Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспрессивность как лингвистическая категория языка




Введение

 

Актуальность темы курсовой работы связана со стилистическими особенностями публичных выступлений. Изучение данной проблематики помогает выявить, как построено англоязычное публичное выступление, какие средства используются, а в частности какие синтаксические средства экспрессивности используют авторы своих выступлений. Знание синтаксических средств экспрессивности способствует обозрению построения предложения в теоретическом плане и имеет непосредственно практическое значение для овладения неродным языком.

Цель работы состоит в том, чтобы определить какие синтаксические средства экспрессивности используются в англоязычных текстах публичных выступлений.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

·   сформулировать понятие экспрессия с учетом мнения ученых, рассматривавших данный вопрос;

·   Выявить синтаксические средства экспрессивности;

·   Более подробно рассмотреть публичное выступление, его структуру, с учетом мнения ученых, рассматривавших данный вопрос;

·   Определить возможность классифицировать синтаксические средства экспрессивности

·   Найти примеры, доказывающие о существовании данных синтаксических средств экспрессивности

В качестве объекта исследования рассматривается лексика англоязычных публичных выступлений.

Предметом исследования являются синтаксические средства экспрессивности.

Материалом для исследования послужили

· http://www.ted.com/talks/rebecca_onie_what_if_our_healthcare_system_kept_us_healthy

·   http://www.ted.com/talks/brene_brown_on_vulnerability/transcript#t-244444

·    http://www.ted.com/talks/scilla_elworthy_fighting_with_non_violence/transcript

· http://www.ted.com/talks/chrystia_freeland_the_rise_of_the_new_global_super_rich/transcript

· http://www.ted.com/talks/clay_shirky_how_cellphones_twitter_facebook_can_make_history/transcript

· http://www.ted.com/talks/jenna_mccarthy_what_you_don_t_know_about_marriage#48000

· http://www.ted.com/talks/mark_bittman_on_what_s_wrong_with_what_we_eat#15000

В исследовании применяются следующие методики и методы:

методика наблюдения для выявления исследуемых фактов языка, их признаков и различий;

методика описания для фиксации наблюдаемых языковых явлений, а также для выявления сходств и различий;

статистическая методика для проведения количественной оценки наблюдаемых языковых явлений;

описательный метод для описания и анализа значений приставок;

структурный метод для исследования отношений, связей, зависимостей между отдельными частями производного и смыслового глагола, а также функции и значения глагольной приставки в конкретном предложении.

Теоретическими основами работы послужили труды таких известных ученых, как О.В. Александрова, И.В. Арнольд, Ю.М. Скребнев, Э.С. Азнауров, И.А.Стернин, А.Р. Вежбицкая, В.Н. Телия,Р.О. Якобсон, В.А. Авронин.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование синтаксических средств экспрессивности позволит выявить степень употребительности, продуктивности и значимости выявленных средств в текстах англоязычных публичных выступлений.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть полезны при изучении синтаксиса английского языка, в частности при рассматривании его в публичных выступлениях.

Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении рассматривается актуальность темы, ставится цель работы, описываются задачи, определяются объект и предмет исследования, называются материал и методы исследования, а также структура работы.

Первая глава содержит основные теоретические положения, на которые опирается дальнейшее исследование. Основываясь на работы, отечественных и зарубежных авторов в области синтаксиса излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению.

Вторая глава содержит собственное исследование синтаксических средств выражения экспрессивности.

В качестве заключения представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования.

 


 

1. Экспрессивность и ее синтаксические средства выражения

Категория экспрессивности

Экспрессивность как лингвистическая категория языка

"Язык" обозначает и строение языка, и литературную норму, и индивидуальную речь. И это в известном смысле правильно, так как нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления (Кодухов В.И. 1987, c. 41). По своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психологического, общественного и индивидуального. Кроме того, язык как явление обладает сложной внутренней структурой (Кодухов В.И. 1987, с. 37).

Говоря о языке, очень важно коснуться его функций. Исследованием функций языка занимались такие ученые как К. Бюлер, Я. Муражковский, Р. Якобсон и др. Результат их исследования позволил Р.Якобсону выделить шесть функций языка:

· познавательная;

· коммуникативная;

· экспрессивно-эмоциональная;

· побудительная (аппелятивная);

· фатическая (непосредственно-контактная);

· поэтическая;

Все эти функции являются, по Р. Якобсону, составляющими одной коммуникативной функции языка.

Повышенный интерес к экспрессивной функции языка отмечается в последние годы в исследовательских работах зарубежных лингвистов. Однако их трактовка экспрессивной функции языка отличается от понимания ее российскими лингвистами. Преобладающей является точка зрения, согласно которой экспрессивная функция языка связана только с передачей эмоций (Губенко Н.В. 2006, с. 7).

