Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Понятие и юридические свойства писаной конституции.

Конституция - фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) - реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.

Юридическая конституция - это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы - социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.

Расхождение между фактической и юридической конституциями - обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Конституции обладают рядом особых свойств:

1. Имеет высшую юридическую силу - т.е. главенствующая в системе национального права.

2. Прямое и непосредственное действие - это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.

3. Верховенство - положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.

4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.

5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.

6. Особый характер охраны Конституции.

7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.

 

2.
2. Социально-политическая сущность конституции современного государства.

3. Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе*. Это, можно сказать, общественный договор (разумеется, договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность – защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

4. * В любом советском учебнике государственного права можно было найти в связи с этим ленинскую цитату: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 17. С. 345). В действительности же данная идея была сформулирована в 1862 году германским социалистом Ф. Лассалем (1825–1864), притом более точно, чем это выражено у В.И. Ленина, сводившего всю сложную палитру политических отношений к классовой борьбе. Ср., в частности, текст Ф. Лассаля: «...Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил» (Лассаль Ф. Сущность конституции. – Что же дальше? СПб.: Молот, 1905. С. 33–34). В этой же речи Ф. Лассаль рассмотрел вопрос о реальности и фиктивности конституции, который у нас также обычно излагался со ссылками на цитированную статью В.И. Ленина, опубликованную лишь в 1909 году.

5. В то же время уместно поставить вопрос: как можно считать конституцию продуктом согласования интересов, когда многие, если даже не все, ее положения принимаются большинством голосов? Меньшинство-то, следовательно, остается ущемленным.

6. Ответ может быть различен в зависимости от ситуации в конкретной стране в конкретный момент принятия конституции. Во-первых, не по всем ее положениям одни и те же голосующие лица входят соответственно в большинство и меньшинство. По одним вопросам большинство имеет один состав, а по другим он может оказаться и часто оказывается иным. Есть положения, которые вообще принимаются единогласно или консенсусом. Во-вторых, для общества, за исключением разве что маргиналов, лучше плохая конституция, чем никакая, чем отсутствие хоть какого-то правопорядка. Ведь плохую конституцию можно исправить, можно применять, как говорится, с умом, смягчая ее отрицательные стороны. Поэтому и для недовольного меньшинства выбор между бесправием и оставляющей желать лучшего конституцией, даже если она навязана большинством, очевиден. В этом смысле и лишь в этом смысле в большинстве случаев можно говорить о конституции как общественном договоре. К тому же обычно, когда конституция разрабатывается учредительным собранием или парламентом, для ее одобрения требуется квалифицированное большинство, то есть численное преобладание большинства над меньшинством должно быть значительным. И наконец, в обществе с высокой политической и правовой культурой большинство стремится не навязывать конституцию меньшинству, а максимально учесть в ней интересы меньшинства. Например, в Венгрии с самого начала к разработке новой конституции после падения коммунистического режима была привлечена оппозиция (правда, Венгрия осталась единственной постсоциалистической страной, где новая конституция так до сих пор и не принята).

7. Конечно, вряд ли можно создать конституцию, которая учитывала бы все социальные интересы в равной мере. Разумеется, часть общества, более влиятельная по тем или иным причинам (не в последнюю очередь по причинам экономическим), обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции. Однако было бы неправильно утверждать, как это делается авторами, которые считают себя марксистами-ленинцами, что конституция выражает волю экономически господствующего класса. Если бы она выражала волю только, например, крупного капитала, вряд ли она смогла бы выполнить свое предназначение – служить инструментом гражданского мира, формулировать такие «правила игры» на политической сцене, определять такое устройство общества и власти, которые значительным большинством народа признаются справедливыми. Это запись, отражение приемлемого для общества баланса социальных интересов.

 

 

8. Весьма ярко это показывает британская конституция, отразившая во времена Английской революции XVII века компромисс между землевладельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией, который, в частности, выразился в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов Парламента и выборности Палаты общин. Дальнейшее постепенное ослабление полномочий Палаты лордов свидетельствовало об изменении соотношения сил между обоими общественными классами. Впрочем, по мере роста самосознания рабочих и других групп трудящихся и демократизации в связи с этим избирательного права социальный состав Палаты общин, точнее ее политический состав, все более демократизировался, что, в частности, нашло свое выражение в изменении характера двухпартийной системы в первой половине XX века: место партии либералов, опиравшейся преимущественно на определенные круги предпринимателей, заняли в этой системе лейбористы, опирающиеся на профсоюзы.

9. Правда, причиной изменений конституций, особенно давно действующих, подчас служит и потребность в их приспособлении к значительно изменившимся историческим обстоятельствам. Эту потребность могут осознавать все влиятельные политические силы страны, но борьба между ними может иметь место и в этом случае, если они по-разному видят способ удовлетворения данной потребности. Целью таких изменений не является коренная ломка существовавшего правопорядка, а скорее приспособление конституционного акта к потребностям текущего момента.

10. В качестве примера такого изменения можно указать на упомянутый нидерландский Основной закон 1815 года, который, несмотря на многочисленные события в последующей истории страны (включая отделение Бельгии в результате революции в 1830 г., образование Республики Индонезии и др.), с формально-юридической точки зрения продолжал действовать до недавнего времени. В него были внесены многочисленные изменения: с 1815 по 1983 год этот конституционный акт изменялся 14 раз, причем последний из пересмотров был полным, в результате чего Конституция приобрела достаточно современный вид и в структурном отношении стала вполне похожей на аналогичные акты других стран Западной Европы. Последующие изменения были менее существенными.

11. Редакция Конституции до полного пересмотра была совершенно иной: сначала следовали положения о государстве и его населении; затем 72 статьи посвящались Королю и его власти, регентству и другим вопросам, связанным с монархией; чуть более 50 статей относились к Генеральным штатам (парламенту) и законодательной власти и т. д. В пересмотренном тексте значительно были сокращены положения о Короле: из текста удалены такие малоактуальные нормы, как запрещение нидерландскому Королю занимать монарший пост в иностранном государстве, принимать иностранные награды и т.п. Весьма важно упразднение нормы прежней ст. 56: «Исполнительная власть принадлежит Королю». Новая формулировка стала просто-напросто отражать реальное осуществление исполнительной власти в стране. Теперь проводится различие между понятиями Правительства и Совета министров. Первое включает Короля и министров (ч. 1 ст. 42); второе – только министров во главе с Министром-президентом (ч. 1 и 2 ст. 45). Некоторая «косметика» была проведена и в отношении Генеральных штатов.

12. В то же время многие положения перекочевали из ранее действовавшей редакции в новую. Это относится, например, к нормам о водном хозяйстве. Территория Нидерландов в значительной своей части находится на земле, отвоеванной у моря. Статья 133, регулирующая эти отношения, повторяет соответствующие положения прежних ст. 204–207. Остались неизменными нормы о форме правления, территориальном устройстве и других важных компонентах нидерландского государства.

 


3. Классификация конституций зарубежных государств:


а) «формальные» и «материальные»;
б) писаные, неписаные и смешанные;
в) народные, октроированные и договорные;
г) постоянные и временные;
д) гибкие и жесткие Есть несколько вариантов (элементов) "жесткости", которые применяются в разных странах:

– конституция должна изменяться квалифицированным числом голосов членов парламента (двумя третями, тремя четвертями и т.д.);
– правило двойного вотума, которое означает, что поправка к конституции может быть принята только после двух голосований. Двойной вотум бывает двух разновидностей: 1) простой – за поправку голосуют дважды с определенным промежутком времени (например, не менее трех месяцев – ст. 138 Конституции Итальянской Республики) и 2) усложненный, который требует следующей процедуры. Первый раз поправка голосуется и должна быть принята квалифицированным большинством, а второй раз она ставится на голосование, но уже в ином составе парламента – после новых выборов. Это так называемая шведская модель, которая применяется в Швеции, Норвегии, Голландии и Финляндии;
– в федеративных государствах для изменения "жестких" конституций предусмотрено правило, предусматривающее, что помимо федерального парламента поправки в конституцию должны быть приняты квалифицированным большинством субъектов федерации, а иногда и всеми субъектами. Для внесения попрапок η Конституцию США, кроме того, поправка должна быть принята двумя третями голосов каждой из палат Конгресса и одобрена тремя четвертями штатов.
В некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы, например в Конституции Португальской Республики или ст. 139 Конституции Итальянской Республики, которая говорит о том, что республиканская форма правления не может (никак и никогда) изменяться.

