Требования к результатам освоения дисциплины
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «Томский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета журналистики _________________Ю.М. Ершов «___»________________20___ г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (Новейший период)
Направление подготовки 030600 – «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Томск, 2010
Цели освоения дисциплины Образовательным курсом «История отечественной журналистики (новейший период)» завершается изучение истории российской журналистики в университете. Этот курс охватывает долгий и чрезвычайно наполненный событиями, явлениями, тенденциями период от февральской буржуазно-демократической революции в 1917 году до наших дней. Целью данного курса является изучение новейшей истории отечественной журналистики как общественного института, обобщение сложного по своей сути явления в типологическом единстве и системной общности. Для научного выделения тенденций развития журналистики в ХХ веке ее необходимо рассматривать в диахронном аспекте – прослеживать последовательные изменения в системе СМИ в их связи с социально-политической и культурной ситуацией в стране. В пределах курса рассматривается пять периодов развития системы средств массовой информации: февраль – октябрь 1917 года (период буржуазно-демократической государственности), 1920-е годы (становление советской политической системы), 1930–1950-е годы (рассвет советского тоталитаризма), 1960–1980-е годы (период относительной демократизации советского государства), 1990–2000-е годы (постперестройка). В курс входят одиннадцать тем, связанных с ключевыми историческими событиями и периодами истории России в ХХ веке: Февральская буржуазно-демократическая революция, Октябрьская социалистическая революция 1917 года, гражданская война, новая экономическая политика, первые пятилетки, Великая Отечественная война, первое послевоенное десятилетие, хрущевская оттепель, застой, перестройка, постперестройка.
Началом новейшего этапа истории российской журналистики считается февраль 1917 года. Крушение самодержавного строя привело к существенным изменениям в системе российской печати, а противоречия этой революции во многом предопределили создание после следующей – октябрьской – революции однопартийной журналистики в однопартийном государстве. С большевистским вооруженным переворотом журналистика стала важнейшим идеологическим и организационным институтом формирующейся административной машины советского тоталитарного государства. В первые же несколько лет в Советской России насильственными методами была сведена на нет вся альтернативная печать, которая как самостоятельная ветвь русской журналистики могла существовать лишь за рубежом – в драме рассеяния белой эмиграции. В процессе осмысления произошедшей революции здесь возникли новые концептуальные учения, обогатившие сокровищницу русской философской мысли. Обе этих ветви русской журналистики в противоборстве с друг другом развивались как единая система. Закономерным следствием изучаемых процессов явилось современное состояние российской журналистики. В зависимости от исторической смены политических задач изданий менялись и их функции. Если в 1930-е годы превращение советской прессы в орудие управления социалистической экономикой выдвинуло на первый план организационную функцию, то в условиях рыночных реформ наших дней прямая организационная функция была заменена опосредованной – через пропаганду и рекламу. Важная задача студента при изучении настоящего курса – осмыслить исторические детерминанты функций журналистики.
ХХ век – век становления электронных средств массовой информации. Поэтому одной из задач курса является изучение этапов создания и развития радиовещания, телевидения, а также взаимодействия этих каналов информации, истории распределения между ними аудитории. Изучение истории средств массовой информации – это не изучение хаотической массы фактов. Предмет данной науки – типология СМИ, исторические закономерности возникновения и смены одних типов СМИ другими. При изучении курса студентам следует обращать особое внимание на закономерность ведущего в тот или иной исторический период принципа дифференциации системы СМИ: переход от классового к территориально-производственному принципу в советской прессе, от партийно-политического к целевому в печати Русского зарубежья в 1920–1930-е годы, от территориально-производственного к функциональному в журналистике современной России. Наряду с собственно журналистским процессом ХХ века, рассматривается процесс публицистический. Публицистика осмысляется как сознание эпохи, воплощение в персональных выступлениях в печати общественного сознания, тенденций общественного развития, его направленности, закономерностей и противоречий. Публицистические тексты рассматриваются на семинарских занятиях во-первых, в историко-культурном и социально-историческом контекстах – в их связи с историческими событиями, культурной ситуацией и литературным процессом того или иного периода драматической истории ХХ века, во-вторых, в контексте форм и способов их воздействия на аудиторию. Такой подход позволяет глубже понять внутренние процессы в новейшей истории журналистики и полнее уяснить содержание курса.
Место учебной дисциплины в структуре ООП Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 – «Журналистика». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Введение в мировую историю», «Отечественная история», «История отечественной литературы», «Политология», «Культурология», «Философия», «Социология» и др.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: исторические закономерности развития отечественной журналистики в ХХ веке, основные тенденции этого процесса в связи с социально-политической и культурной ситуацией в стране; основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора. Уметь: анализировать и использовать исторический опыт в своей профессиональной деятельности; использовать полученные знания в связи с профессиональной деятельностью. Владеть: основными методами и подходами исследовательской и практической работы, навыками социально-исторического анализа.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 – «Журналистика». а) общекультурные (ОК): – готовность уважительно и бережно относительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2); – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3); – понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);
– способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8); – способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13); б) профессиональные компетенции (ПК): – понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1); – понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2); – понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения социальных функций (ПК-4); – знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5); – ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и в стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13); – знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 1,6 _ зачетные единицы, __ 60__ часов.
Содержание учебной дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|