Групповые психологические явления и их роль в управлении группами.
Роли и референтные группы и их влияние в управлении
Роли и референтные группы относятся к механизмам актуализации мотивов которые играют важную роль в регуляции социального поведения человека Роли определяют поведение человека, связанное с выполнением социальных функций, как формальных (при осуществлении профессиональных ролей), так и неформальных, обусловленные взаимосвязями человека с другими людьми. Неформальные функции определяются ролями внутригрупповыми и межличностными. Психологическим регулятором ролевого поведения выступает система ожиданий. Это собственные ожидания и ожидания тех с кем человек взаимодействует при выполнении данной роли. Любое рассогласование поведения человека с ролевыми ожиданиями приводит к конфликтным ситуациям - внутриличностным и межличностным. Поэтому роль способна перестраивать мотивационную сферу человека, актуализируя мотивы, которые поддерживают и направляют ролевое поведение. Воздействие руководителя на ролевое поведение может осуществляться как через систему четких ролевых предписаний (должностных инструкций), так и через влияние на ролевые ожидания коллектива - путем формирования общественного мнения относительно ролевого поведения его членов. Референтные (эталонные) группы - группы, с которыми человек психологически соотносит себя, с которыми его связывает чувство принадлежности. Главная функция референтной группы состоит в том, что она становится для человека эталоном, на который он ориентируется в своем поведении; ее нормы и ценности, ее мнения и оценки начинают мотивировать его поведение. Это связано с тем, что референтные группы удовлетворяют значимые социальные потребности человека - в принадлежности, в защищенности, в признании и др., поэтому стремление быть принятым референтной группой, получить ее одобрение, становится важным мотивом поведения.
Референтной может быть малая группа, в которую входит индивид, или микрогруппа в составе малой группы, или даже отдельные члены группы, они являются источниками психологического влияния на человека. Это влияние может конкурировать с влиянием руководителя, но может и усиливать его, если руководитель умеет использовать поддержку референтной группы и референтных для работника лиц. Группа как объект руководства. Психологическая структура малой группы Эффективный руководитель должен управлять групповыми процессами, а для этого необходимы соответствующие знания. Социальные потребности 1. принадлежности (входить в какую-либо группу) 2. психологической защищенности 3. в признании (в высоком статусе) 4. получать помощь от других людей Факторы эффективности групповой деятельности. 1. размер группы. Наиболее эффективны группы из 5-12 человек. С увеличением группы: уменьшается степень согласия между членами группы и степень морального единения, возрастает групповое давление, становится больше микрогрупп. С другой стороны, снижается степень напряженности в межличностных отношениях. Предпочтительнее группы с нечетным числом членов. 2. состав группы: должен ответствовать целям и быть, по возможности, разнообразным по возрастным, социальным и индивидуально-психологическим характеристикам членов группы. Важнейший фактор эффективности деятельности группы - совместимость её членов, как групповая, так и межличностная. Межличностная несовместимость требует моментального «разведения» тех, между кем она возникла. Вынужденное общение и взаимодействие, как правило, только усугубляют возникшую несовместимость.
