Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ уровня безработицы на примере Самарской области.




 

Самарская область вполне обоснованно считается одним из наиболее развитых регионов страны, по объему ВРП она входит в десятку крупнейших регионов страны (8-е место), а по душевым показателям ВРП в 2000–2002 гг. опережала среднероссийский уровень на 10–14% (без учета стоимости жизни в регионе). Лидирующее положение области можно объяснить разными причинами: крупнейшее в стране производство легковых автомобилей, значительная добыча и переработка нефти, более продвинутая политика региональных властей и т.д. Все эти доводы резонны, но не дают полного представления о преимуществах и барьерах развития региона.

Все показатели рынка труда области лучше средних по стране. Экономическая активность населения области была выше среднероссийской весь переходный период, хотя и ненамного (в 2002 г. — 68,5% при среднероссийской активности 65,0%), что связано с лучшими экономическими условиями и возможностями межсекторального перетока занятых, с чуть более высокой долей трудоспособных возрастов в области. Среди своих соседей Самарская область выделяется несколькими особенностями. Во-первых, все еще повышена занятость в промышленности, сохранившаяся с советских времен, хотя численность занятых за 1990–2002 гг. снизилась на треть (с 615 до 419 тыс. человек) и доля занятых в отрасли продолжает сокращаться (табл. 3). При этом вдвое выросла занятость в торговле, превысив среднероссийский уровень. Во-вторых, нетипичное для страны в целом сокращение занятости в отраслях социальной сферы, особенно в образовании. При сохранении такой же общей численности занятых, как и в середине 1990-х годов, население области более активно перемещается из отраслей с минимальной оплатой труда в более доходные сектора экономики. В-третьих, в Самарской области выше доля занятых в малом бизнесе (более 14% от общей численности занятых, в среднем по РФ — около 10%), что говорит о более благоприятном предпринимательском климате.

Таблица. 3. Структура занятых по отраслям экономики Самарской области, %

Годы Промыш-ленность Сельское хозяйство Строитель-ство Транспорт и связь Торговля и обществ. питание ЖКХ Социальная сфера

Самарская область

1995 32,5 8,9 10,8 9,0 9,5 1,9 17,1
2002 27,0 7,0 8,3 8,6 17,7 4,4 15,6

РФ

2002 22,2 11,8 7,6 7,7 16,6 4,9 17,8

Еще один индикатор лучших условий на рынке труда — пониженная общая безработица (рис. 4). Особенно впечатляет ее почти двукратное сокращение с 10,3% в 2000 г. до 6,0% в 2001 г. Однако предыдущий кризисный рывок вверх в 1999–2000 гг. говорит о сильной зависимости рынка труда области не только от экономической ситуации в целом, но прежде всего от динамики доходов населения как потребителя промышленных товаров, выпускаемых ее предприятиями. Вот где "ахиллесова пята" региона с крупнейшим импортозамещающим предприятием — ни один из развитых регионов Поволжья не реагировал на финансовый кризис 1998 г. таким резким ухудшением ситуации на рынке труда. В то же время и в период спада 1990–1996 гг., и в последние годы экономического роста Самарская область, будучи экономическим лидером, сохраняла более низкий уровень безработицы, как и второй лидер в Поволжье — республика Татарстан. Хотя темпы роста промышленности и ВРП Самарской области были в последние годы ниже средних по стране и ниже, чем в Татарстане, но на рынок труда позитивно влиял более благоприятный предпринимательский климат для малого бизнеса.

 

Рис. 4. Динамика безработицы (по методологии МОТ) в регионах РФ

По уровню безработицы в молодых возрастах область имеет лучшие показатели, чем страна в целом, и этот уровень значительно сократился. Однако даже в благоприятных экономических условиях 2002 г. более 13% экономически активной молодежи в возрасте до 20 лет не могли найти работу, не имея необходимой квалификации. Уровень безработицы в возрастах 20–29 лет на 60% выше областного показателя для всего населения. Если же посмотреть возрастную структуру безработных, то молодежь среди них доминирует (43%), это выше чем в среднем по России (39%). Основной "вклад" вносят безработные в возрасте 20–29 лет, это не только пришедшие из армии, но и те, кто получил среднее специальное или высшее образование и не может трудоустроиться, не имея опыта работы. Проблема безработицы молодежи, завершившей образование, существует во всех крупных городах с развитой сетью вузов и техникумов, и пока она успешно решается только в Москве благодаря быстро растущему спросу на рынке труда. В остальных городах-"миллионерах", не обладающих таким потенциалом роста, молодежи по-прежнему трудно начать профессиональную карьеру.

Особенностью Самарской области является более высокий уровень безработицы женщин по сравнению с мужчинами, что нехарактерно для большинства российских регионов (рис. 5). Гендерное неравенство — "оборотная сторона" преимуществ: при низкой безработице мужчины трудоустраиваются быстрее, а женщины менее востребованы и проигрывают в конкуренции на рынке труда. Но проблемы женской безработицы, как это было в середине 1990-х годов, сейчас в области нет.

 

Рис. 5. Уровень безработицы мужчин и женщин в 1995–2002 гг.

 

 

                         Методы борьбы с безработицей.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что само­регулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уро­вень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, ха­рактерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..."[3].

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбе­режению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад произ­водства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегу­лирующейся экономики, указывали на необходимость го­сударственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен ус­ловиями рынка труда и не мо­жет быть изменен мерами государст­венной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помо­щью традиционных бюджет­ных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость ре­зультатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздержи­ваются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче­ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

 

Теперь рассмотрим какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

            а) создание развитого рынка жилья;

            б) увеличение масштабов жилищного строительства;

            в) отмена административных преград для переезда из              одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработный, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В Москве, например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. 

                    

                                           

 

                                        

 

 

                                Заключение.

В заключение своей курсовой работы я хотел бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.

Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

Список использованной литературы.

  1. Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». - М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

   2. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. - М.: Издательство ПРИОР, 1999.

3.«Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия» – под.ред. Волгина Н.А., Дудникова С.В., Москва, 1998г.

   4. Висенс М. Растущая безработица и некоторые ее последствия // Рус.мысль – 1999 г. – 20 января

       

   5. Джефри Сакс. Рыночная экономика и Россия М.:Экономика, 1994 г.

 

   6. Гурьянов С.Т., Ночевник М.Н. Рыночная экономика: выбор пути. – М. Профиздат 1991.г

 

   7.«Проблемы, успехи и трудности переходной экономики». Под ред. М. А. Портного. М., 2000.

 

  8. Линвуд Т. <<Макроэкономическая теория и Переходная экономика>>

 

  9. Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев <<Экономика России: эффекты и парадоксы>>

 

  10.<<Курс Экономической теории>> - под.ред. Чепурина М.Н., Киселёва Е.А.

 

      

 

 


[1] СЗ РФ", № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

[2] СЗ РФ, 1997, № 17, ст.2009; 1999, № 29, ст.3748; № 46, ст.5573.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...