Навыки использования техники проведения экскурсии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники её проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя у автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою ФИО, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т.е. начинает экскурсию вступлением. У каждой темы своё вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое позволяет установить контакт с экскурсантами. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересованность экзотичностью, необычностью объекта. В случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса. Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.
Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода – в центре группы. Важно, чтобы группа не растягивалась. Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности. Возвращение в автобус. Во время передвижения группы её возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подаёт водителю знак о начале движения. Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идёт речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной тому – затянувшиеся сборы группы, опоздание автобуса и др. У экскурсовода остаётся один выход – сокращать время, отведённое на раскрытие темы. Техника проведения экскурсии при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом в микрофон. Если его нет или плохо функционирует, вести рассказ во время движения бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод даёт до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
Темперамент экскурсовода
Характер проводимой экскурсии, её особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определённой глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства. Важное место в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учётом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода- сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений. Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, источнике их рождения, роли их в формировании убеждённости у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|