Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 6: Классическая отечественная педагогика XIX – начала XX века (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов).





Цель: сформировать представления о процессе оформления педагогики в самостоятельную отрасль научного знания; проверить знание и понимание прочитанных произведений.

План: (при подготовке использовать выполненный конспект об К.Д. Ушинском и Л.Н. Толстом по Смирнов В.З.).

1. Основоположник русской школы научной педагогики К.Д.Ушинский:

А) личность педагога, основные этапы его деятельности;

Б) методические основы педагогической системы К.Д. Ушинского;

В) дидактическое учение;

Г) проблема воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.

2. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа:

история и современность.

3. Проблемы школьного воспитания и обучения в наследии Н.И. Пирогова.

4. Педагог С. Т. Шацкий: труды, идеи, вклад в педагогику.

Основные понятия: Педагогика как наука; методология, дидактика, теория воспитания.

К.Д. Ушинский: идея народности, христианская духовность в воспитании, взаимосвязь педагогической теории и практики, педагогика как наука и искусство, педагогическая антропология; семья и личность учителя - факторы воспитательного воздействия, воспитательное воздействие труда. Л.Н. Толстой: необходимость решения общественных, социальных, личностных проблем в синтезе наук и религий; учение о свободе воли человека; основной «критериум» педагогики - свобода; народное образование; свободное воспитание; ребенок «первообраз гармонии»; условия успешного обучения; роль интереса в обучении; «Азбука» - дидактическая «энциклопедия» для учителя; «совершенный» учитель; воспитание и образование - различные трактовки понятий (эволюция взглядов Л.Н. Толстого).

Н.И. Пирогов: специальное и общечеловеческое воспитание; единство « внутренней» и «внешней» природы в воспитании; ступени школьной системы; проблема женского образования; народность образования.

 

Сообщения: вместо сообщений пересказать прочитанные произведения.

Пушкин А.С., О народном воспитании //Хрестоматия по истории социальной педа-гогики. Т.2. отечественная история / Сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова, А.М. Куш-нир; под общ. ред. А.М. Кушнира. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. С. 57-61.



7. Лесгафт П.Ф., Школьные типы. //Хрестоматия по истории социальной педагогики. Т.2. отечественная история / Сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова, А.М. Кушнир; под общ. ред. А.М. Кушнира. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. С. 138-144.

8. Вентцель К.Н., Идеальная школа будущего и способы её осуществления. Как бороться с проступками и недостатками детей. //Хрестоматия по истории социальной педагогики. Т.2. отечественная история / Сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова, А.М. Кушнир; под общ. ред. А.М. Кушнира. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. С. 197-203.

9. Шацкий С.Т., Школа для детей или дети для школы // История социальной педаго-гики: Хрестоматия- учеб.: Учебное пособие для студентов высших учебных заве-дений / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 405-421.

10. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // История со-циальной педагогики: Хрестоматия- учеб.: Учебное пособие для студентов выс-ших учеб-ных заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 239-264.

11. Одоевский В.Ф. Разговоры с детьми (глава из «Руководства для гувернанток») //Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 361-369.

12. Одоевский В.Ф. Советы учителям приходских училищ //Антология педагогиче-ской мысли России первой половины XIXв. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебе-дев. М.: Педа-гогика, 1987. С.369.

Методические рекомендации: Готовясь к занятию, необходимо особое внимание обратить на первоисточники. Здесь важно раскрыть и показать, что К.Д. Ушинский создал стройную, целостную педагогическую систему. Следует сделать выписки из статей К.Д. Ушинского, указанных в списке литературы, которые вам помогут «выстроить» ведущие идеи в схему и найти связи между такими явлениями, как народность, общественное воспитание, образованность и труд.

 Читая статью «О народности в общественном воспитании», обратите внимание на то, что в интерпретации К.Д. Ушинского эта идея отражает просветительские, образовательные устремления самого народа. Педагог -демократ справедливо утверждал, что русское воспитание должно быть самобытным, народным. Почвой, в которой корениться народность, по мнению К.Д. Ушинского, является характер человека. Воспитание и обращается, прежде всего, к этому характеру. У каждого народа кроется «свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа». Ответьте на следующие вопросы:

1. Что составляет основу народности?

2. Как можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

З.Что можно заимствовать, а что нельзя?

4. Какую роль играет родной язык в обеспечении народности?

5. Что К.Д. Ушинский считал основными чертами русского народа?

Анализируя статью «О пользе педагогической литературы», ответьте на следующие вопросы:

1. Когда и в связи, с чем была написана эта статья?

2. Какие вопросы освещены в статье? Составьте подробный план статьи.

З.Как К.Д. Ушинский «разводит и соединяет педагогику как науку и педагогику как искусство»? При этом обратите внимание и приведите соответствующие выписки из статьи по поводу того, как К.Д. Ушинский отстаивал педагогическую науку, ее права гражданства среди других наук.

4. С чем сравнивает К.Д. Ушинский «одну педагогическую науку без теории»?
 При чтении статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» сделайте выписки-ответы на следующие вопросы:

1.В чем состоит воспитательное значение труда?

2. Что значит «труд - не забава, ученье - труд»? Как аргументирует эти вопросы К.Д. Ушинский?

З.В чем заключается нравственная сила труда? Обратите внимание на слова К.Д. Ушинского «Труд - есть единственное доступное человеку на земле и единственное его счастье...». «Если человек не трудится, то перед ним только две дороги гибельные: 1) апатия, скука; 2) дорога самоуничтожения от детских прихотей или скотских наслаждений».

4. Что значит «свободный творческий труд», по мнению К.Д. Ушинского?

В дидактической системе К.Д. Ушинского важно вычленить главное - зависимость психологических, дидактических и методических основ обучения в каждом звене учебного процесса от выдвижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, отбора содержания, методов, форм, условий успеваемости.

 К.Д. Ушинский внес большой вклад в развитие дидактики, и потому важно раскрыть системность дидактической теории К.Д. Ушинского, ее целостность, связи между воспитанием, образованием и развитием. Объясните ее значение для современной школы.

 Обратите внимание на понимание Л.Н. Толстым природы ребенка, его развития и формирования личности. Раскройте сущность воспитания, цель и задачи воспитания, принцип свободы в воспитании, связь свободного воспитания с религией. В этом вам поможет заключительная часть статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Выделите характеристики, которыми Л.Н. Толстой дополнил и развил теорию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо - народность и учет национальных особенностей; любовь к ребенку; профессиональная направленность; связь школы с жизнью; трудовое воспитание.

 При подготовке ко второму вопросу следует обратиться к анализу работ Л.Н. Толстого «О воспитании», «О наказании и насилии в воспитании» и др. Покажите на примере реализации идеи свободного воспитания в Японской школе, как и кем, по мнению Л.Н. Толстого, определяются границы свободы в педагогическом процессе. Покажите актуальность идей Л.Н. Толстого о свободном воспитании в условиях влияния гуманистических идей на интенсивный педагогический поиск, который ведется в России в последние годы после отказа от идеологических псевдонаучных догм воспитания.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.