Образовательные технологии
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Государственная власть, правовой порядок и юридическая практика как институциональная характеристика современной правовой политики» является – дать обучаемым первичные категориально-понятийные, теоретико-методологические и юридико-практические представления об основных закономерностях развития, современного функционирования и направлений трансформации государственной власти, правопорядка и правовой политики государства, а также способствовать развитию общей юридической культуры, правового мышления, навыков политико-правового прогнозирования, моделирования и оценки действующих государственно-правовых процессов.
Задачи освоения дисциплины:
1. Познание методологических основ научного понимания государственной власти, правового порядка и юридической практики как институциональных характеристик правовой организации современного общества;
2. Изучение закономерностей концептуально-правовой, институциональной и юридико-практической эволюции государственной власти, особенностей ее социокультурной трансформации в XXI веке;
3. Усвоение взаимосвязи государственной власти, правопорядка, юридической деятельности и иных сфер жизни общества и человека;
4. Осмысление понятийного аппарата институтов государственной власти и правовой упорядоченности общественных отношений;
5. Постижение общеправовых и социокультурных характеристик правопорядка и правовой политики;
6. Ознакомление с основными проблемами современного понимания публично-властной организации, политико-правовых проектов и стратегий ее трансформации в XXI веке, общей характеристикой властно-управленческих доктрин.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Государственная власть, правовой порядок и юридическая практика как институциональная характеристика современной правовой политики» относится к профессиональному циклу ООП магистратуры направления 40.04.01 «Юриспруденция», и читается на первом курсе 2 семестра.
Дисциплина «Государственная власть, правовой порядок и юридическая практика как институциональная характеристика современной правовой политики» является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования.
2.2. Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются:
Философия права;
Сравнительное правоведение;
История политических и правовых учений;
История и методология юридической науки.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: «НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРАКТИКА XXI ВЕКА»
Шифр и формулировка компетенций
(результаты освоения ОП)
| Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
| Знания:
- типы познания права и государства;
- общие положения о методологии и основных методах социального и правового познания;
- основные понятия о методах исследования, о предмете методологии права;
- виды методов познания права;
|
Умения: -дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;
|
Навыки: - умением использовать достижения и критически оценивать методы гуманитарных наук;
- способностью анализировать общественные явления и процессы;
- навыками политико-правового прогнозирования, моделирования и оценки действующих государственно-правовых процессов
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
научно-исследовательская деятельность:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
педагогическая деятельность:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
| Знания: - освоить категории «право», «справедливость», «свобода»;
-
|
Умения: - воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;
- строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь;
- выделять и анализировать логико-понятийную и системную взаимосвязь государственной власти, правопорядка, юридической деятельности и иных сфер жизни общества и человека;
|
Навыки: владетьнавыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологам, приемами методологий правовой науки.
|
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы, 180 часов
Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины/темы
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Семинар
| Лабораторные и практические занятия
| В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов
| Самостоятельная работа
|
| Модуль 1. Государственная власть: концептуально-правовая эволюция, современные подходы к интерпретации и легальные дефиниции
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 1.1. Понятие власти и порядка: основные подходы и интерпретации. Соотношение понятий: «власть», «политическая власть», «государственная власть», «политический порядок», «правопорядок».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.2. Концептуально-правовые и теоретико-методологические проблемы исследования государственной власти: традиции и инновации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.3. Типологическое своеобразие подходов к определению государственной власти. Институционально-нормативное оформление понятие государственной власти.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 2. Качественные характеристики современной государственной власти и властно-правовая (юридическая) деятельность
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Теме 2.1. Суверенность как качественная характеристика государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.2. Легальность и легитимность государственной власти. Архитектоника легитимации государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.3. «Внеправовая», «неформальная», «теневая», «неправовая» политико-правовая деятельность государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.4. Публично-властная деятельность современной государственной власти: требования и стратегии совершенствования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 3. Общеправовые и социокультурные характеристики правопорядка и правовой политики
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 3.1. Понятие и структура правопорядка: проблемы теории и юридической практики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.2. Концептуальные, социокультурные и доктринально-правовые основы обеспечения стабильности и устойчивости правопорядка в XXI веке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.3. Национально-культурные доминанты развития правовой политики российского государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.4. Современная правовая политика российского государства: цивилизационные риски, глобальные угрозы и региональные вызовы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 4. Государственная власть, правовой порядок и правовая политика в XXI веке: основные проблемы и направления развития
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 4.1. Государственная власть в контексте глобальной политико-правовой антиномичности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.2. Современные проекты трансформации государственной власти, политического и правового порядков в XXI веке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.3. Модернизационные и консервативные политико-правовые стратегии развития правовой политики государства в третьем тысячелетии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| | |
|
| | |
| |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа обучающихся
| Оценочное средство
|
Вид самостоятельной работы
| Сроки выполнения
| Затраты времени (час.)