"Гибкая" конституция всегда состоит из норм статутного права или нескольких фундаментальных законов, как в Израиле. К ее нормам применяются те же правила, что и к обычному закону, который может меняться в более простом порядке.


е) по форме правления, государственно-территориального устройства и политического режима.

· Формы государственного устройства зарубежных стран
Форма государственного устройства (политико-территориальная организация государства) – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

В отличие от формы правления форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

В конституциях почти всех стран мира в том или ином объеме содержатся нормы, относящиеся к территориальной организации государства. Конституционно-правовой институт политико-территориальной организации государства включает нормы, правовую и политическую практику:

– определяющие территорию и границы государства;
– устанавливающие способ политико-территориальной организации государства;
– связанные с распределением компетенции между государством и его составными частями;
– связанные с порядком взаимоотношения государства и его составных частей.
Во многих конституциях вопросы территории и границ не регулируются, а иногда и не упоминаются (Бразилия, ФРГ, Канада, Швейцария и др.).

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные: унитарную и федеративную.

Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование.

Основные признаки:

– единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
– единая система высших органов государственной власти;
– единое гражданство;
– единая система права;
– единая судебная система;
– территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Япония и др.).

Если территория унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы – это простое унитарное государство. Но оно может быть сложным, если наряду с административно-территориальными единицами в него включаются автономные образования. В Великобритании созданы автономные образования: Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс. Данные автономии имеют собственное законодательство, систему судебной власти, местное самоуправление и церковь (так же как Палестинская автономия в рамках Израиля).

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает персональную автономию (Шведская народная ассамблея в Финляндии, скандинавский совет саамов трех стран Швеции, Норвегии и Финляндии).

Корпоративная автономия связана с определенными лингвистическими общностями, которым отдается определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие, работающие в районах расселения первой, обязаны знать национальный язык данной местности.

Национально-территориальная автономия осуществляется только в случае компактного расселения национальных меньшинств. Принято различать две формы такой автономии: административную, при которой автономии построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая), и политические, имеющие небольшие признаки государства (Северная Ирландия – в Великобритании, Корсика – во Франции).

В отдельных странах базой государственного устройства является нечто вроде федерации на основе политической автономии составных частей – регионалистическое государство (Испания, Италия, Шри-Ланка). Так, в Италии существует пять особых областей, положение которых определяется специальным статутом, принимаемым в форме конституционного закона, их областные советы издают областные законы, но по ограниченному кругу вопросов[1].

Понятия "федерация" "федеративное государство" употребляются во многих конституциях (Аргентина, Пакистан, ФРГ), могут входить в официальное название государства (Федеративная Республика Нигерия).

Федерация

·

– сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. В отличие от унитарной это сложная форма, которая в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

Характерные признаки:

– территория федеративного государства в политико-административном отношении не является единым целым, она состоит из территорий субъектов федерации;
– субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
– субъекты федерации в пределах установленной для них компетенции обладают правом издания законодательных актов;
– субъект федерации может иметь собственную правовую и судебную систему;
– двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм);
– действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации;
– гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом;
– двухканальная система налогов;
– национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность – американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность;
– в классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу;
– ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).
Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Австрия, Швейцария, Индия, Австралия, Мексика и др.). Принято различать национальные, национально-территориальные и территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, Бельгия, Эфиопия) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

– субъектами федерации являются национальные и национальногосударственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;
– национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;
– высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;
– правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.
Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, так как их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации;
б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;
в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права создавать в мирное время профессиональные вооруженные формирования.
Национально-территориальная федерация – часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а Квебек – по национальному. К таким странам также относятся Нигерия и Коморские острова.

Структура федераций различна, в наиболее простом варианте федерация состоит только из субъектов (Австрия, Танзания). Федерации, в которых субъекты обладают одинаковыми полномочиями, называются симметричными. Составные части федерации занимают неодинаковое положение – нередко считается,

·

что субъектами федерации являются штаты, а другим субъектом – государство, между которыми существуют конституционно-правовые отношения (Бразилия, Нигерия). Однако большинство федераций мира – асимметричные (различные виды субъектов федерации и присоединившихся территорий – Пуэрто-Рико в США, различное представительство в органах государственной власти – Германия и т.д.).

В теории конституционного права считается, что субъекты федерации не обладают суверенитетом, тем не менее в конституциях Мексики и Швейцарии присутствует слово "суверенитет" по отношению к штатам (кантонам). Если в Мексике – это суверенитет по отношению к внутренним делам штата, то в Швейцарии суверенитет ограничивается федеральной конституцией.

Штаты не имеют права выхода (сецессии) из федерации, но тексты конституций не содержат соответствующих положений, так как их отрицают в своих решениях органы конституционного контроля. Единственная страна, конституция которой содержит право на сецессию, – Респу

блика Эфиопия (1994 г.), но оно принадлежит не субъектам федерации, а национальным группам.

Конституции федеративных государств предусматривают несколько способов разделения компетенции между федерацией в целом и ее составными частями:

1. Установление исключительной компетенции федерации. Нс включенные в нее вопросы относятся к компетенции штатов (Коморские Острова, Танзания, Занзибар).
2. Установление исключительной сферы законодательства федерации и ведения штатов (Канада, Швейцария, США).
3. Разделение по трем сферам – исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и субъектов федерации и исключительная компетенция субъектов федерации (Индия, Эфиопия, Пакистан).
Кроме унитарных и федеративных государств существуют ассоциированные государства:

1. Конфедерация – союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство. Конфедерация – это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были: Швейцария до 1848 г. (затем преобразовалась в федерацию); ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г. А. Насера. Распалась через три года, в 1961 г. Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала в течение семи лет (1982–1989), после чего распалась.

Квазиконфедерация – более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными и часто – отдаленными друг от друга частями. Квазиконфедеративные отношения обычно существуют в силу исторических традиций между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом. Примерами квазиконфедеративных отношений могут служить Дания и Фарерские острова, Гренландия; Голландия и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао и Бокайро); США и Пуэрто-Рико, Великобритания и острова Пролива, остров Мэн.

2. Содружество – объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:
– интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);
– языковым единством (Британское Содружество Наций);
– общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).
Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества реализуется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 2 ноября 1996 г. принят модельный Уголовный кодекс).

3. Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское

·

сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества – сбалансировать экономический и научно-технический потенциал входящих в него государств. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциация – объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.).

Действующая Ассоциация стран Тихоокеанского региона (АСЕАН): Таиланд, Малайзия, Сингапур и других направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы – объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитичекие факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Совет государств Балтийского моря, Союз Беларуси и России и др.


4. Основные способы принятия, изменения и пересмотра конституций зарубежных стран

 

(США,

Конституция США

 

 

Принятие и структура конституции. Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов — государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однако на деле было учреждено новое государство — федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Конституция США —'сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.

322

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них — в 1992 г.

Основные черты конституции США. Конституция США — первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.).

 

Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировка казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответствии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства — относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу

323

и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Изменение конституции. Конституция США — жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5 тыс. поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало 27). Единичные поправки не имеют принципиального значения, так как посвящены сравнительно частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, поправки XVIII и XXI вводят и отменяют «сухой закон»).

Впервые конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы (рассматриваются ниже). Из области социально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861—1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX поправка (принята в 1917г., ратифицирована в 1919г.) предоставила избирательные права женщинам, XXIV — запрещает лишение избиратель-

324

ных прав за неуплату налогов, XXVII — запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалованья. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т.д. Поправки, как и конституция, во многом имеют прагматический характер.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов — обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) Верховный суд США может принять окончательное решение.

Украина

Основные способы принятия, изменения и пересмотра конституции украины

Действующая Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года на пятой сессии Верховной рады Украины II созыва. Закон Украины № 254/96-ВР, ратифицирующий новую Конституцию и аннулирующий предыдущую Конституцию УССР, и Конституционный договор, был официально подписан в несколько раньше, в середине июня 1996 года.

Конституция Украины как высший законодательный акт определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина. Утверждение Основного Закона создало юридическую основу для эффективной и рациональной перестройки политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества.

С принятием Конституции были определены баз<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...