рассмотрим, при каких условиях происходит наиболее эффективное воздействие самостоятельных работ на формирование опыта самостоятельной деятельности студентов. В плане формирования организационной стороны самообразовательной деятельности самостоятельные работы играют важную роль, поскольку их выполнения, обучаемый, поставленный в положение организатора своей деятельности, вооружается умениями планировать свою работу и контролировать ход ее выполнения. Главным из них будет такое, при котором система использования самостоятельных работ обеспечит передачу функций планирования, организации и контроля от преподавателя студенту и превратит последнего в подлинного субъекта деятельности. Совершенствование организации самостоятельной работы предполагает повышение роли инструктажа студентов перед ее выполнением, постепенный переход от непосредственного инструктажа к опосредованному и затем исключение его вообще. Преподаватель все больше должен выступать в роли консультанта, советчика, привлекать студентов к совместному анализу выполненной работы, обращая особое внимание на ее качественную сторону, приучать студентов к взаимоконтролю и самоконтролю. Это возможно в том случае, когда учебно-воспитательный процесс, направленный на управление самообразованием человека, представляет собой синтез внешнего управления обучающегося как личности, осуществляемый на демократических началах, путем взаимодействия, сотрудничества преподавателей и студентов. Система такого взаимодействия должна разворачивая с целью создания внутренних условий для того, чтобы личность постепенно могла двигаться к осуществлению своих жизненных планов на основе достаточно высокого уровня самообразования. В результате такого взаимодействия преподаватель переходит в позицию организатора совместной работы, наставника, консультанта, вдохновителя. Как показывают исследования 77% опрошенных студентов, связывают стремление самостоятельно изучать некоторые темы по предметам, углублять свои знания с позиции преподавателей по отношению к ним. Там где преподаватели заинтересованно относятся к самостоятельным работам студентов, обсуждают исследуемые студентами проблемы, там и повышенная активность к выполнению самостоятельных работ.
В педагогической литературе описано достаточно конкретных аспектов формирования у обучающихся, готовности самообразованию, а также технологий формирования отдельных приемов планирования учебной самостоятельной деятельности, работы с источниками информации и др. Нас заинтересовала методика «направляемого и контролируемого самообучения». Суть данной методики состоит в том, что на первом этапе обучения идет интенсивное вооружение обучающихся умениям самостоятельной работы, которое осуществляется во время практических занятий и специальных лекций. На этих занятиях рассматриваются методологические вопросы, связанные с характеристикой содержания предстоящего изучению материала, а также идет обучение основным учебным действиям. Начиная со второго этапа обучения, предлагается практическое воплощение уже имеющихся у обучающихся к данному времени теоретических знаний о самоорганизации своей познавательной деятельности. Учебный цикл начинается с вводной лекции, на которой преподаватель сообщает студентам цели изучения большого блока нового материала, дает основные разъяснения по наиболее трудным разделам, предлагает некоторые рекомендации по самостоятельному планированию материала этих разделов на последующее время работы, а также перечень вопросов, знание решения которых слушатели должны продемонстрировать в течение указанного периода времени. Помимо сообщения целевых и контролирующих информацию, а также основных сведений о структуре изучаемого материала, вводная лекция преследует цель и стимулирование познавательного интереса. Для этих целей, материал, выносимый на лекцию, должен быть подан в эмоциональной форме, обязательно должна быть выделена его значимость для последующей учебной и профессиональной деятельности обучаемых. На лекции преподаватель сообщает и то практическое задание, которое в качестве зачета по данной теме должны выполнить студенты. Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым условием развития и формирования готовности и опыта самообразовательной деятельности. Наиболее эффективными ее формами являются частично-поисковая и исследовательская, которые дают возможность обучающемуся занять позицию субъекта творческой деятельности, сформировать определенный положительный опыт ее осуществления овладения навыками. Творческая деятельность в получении, отборе и переработке информации диктуются, скоростью распространения информации и рынком труда. В связи с этим перед высшей школой встают задачи:
- Создания среды, стимулирующей образование; - Обучения умениям и навыкам самообразовательной деятельности; а перед личностью возникают проблемы: - Поиска путей обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом обучения; - Как совершенствовать умения образования в условиях меняющихся ориентиров на рынке труда.