|
| Модуль 1. Модуль 1. Государственная власть: концептуально-правовая эволюция, современные подходы к интерпретации и легальные дефиниции
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 1.1. Понятие власти и порядка: основные подходы и интерпретации. Соотношение понятий: «власть», «политическая власть», «государственная власть», «политический порядок», «правопорядок».
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 1.2. Концептуально-правовые и теоретико-методологические проблемы исследования государственной власти: традиции и инновации
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 1.3. Типологическое своеобразие подходов к определению государственной власти. Институционально-нормативное оформление понятие государственной власти
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Модуль 2. Качественные характеристики современной государственной власти и властно-правовая (юридическая) деятельность
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Теме 2.1. Суверенность как качественная характеристика государственной власти
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 2.2. Легальность и легитимность государственной власти. Архитектоника легитимации государственной власти
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 2.3. «Внеправовая», «неформальная», «теневая», «неправовая» политико-правовая деятельность государственной власти
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 2.4. Публично-властная деятельность современной государственной власти: требования и стратегии совершенствования
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Модуль 3. Общеправовые и социокультурные характеристики правопорядка и правовой политики
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 3.1. Понятие и структура правопорядка: проблемы теории и юридической практики
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 3.2. Концептуальные, социокультурные и доктринально-правовые основы обеспечения стабильности и устойчивости правопорядка в XXI веке
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 3.3. Национально-культурные доминанты развития правовой политики российского государства
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 3.4. Современная правовая политика российского государства: цивилизационные риски, глобальные угрозы и региональные вызовы
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Модуль 4. Государственная власть, правовой порядок и правовая политика в XXI веке: основные проблемы и направления развития
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 4.1. Государственная власть в контексте глобальной политико-правовой антиномичности
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 4.2. Современные проекты трансформации государственной власти, политического и правового порядков в XXI веке
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
| Тема 4.3. Модернизационные и консервативные политико-правовые стратегии развития правовой политики государства в третьем тысячелетии
| Реферирование написание эссе, подготовка презентации.
|
|
| Опрос, решение практических задач, контрольная работа
|
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)
|
|
|
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки ООП магистратуры 40.04.01 «Юриспруденция», реализация компетентностного подхода при изучении данной дисциплины предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Лекционный материал имеет проблемный характер и отражает профиль подготовки магистров. На лекциях излагаются основные теоретические положения по изучаемой теме. В процессе изложения всего лекционного материала по всем темам изучаемой дисциплины применяются информационно - коммуникационные технологии, а именно электронные портфолио (презентации и опорные конспекты). По узловым темам лекционного материала разработаны презентации, которые предоставлены в электронном виде.
Кроме того, для решения воспитательных и учебных задач преподавателем используются следующие интерактивные формы: дискуссия, дебаты, «мозговой штурм», сократовский диалог и Case-study (ситуационный анализ).
Кейс-технология. В России кейс-технология (CASE-технологии) хорошо известна разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-технология происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например, деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.
Цели кейс-технологии состоят в следующем:
- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;
- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- моделирование решений, представление различных планов действий;
- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной позиции в устной или письменной форме, защиты собственной точки зрения;
- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание практических ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение;
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- рекомендация «Как работать с кейсом»;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Порядок (алгоритм) работы по кейс-технологии:
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами.
2. Организационная часть. Выдача кейса.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
5. Работа студентов в микрогруппах.
6. Дискуссия (коллективная работа студентов).
7. Оформление студентами итогов работы.
Индивидуальная самостоятельная работа магистрантов связана с выполнением домашних заданий, поиском информации по изучаемым темам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: