Самоанализ проведённой работы
Воспитатель: Уточкина Татьяна Александровна.
Тема самообразования «Развитие мелкой моторики младших дошкольников»
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников» План самообразования на 2018-2019 уч ебный год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников первой младшей группы» Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими физиологическими особенностями детей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая (называемая также тонкой) моторика рук – это развитие мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Тонкая моторика играет важную роль не только в физическом, но и психическом развитии ребенка. Импульсы, идущие от кончиков пальцев, повышают тонус коры головного мозга, поддерживают ее деятельное состояние, поднимает настроение ребенка. Своевременное развитие мелкой моторики очень важно и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы научиться одевать одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Поэтому мелкая моторика рук - это не только согласованные движения пальцев рук, но и умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать и расстегивать пуговицы, рисовать, лепить и т.д. Точность выполнения тех или движений пальцев рук предопределяется формированием у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. В исследованиях М.М. Кольцовой еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя уровень развития общей моторики при этом может быть выше нормы. Данный феномен объясняется близостью речевого и двигательного центров в коре больших полушарий головного мозга. В двигательном центре значительную представленность имеет каждый палец руки, что и обусловливает позитивное влияние мелких движений рук на развитие речи ребенка, а также на развитие его артикуляционной моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Развивая мелкую моторику ребенка и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук, педагог активизирует и соседние центры, отвечающие за речь. В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин этого является то, что родители меньше разговаривают с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
В развитии ребенка существуют сензитивные периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды. Как отмечала М. Монтессори, первые годы жизни – это сензитивный период для развития мелкой моторики рук. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Она разработала различные пособия для развития мелкой моторики рук, которые и в настоящее время применяются в практике работы дошкольных учреждений (пособия с застежками, шнуровками и др.) Развитию мелкой моторики рук и сенсомоторной координации у детей раннего возраста способствуют различные упражнения с мелкими предметами, в которых ребенку предстоит что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия. Развитию мелкой моторики способствует и рисование карандашами, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, а также застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание. Особое место в развитии мелкой моторики занимает пальчиковая гимнастика. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особое место отводится организации предметной деятельности детей раннего возраста, являющейся ведущей в данном периоде. Соответственно развитие мелкой моторики должно, в первую очередь, осуществляться с помощью различных упражнений с предметами, специально сконструированными так, чтобы побуждать детей выполнять пальцами рук координированные движения. В нашем детском саду у многих детей раннего развития наблюдаются недостаточное развитие мелкой моторики. Они неловко, зачастую в кулаке держат ложку, карандаш и кисточку, не могут застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий лепкой. Мышечная напряженность, сниженный тонус не позволяют им выполнять даже простейшие формообразующие движения. Для них оказываются трудными многие пальчиковые упражнения: их пальцы малоподвижны, слишком напряжены, скованны, что обусловливает замедленный темп выполнения даже самых легких упражнений. Вот поэтому развитие мелкой моторики детей раннего возраста и стало темой моего самообразования.
.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3. Улучшить общую двигательную активность. 4. Содействовать нормализации речевой функции. 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: · массаж кистей рук · пальчиковая гимнастика, физкультминутки · пальчиковые игры со стихами, со скороговорками · пальчиковый театр · лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) · нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой. · игры с пособиями способствующими развитию мелкой моторики.
ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. 6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 2 ЭТАП — 1.Изучить литературу по данной теме. 2.Подбор материалов и пособий для работы с детьми. Организация цента сенсорики в группе. 3.Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у малышей». 4.Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук. 5.Проведение консультации для родителей 6.Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?». 7. Непосредственная ежедневная работа с детьми в центре сенсорики. 8. Использование созданных мною и родителями пособий в работе с детьми. Это предусматривает решение задач, прежде всего, активизации речи детей (называния предметов, их цвета, формы величины и др.). Мелкие движения кистей рук сами по себе оказывают благотворное влияние на развитие речи воспитанников. 9. Размещение в родительском уголке информации, о том, как дома подручными средствами можно способствовать развитию мелкой моторики детей.
Самоанализ проведённой работы
В группе для детей раннего возраста мною был оборудован сенсомоторный уголок, в котором размещены матрёшки, пирамидки с кольцами и шарами для нанизывания, пластмассовые и деревянные конструкторы, мешочки с различными наполнителями, ящик с кинестетическим песком, а также различные шнуровки и застежки (с пуговицами, молниями, кнопками). Мною были подобраны различные пальчиковые игры и комплексы пальчиковых упражнений, которые могут проводиться как индивидуально, так с группой детей. Часть используемых упражнений находит отражение в календарных планах Изготовленные мною пособия привлекают детей яркостью изображения, необычностью, они легки в использовании. Поддержанию интереса детей к использованию предлагаемых пособий способствует их вариативность, а также использование игровых персонажей, сопровождающих внесение того или иного пособия.
После непродолжительной по времени презентации способов действий с тем или иным пособием, оно располагается в сенсомоторном центре. Кроме того, периодически (во время утреннего приема, после завтрака, после дневного сна) я размещаю знакомые детям пособия на столах, на ковре, обеспечивая возможность в самостоятельно действовать с ними одновременно всем желающим воспитанникам. Пособие «Чудо-юбка» я надеваю на себя и провожу различные игровые упражнения с предметами, расположенными на юбке. Некоторые пособия (например, «Мое настроение», «Волшебные полоски») используются только во время индивидуальных и групповых занятий, поскольку детям будет затруднительно выполнять действия с ними без помощи и контроля со стороны взрослого. В целом, на работу с пособиями я отвожу от 15 до 30 минут в день (4-6 раз в день по 3-5 минут). Большинство пособий изготавливаются из ткани, фетра, ниток для вязания, ленточек, шнурков, меха и различной фурнитуры (замочки, пуговицы, крючки, кнопки, карабины, липучки). Часть изготовленных пособий имеют образный характер: предстают перед детьми в виде черепахи, кубика, юбки и т.д. Пособия предлагаются детям в порядке усложнения действий с ними. Так, первыми предлагаются пособия с липучками, в числе последних – действия со шнурками, требующие более точной зрительно-моторной координации движений. Кроме того, учитывается степень сложности сопутствующих педагогических задач. Результатам работы в данном направлении стало: Сформированность у детей умения выполнять координированные движения пальцами рук, регулировать силу движений в процессе выполнения детьми предметных действий с предложенными пособиями; - формирование навыков самообслуживания (умения застегивать и расстегивать застежки различного вида и шнуровать); - формирование устойчивого эмоционально положительного отношения детей к действиям с дидактическими пособиями. Дети с любопытством рассматривали представленные дидактические пособия, производить с ними конкретные действия (расстегивать и застегивать замочки, кнопочки, липучки, карабины и т.д.). Существенно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы для детей раннего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|