3. четкое знание целей, а также их психологическое принятие членами группы. Стремление к цели, разделяемое всеми членами группы самый мощный групповой мотив. 4. статусно-ролевые отношения. · высокостатусные члены группы не должны доминировать · роли делятся на целевые и поддерживающие, оба вида должны хорошо использоваться. 5. групповые нормы, регулирующие поведение членов группы. Они задают некоторые стандарты поведения в группе, а также отношение к целям групповой деятельности. Групповые нормы, предусматривающие усилия членов группы по успешному достижению групповых целей, повышают эффективность деятельности группы. 6. Групповая сплоченность - это явление групповой динамики, проявляющееся в приверженности к группе её членов, в их единении. В группе выделяют 4 категории: · звезды · предпочитаемые · принятые · не принятые (изолированные, отвергнутые) Влияние сплоченности на деятельность группы не однозначно. Для членов группы оно, в основном, благоприятно человек чувствует себя более комфортно, у него снижается уровень тревожности. Однако в сплоченных группах сильнее выражено влияние группового давления, существует стремление к единомыслию, что заглушает творческое начало личности. Последствия сплоченности для деятельности группы в целом тоже неоднозначны. Возрастание сплоченности не обязательно увеличивает продуктивность группы, а иногда даже уменьшает её. Это связано с влиянием двух факторов; групповых норм и мотивации к групповой деятельности. Повышение сплоченности коллектива является важной задачей, но требует нивелирования тех факторов, которые могут негативно сказываться на результатах деятельности. Правила сплочения групп по В.Зигерту и Л.Ланг [2]: • Помогите группе испытать общий успех. • Необходимо укрепить доверие членов группы друг к другу, и, прежде всего к её лидеру. • Культивируйте чувство принадлежности к группе, активно привлекайте членов группы к общегрупповым мероприятиям. • Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу. • Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей. Группы делятся на большие и малые, большие – совокупность малых. Структура группы:
· Подструктура предпочтения · Подструктура референтности · Подструктура коммуникации · Подструктура власти Групповые психологические явления и их роль в управлении группами. Объединяясь в группы, люди начинают испытывать влияние, как со стороны других членов группы, так и со стороны самой группы как совокупного субъекта отношений. В то же время, и сам человек оказывает влияние на свое окружение. Такое взаимовлияние лежит в основе групповых процессов, обеспечивающих развитие и функционирование группы, оно определяет некоторые групповые эффекты, знание которых важно для успешного управления деятельностью группы. Механизмы взаимовлияния в группах, наиболее значимые для управления групповыми процессами 1. Идентификация: она лежит в основе таких групповых явлений, как подражание и психическое заражение. · Подражание. Избирая достойные образцы поведения и деятельности, член группы приобщается к групповым нормам, усваивает эталоны поведения, совершенствует профессиональную деятельность. · Психическое заражение – передача эмоциональных состояний от одного индивида к другому. В группе это может приводить к изменениям группового настроения и эмоционального климата, что способно повлиять на эффективность труда. Объектом идентификации в группе – это наиболее значимые и авторитетные члены группы, её лидеры. Формальный руководитель группы, если не занимает негативного положения и отвечает требованиям относительно его лидерских позиций, тоже будет объектом идентификации. И тогда идентификация становится важным механизмом реализации его влияния, и он получает возможность использования такого метода руководства, как личный пример. Точно так же, авторитетный руководитель получает возможность влиять на эмоциональное состояние работников. 2. Групповое давление направлено на то, чтобы действия, мысли и ценности членов группы совпадали с поступками, мыслями и ценностями других. Реальное групповое давление проявляется в виде различных форм социального осуждения, требований нормативного поведения, применения санкций к нарушителям групповых норм. Воображаемое групповое давление связано с ожиданиями индивида относительно реакций членов группы на его поведение.
По реакции на групповое давление люди делятся на 3 категории: · Конформисты - подчиняются ему, переходя на позиции группы, даже будучи внутренне несогласными с ней. · Нонконформисты способны противостоять групповому давлению, сохраняя собственное мнение и действуя по-своему. · негативизм - проявляется в активном противодействии групповой позиции, какой бы она ни была. Конформизм выполняет важную роль в сплочении группы, способствует достижению её целей. Негативный фактор - единообразие мыслей и взглядов, снижается творческий потенциал группы. Весьма полезным оказывается влияние меньшинства, даже если оно отстаивает ошибочную идею. Всё равно оно стимулирует поиск правильного решения. 3. Групповая дискуссия - активное обсуждение группой каких-либо возникающих перед ней вопросов или проблем. Выработанные в результате групповой дискуссии решения оказываются более эффективными, а также способствуют мотивированию членов группы на достижение выработанных решений. Дискуссия дает 2 результата: · групповая поляризация - разделение группы по признаку полярности позиций, когда участники дискуссии не достигают согласия. Это способствует прояснению проблемы. · групповая нормализация – превращение решения, поддержанного всеми участниками обсуждения в групповую норму. Решениям, выработанным в результате групповой дискуссии, свойственнен сдвиг к рисков: групповые решения часто оказываются более рискованными (более радикальными), чем индивидуальные. Отрицательно влиять на качество группового решения может очень высокая сплоченность группы, которая может приводить к принесению правильного решения в жертву единодушию группы. 4. Борьба за статус Психологическая несовместимость - 2 или более членов группы не могут нормально общаться
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|