Часть текста или части текста передают смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим развитием эмоциональное или логическое усиление (Арнольд И.В. 1990, с. 1). В этом случае можно утверждать, что в тексте были использованы средства выражения экспрессивности.

Категория экспрессивности имеет в языке длительную традицию. В теоретических исследованиях со времен античности фигурирует понятие "экспрессия", которая обозначает в переводе с латинского (expressio) "выражение". Понятие "выразительность" означает особо выделенный способ выражения мыслей и чувств и зачастую отождествляется с понятием "экспрессивность". Точный перевод самого слова "экспрессия" - "выражение" вызывает мысль об экспрессивности языковых средств как их выразительных возможностях, т.е. специально стилистическом приеме (Масьяков А.Е. 1971, с. 17).

За последующее время в исследовательских работах слова "экспрессивность", "экспрессия" и "экспрессивный" нашли широкое применение.

В основе явления экспрессивности лежат несколько групп психологических закономерностей, касающихся, с одной стороны, выражения эмоций и чувств, а с другой - восприятия (сюда относятся, прежде всего, противопоставления фигуры и фона, как одного из главных условий восприятия). Лингвистическим механизмом экспрессивности является, главным образом, отклонение от стереотипов в использовании языковых единиц различных уровней.

На возникновение экспрессивности как характеристики речи или текста влияют свойства коммуникативной ситуации: намерения говорящего/пишущего, презумпции читателя/слушателя (т.е. исходные знания и представления, с которыми он вступает в коммуникацию), а также лингвистический и экстралингвистический (социальный) контекст коммуникативного акта.

В работах разных исследователей природа экспрессивности трактуется различно. Так, к разряду стилистических категорий относят экспрессивность И.В. Арнольд, Ю.М. Скребнев, Э.С. Азнауров и др. Как семантический феномен рассматривают экспрессивность В.Г. Гак, Н.А. Лукьянова, И.А.Стернин, А.Р. Вежбицкая и др. В.Н. Телия понимает экспрессивность как функционально-семантическую категорию. Довольно широко распространен подход к экспрессивности как к функциональному феномену. Как функцию языка рассматривают экспрессивность А.А. Реформатский и Р.О. Якобсон, В.А. Авронин и др. (Вахитова Г.В. 2007, с. 4). К разряду прагматических категорий экспрессивность относят А.А. Мецлер, Р.О. Пиотровский, Д.С.Писарев и др., т.к. экспрессивность ориентирована на адресата, т.е. имеет прагматическое значение (Писарев Д.С. 1983, с. 121).

Термин "экспрессивность" как компонент значения в узком понимании целесообразно конкретизировать как "усилительная экспрессивность". Об этом можно утверждать на том основании, что он связан лишь с усилением, интенсификацией, которая в зависимости от сочетания с другими компонентами может приводить, но может не приводить к экспрессивности (Губенко Н.В. 2006, с. 7-10).

В.Н. Гридин дает следующее определение экспрессивности:

"Экспрессивность - совокупность семантико-стилистических признаков единиц текста, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к адресату или содержанию речи" (Губенко Н.В. 2006, с. 10).

Единицы языка подразделяются на системно-языковые носители экспрессивности и системно-нейтральные единицы (т.е. слова и выражения, которые сами по себе не являются носителями экспрессивности, но могут брать на себя эту функцию при определенных условиях).

В зависимости от характера используемых в коммуникативном акте языковых единиц и характеристик коммуникативновной ситуации выделяют 4 типа реализации экспрессивности:

.   системно-языковые носители экспрессивности употребляются в экспрессивном контексте. В данном случае реализуется внутрисистемная (или интегральная, словарная, парадигматическая, фондовая) экспрессивность

.   системно-нейтральные единицы приобретают свойство экспрессивности в экспрессивном контексте. В данном случае реализуется контекстуальная (или адгерентная, синтагматическая, приобретенная) экспрессивность

.   системно-языковые носители экспрессивности употребляются в нейтральном контексте. В этом случае происходит контекстуальная утрата экспрессивности (или псевдоэкспрессивность)

.   системно-нейтральные единицы употребляются в нейтральном контексте. В данном случае реализуется нулевая экспрессивность

Границы между перечисленными случаями не являются жесткими. Так, многократное использование системно-нейтральных единиц в экспрессивном контексте может приводить к тому, что они становятся системно- экспрессивными.

Общей задачей экспрессивности является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны говорящего/пишущего это - усиление. Выделение, акцентирование высказывания, отступления от речевого стандарта, нормы. А также выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта. Со стороны читателя/слушателя это - удержание и усиление внимания, повышение рефлексии, возникновение эмоций и чувств (8)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...