Заключение
Современный уровень социально-экономического развития человечества все более ускоряющиеся темпы научно-технологической революции и изменения ноосферы требуют от человека не сравнительно простой и относительно однородной подготовки к производственной и социальной жизни, а все более разнообразной и многообразной, многоуровневой и разноплановой подготовки, позволяющей индивидам с минимальными издержками адаптироваться ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической и культурной жизни. Широкие возможности образования открывают все большему числу людей доступ к интеллектуальным, культурным ценностям, расширяют кругозор, увеличивают интеллектуальный потенциал все большей массы людей и позволяют им найти свое место в жизни, продвинуться по социальной лестнице. Идея непрерывного обучения самосовершенствование человека на протяжении всей его жизни не нова. Достаточно вспомнить мудрейшие народные поговорки на эту тему: «век живи, - век учись», «ученье - свет, а неученье - тьма». К основным психологическим теориям, сыгравшим важную роль в выработке корректного понимания и в практической организации процесса обучения относятся: бихевиоризм, гештальт-психология, когнитизм, деятельностная теория и гуманистическая психология. Проблема личности напрямую связана с проблемой ее жизненного пути, с умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств с помощью которых личность добивается жизненного успеха. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует Свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Личность способна выбирать разные сценарии и модели поведения. Одни из них могут способствовать жизненному успеху, другие приводить к неудаче, но все они позволяют личности структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. Говоря о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата. Выбор личностью средств достижения жизненного успеха зависит от степени присвоения ею социального опыта, сформулированности и направленности ценностных ориентаций, то есть от некой «суммы знаний», полученных в результате образования, а в дальнейшем самообразования. Таким образом выделив понятие «жизненный путь» как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, мы определили «жизненный успех» как результат активности личности, характеризующийся направленностью, степенью соответствия жизненных целей и результатов в реализации активности, а так же способов достижения, одним из которых является самообразование. Самообразование, овладение которым позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии. Поэтому самообразование - это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха. В рамках нашего исследования мы рассматриваем самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами. Самообразовательную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: пространственном и временном. Пространственный аспект позволяет выделить общественные сферы, области деятельности, в которых личность осваивает опыт самообразовательной деятельности, а так же реализует его. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков и умений, приобретается в формальных, внеформальных и неформальных сферах образования. Временной аспект - вытекает из сущности самообразования как саморазвития, то есть изменяющийся во времени. Такой подход дает возможность во-первых рассмотреть процесс «самообразования» в зависимости от конкретного момента, и проследить его динамику в течении определенного периода, во-вторых - понять «самообразование», как процесс изменения у личности конкретно-исторических и типических черт. Это позволяет определить условия, обеспечивающие эффективность самообразования, в-третьих определить особенности самообразования в различные возрастные периоды жизни личности. В нашем исследовании мы определили в качестве пространства для получения получения опыта самообразования, пространство факультета экономики и информатики, исследуя при этом так же внеформальные сферы. Исходя из определения самообразования, выделим в структуре самообразования две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя структура самообразования может быть представлена в виде системы взаимосвязанных элементов: интересы, мотивы, потребности. Потребность в самообразовании - сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов: потребностью в знаниях и потребностью в познавательных действиях. Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся - в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании. Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств. Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде (Таблица 2) Готовность - как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру. Поэтому готовность личности к самообразованию является сущностной характеристикой процесса самообразования. В результате обучения личность формирует готовность к самообразованию, на основе которой вырабатывается опыт самообразовательной деятельности. Залог успеха самообразования - в соответствии поиска и усвоения социального опыта внутренним условиям личности - внутренней установке личности. Поэтому самообразование может рассматриваться как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач. Кроме опыта самообразовательной деятельности, необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся. Именно жизненный опыт обуславливает подлинный смысл приобретаемых знаний, становятся ценностным достоянием личности, активно формирующим образ жизни, профессиональную компетенцию. Такой опыт является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизнедеятельности. Компетентность понимается как умение справляться с жизненными ситуациями, большинство которых даже невозможно прогнозировать. Поэтому система образования и самообразование в частности выполняет функцию подготовки людей к принятию ответственных решений, предвидению их последствий и для собственной жизнедеятельности, и для общества в целом. С этих позиций опыт можно рассматривать как сущностную характеристику процесса самообразования. Внешняя структура самообразования как деятельности может быть представлена в виде основных компонентов: · как целесообразную деятельность по приобретению навыков и умений; · как предмет деятельности - знания и средства приобретения знаний, умений и навыков; · как результат деятельности - знания более высокого порядка. Определение внешней структуры и содержания самообразовательной деятельности, позволяет перейти к рассмотрению динамики этого процесса и определению психолого-педагогических условий, при которых самообразование является средством достижения жизненного успеха. Поэтому в процессе формирования опыта самообразовательной деятельности возрастает роль самостоятельной работы. Самостоятельные работы, способствуют развитию у обучаемых познавательной самостоятельности как основы для осуществления самообразовательной деятельности. Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым условием развития и формирования готовности и опыта самообразовательной деятельности. Наиболее эффективными ее формами являются частично-поисковая и исследовательская, которые дают возможность обучающемуся занять позицию субъекта творческой деятельности, сформировать определенный положительный опыт ее осуществления овладения навыками. Творческая деятельность в получении, отборе и переработке информации диктуются, скоростью распространения информации и рынком труда. В связи с этим перед высшей школой встают задачи: - Создания среды, стимулирующей образование; - Обучения умениям и навыкам самообразовательной деятельности; а перед личностью возникают проблемы: - Поиска путей обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом обучения; - Как совершенствовать умения образования в условиях меняющихся ориентиров на рынке труда.
Библиография жизненный успех самообразование личность 1. Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. -М., 1986. 2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. -М., 1972 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.-399с. 5. Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М., 1985 с43 6. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. -2002.-№6-с 14-19 7. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М., 1993 8. Дистервег Ф.А.В. Руководство для немецких учителей. -М., 1913,с 269-270 9. Здравомыслов А.Г. Проблемы интереса в социологической теории. -Л., 1964.-с.71 10.Змеёв С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. -М.: ПЕР СЭ, 2003. -207с 11.Крупская Н.К. Педагогические сочинения. -Т.9.-М., 1961, с.181 12.Кант И. Тракты и письма. М., 1980. с.332 13.Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. - Минск, 1998 14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977 15.Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии - 1997. - №4- с. 28-38 16.Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Педагогическое общество России, 1999, с. 275 17.Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ.ред. В.Н.Дружинина. -СПб.: Питер,2001.-с315 18.Психология: словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Прошьского, -М., 1990-С 146 19.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. 1976. 20.Способ обучения. Содержание и методы образования взрослых. Под ред. Лесохиной Л.Н. - М., 1985 21.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -С.99 22.Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -Мн.: «Современное слово», 2001. С.681 23.Ушинский К.Д. Педагог.соч., т2, М:Л., 1988,с 65 24.Что такое технология самообразования школьников? /Г. Селевко // нар. Образование. - 2000. -№9.-С.210-214 25.Шахова И.Н. Социальная природа самообразования. Социологический анализ // Образование и наука. -2001-№2.-С. 46-57 26.Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования // Социологические исслед. -200. -№6.-С.29-39 27.Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. - Новосибирск, 1970 28.Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко В.П., Осипова Е.А., Новые технологии воспитательного процесса. -М., «Новая школа». - 1994. 29.Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М., 1986 Приложение
Таблица Технология формирования готовности личности к непрерывной самообразовательной деятельности в системе непрерывного образования
Таблица
Таблица 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|