Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человеку свойственна любовь.

Августин. Учение о вере и знании. Обращение к внутреннему миру личности. Концепция озарения.

Учение о вере и знании.

Учение о вере и знании рассматривается Августином в нескольких аспектах:

    • соотношение веры и ума при осмыслении догматов Писания
    • соотношение веры и разума при познании, что предполагает обращение к внутреннему миру человека.
    • Непостижимость благодати. Когда Бог ниспосылает благодать, чтобы спасти грешников, природу благодати нельзя понять рационально, нельзя установить принцип, по которому благодать ниспосылается. Следует верить в спасительную силу благодати.

Соотношение веры и ума при осмыслении догматов Писания

Цель Августина – понять умом истины Писания, в которые верит всякий христианин. Но прежде, чем поверить в Писание, следует доказать умом, что в эти истины следует верить. Т.о, Августин говорит о 2ой роли ума:

    • Ум должен обосновать необходимость веры в истины Писания, хотя эти истины умом и не доказуемы.
    • После того, как истины Писания обоснованы и в христианини в них уверовал, разум должен понять и объяснить истины Писания.

В знаменитой 43-й проповеди эта мысль о двоякой деятельности разума изложена в виде великолепной формулы: «пойми, чтобы уверовать, веруй, чтобы понять» => Ансельм Кентерберийский «вера, ищущая разумения».

Соотношение веры и разума при познании.

Познание – восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Вера в Бога инспирирует любовь к Богу. => Человек стремится познать Бога, т.к. познание = приближение и слияние с объектом любви. Слияние с Богом – блаженство, т.е. цель всякого христианина.

Познание начинает с отречение от всего мирского и концентрации внимания на содержании собственного разума (подробнее см 24 (1) о троичной природе личности, соотношении ума, памяти и воли)

Ступени познания:

1. Чувственное ощущение. Бог познается через творения.

2. Рефлексия ума над содержанием ощущения, что приводит к возникновению знания.

3. Суждение ума о себе самом, в силу которого разум удостоверяется в собственном существовании (по аналогии с Декартом: «сомневаюсь, мыслю => существую»).

4. Ум, знающий о своем существовании, знает, что не является совершенным. Знание о собственном несовершенстве базируется на врожденном знании Бога как высшего совершенства. После того, как разум удостоверился в собственном существовании и существовании Бога, он начинает стремиться к Богу.

5. Озарение разума божественным светом (метафорически: Бог = Солнце). Бог просвечивает мироздание, делает возможным понимание. Приближаясь в познании к Богу, разум одновременно познает себя. Т.о, познание Бога и самопознание – главные цели. В ранней работе Августина Soliloquia говорится о познании Бога и души. Если и то и другое недоступно чувственному восприятию, то как вообще они могут быть познаны? Августин прибегает здесь к аналогии. В случае обыкновенного чувственного восприятия знание достигается, когда мы направляем взгляд на видимый объект, освещенный материальным светом. Но разве не достигается сходным образом и познание Бога, когда умственный взор направлен на умопостигаемые истины, освещенные исходящим от Бога духовным светом? Разум достигает своей цели в акте созерцания, в котором душа встречается с Богом, а от Бога исходит свет веры, надежды и любви, врачующий душу и позволяющий ей проникнуть взором за пределы преходящих вещей.


Августин. Учение о бытии, космосе и природе человека. Этика и философия истории.

Бытие.

Главное свойство бытия – неизменность (Платон: истинным бытием обладают только идеи; становящееся и уничтожающееся не бытийствует). Бог – единственный, кто обладает истинным бытием.

Природа Бога неизреченна => человек знает, что Бог существует, но не знает, каков он. Среди всех имен, какие Богу можно дать, есть одно, указывающее на Него лучше других, — это имя, под которым Он Сам открылся людям, когда сказал Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Он есть само бытие (ipsum esse), реальность полная и тотальная (essentia) до такой степени, что, строго говоря, термин «essentia» соответствует только Ему.

Бог – Абсолютная Личность (persona dei). Это значит, что Троица – это субстанциально единый Бог, а Лица Троицы – его ипостаси.

Представляя собой неизменность, Бог есть полнота бытия; следовательно, Он — абсолютное и неизменное Благо. Т.к. Бог = Бытие, то благо = бытие. => все, что существует является благим и необходим, т.к создано Богом для гармонии Космоса. Противоположность блага - зло, не может рассматриваться как бытие, как небытие.

Космос:

Августин рассматривает космос как творение Бога; неотъемлемыми свойствами такого космоса являются красота, порядок и единство.

Августин говорит, что одна реальность может появиться из другой тремя способами: 1) путем генерации, порождения, подобно тому как сын порожден отцом, образуя нечто идентичное, схожее с источником; 2) путем "фабрикации", когда нечто производится из внешнего материала; 3) наконец, путем творения из ничего, т.е. ни из собственного существа, субстанции, ни из внешнего.

Бог творил Космос из ничего. Творение происходило не во времени (т.к. время – творение Бога), а одномоментно посредством слова. Т.к. лица Троицы - ипостаси единого Бога, то Бог = Слово. Как Слово, Бог вечно заключает в Себе образцы-архетипы («семенные смыслообразующие логосы», см в «О Книге Бытия лословно») всех возможных существ их умопостигаемые формы, законы их существования, вес, меру, количество. Эти образцы вечно остаются Идеями, несотворенными и единосущными с Богом. Рассказ о творении в течение шести дней следует понимать аллегорически. Бог сотворил сразу весь универсум – часть реально, часть – потенциально (в виде «сокровенных причин», из которых впоследствии, в надлежащий момент исторического развития, произошли индивидуальные сущности видимого мира, относящиеся к разным родам).

Самые благородные Божьи творения — это ангелы, причем Августин точно не знает, имеют ли они тела или нет. За ними следует человек, находящийся не намного ниже ангелов.

Бог – творец времени. Августин интерпретирует время исходя из взглядов Аристотеля и добавляет собственное психологическое понимание. Время включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Однако прошлое — то, чего уже нет, а будущее — то, чего еще нет. Настоящее же, "будь оно всегда, не утекая в прошлое, уже не было бы временем, но вечностью". Бытие в настоящем есть непрерывное пребывание в бытии, своего рода ловушка для небытия. Августин обнаруживает, что время существует лишь в духовном мире человека, который склонен разделить время на прошедшее, настоящее и будущее: в собственном смысле надо бы вести речь о трех временах: настоящее прошлого, настоящее настоящего, настоящее будущего. Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — это интуиция, настоящее будущего — это ожидание.

Человек.

Проблема человека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения его сущности вообще. Это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности в ее отдельности и особенности. "Я сам, — говорит Августин, — стал для меня самого ощутимой проблемой, большим вопросом, "magnaquaestio", "я не осознаю всего, что я есть".

Учение о человеке основано на идеях Платона, Аристотеля, Плотина.Чел = душа + тело. «Человек – разумная душа, пользующаяся земным и смертным телом»; «разумное существо, состоящее из души и тела». Августин говорит о естественном примате души над телом. Душа присутствует во всем теле, оно соединена с ним ч/з «воздействие». Душа оживляет тело и управляет им. Тело человека не темница его души — оно стало ею вследствие первородного греха, и первейшая цель нравственной жизни — это наше освобождение от него. Тело взаимодействует с внешним миром, но при этом душа не подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Душа фиксирует изменения, происходящие с телом, создает образ предмета, воздействующего на тело, - так возникает ощущение. Т.о, ощущение – это действие души, а не ее страдание как утверждал Аристотель.

Т.к., Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то в трактате «О Троице» говорится, что постичь природу Бога можно по аналогии с человеческой. Так, душа человека хранит образ Троицы. Аналогично тому, как в Троице Отец порождает Сына-Слово и Они любят друг друга в Духе, душа есть прежде всего мышление (Отец), откуда исходит знание (Сын), а из отношения души к этому знанию исходит любовь (Дух), которую душа несет в себе.

Ум – средоточие человеческой сущности, то, что отличает человека от животного.

Ум знает и любит себя => стремится к знанию вообще. => Человек любит свое бытие, поэтому и стремится к знанию. Ум, т.к. постоянно стремится познать себя, то всегда помнит о своих знаниях и состояниях.

Память – неотъемлемое свойствово человека, обеспечивающая единство его личности, сохранность опыта, знания.

Воля – очевидное для чел-ка стремление достичь ч-л, поступить к-л образом.

Т.о, структура личности несет печать троичности: личность = ум (бытийственные характеристики чел-ка) + память (гносеологические хар-ки чел-ка) + воля. Разум «понимает» все 3 ипостаси чел-ка, воля «направляет» их, а память – «охватывает».

С человеком тесно связана проблема зла. В общем виде, зло – это отсутствие блага.

Августин выделяет 3 вида зла:

1) метафизико-онтологическое. С т.з. Бога зла в Космосе нет, т.к. Космос – гармоничная иерархия вещей по степени совершенства. То, что кажется злом человеку, на самом деле явл благом с т.з. Бога, т.к. Бог сотворил ее, т.е наделили бытием. Все бытийствующее явл благим.

2) моральное. Моральное зло — это грех. Причина греха – порочная воля, которая вместо Высшего блага стремится к конечным благам, что приводит к тому, что разум, стоящий в иерархии тварей выше тела, добровольно отдается во власть тела.

3) физическое. Зло физическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть последствиями первородного греха.

Человек после грехопадения живет в ожидании Страшного Суда. Люди – «сплошная греховная масса», не способная самостоятельно освободиться от греха и встать на путь истинный.

Тем не менее, если человек стремится к Богу и бог посылает ему благодать, то возвращение в Богу возможно. Заключается оно в обращении от чувственного к умопостигаемому, то есть от науки к мудрости. «Низшим разумом» называют разум, который предается изучению чувственных предметов; «высшим разумом» называют тот же разум в его усилии освободиться от чувственно-индивидуального и постепенно возвыситься до умственного созерцания истины. Когда разум достаточно высоко поднимается над мирскими проблемами, его просвещает свет Бога. Просвещенный разум блаженствует.

Человеку свойственна любовь.

Критерий любви:

  • uti (пользоваться) – использование конечных благ как средств, т.е. утилизация.
  • frui (наслаждаться) – наслаждение высшими благами

Типология любви:

  • Сharitas - любовь к Богу и всему сущему как созданному Богм.
  • Cupiditas – любовь к мирскому; осуждаетсяАвгустином.

Этика:

Августин принимает учением неоплатноников о:

1) метафизической основе добра и зла. Все существующее явл благом в силу, что создано Богом и необходимо для поддержания космического порядка. Зло – отсутствие блага, лишенность, небытие. Относительно человека зло проявляется прежде всего в моральном аспекте. После грехопадения человек утратил бессмертие и способность стремиться к добру, руководствуясь собственными побуждениями. Разум утратил способность руководить телом, что привело к тому, что все человечество превратилось в «греховную массу». «Греховная масса» или не помнит заповедей бога, или не может их исполнить в силу своей греховности. Спасти человека может только Бог, ниспослав на него благодать и наставив на путь истинный.

=> Каждый настоящий христианин должен стремиться избегать себялюбия – греха, погубившего Адама. => Человек должен любить в ближнем Бога, т.к. только любовь к Богу является истинной.

2 ) высшее блаженство – единение с Богом. Когда человек, отрекаясь от ложных мирских благ, стремится познать себя, т.е. истину, заложенную в его душу Богом, то он влечется к Богу любовью. В конце концов, просветленный любовью ум встречается с Богом, от которого исходит вера, надежда и любовь. Свет Бога ослепляет человека, тело ему противится, но воля стремится к Богу. Когда воля, подкрепленная силой благодати, одерживает победу над телом, человек возвращается к Богу.

Понимание счастья Августином: счастье - это дар иррациональной благодати.

Концепция истории.

Августин создает историю, базирующуюся на понятии линейного времени. Начало истории – творение времени и мира Богом, кризисные моменты – грехопадение, страшный суд, воскрешение. История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела. Т.о, установится Истинная Церковь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...