Требование к знаниям и умениям учащихся.
Рассмотрено на заседании Утверждено Методического совета школы приказ от________№ __и рекомендовано к утверждению Директор школы протокол от _________№_______ _____ Габдрахимова З.Р. Руководитель ШМО учителей, работающих с учащимися на дому, ________ Шафикова Р.Х. «Согласовано» Зам. директора по УВР ____ ____ Шафикова Р.Х. ______________ ФИЛИАЛ МКОУ СОШ С.КАРАМАЛЫ-ГУБЕЕВО «ОСНОВНАЯ ОБщЕоБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.чУКАДЫБАШЕВО» Рабочая программа КУРСА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ VIII ВИДА ДЛЯ 7 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
II ступень ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Составил: учитель СБО Шафикова Р.Х.
Чукадыбашево 2012 Пояснительная записка. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос, 2001год под редакцией Воронковой. При составлении использованы: Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие. Количество часов в неделю -1час; за год – 35часов. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные зада чи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности чело века; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необхо димости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; форми рование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при соз дании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообрази тельности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Програм ма рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблю дая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Содержание,формы и методы реализации программных задач. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Занятия по СБО позволят ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока могут использоваться разные формы организации практических работ, (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащегося знания и представления и сообщает ему новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Для активизации учащегося и учета его знаний, умений и навыков целесообразно организовывать как игра. Итоги учитель подводит в конце занятия. Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе домашнего воспитания. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для родителей при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Родитель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а родитель, организуя деятельность учащегося по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.Учащийся ведет тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
Тематическое планирование по СБО.7 класс
Требование к знаниям и умениям учащихся. Личная гигиена. Обучающиеся должны знать: -- правила личной гигиены девушки и юноши; — виды косметических салфеток; — правила ухода за кожей лица и волосами. Обучающиеся должны уметь: — определить тип кожи и волос; -- подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос; - правильно ухаживать за лицом и волосами. Одежда и обувь. Обучающиеся должны знать: - особенности стирки цветного и белого белья; - правила пользования моющими средствами; — устройство стиральной машины и правила пользования ею; — санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования — последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей; -- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; — правила пользования прачечной самообслуживания. Обучающиеся должны уметь: -- ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат; -- стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины; — гладить одежду и белье. Питание. Обучающиеся должны знать: — виды питания, их особенности; — значение первых, вторых блюд; - правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Обучающиеся должны уметь: — пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.; — приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов; — составить меню завтрака, обеда, ужина на день. Семья. Обучающиеся должны знать: — правила ухода за младшими детьми; — различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки. Обучающиеся должны уметь: -- ухаживать за младшими детьми; — объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры; — помогать младшим при уборке игрушек; — рассказывать им сказки; — петь с ними детские песенки. Культура поведения. Обучающиеся должны знать: — правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Обучающиеся должны уметь: -- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); — выбирать подарки; — изготавливать простые сувениры; — вручать и принимать подарки. Жилище. Обучающиеся должны знать: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; - способы и периодичность ухода за окнами; - виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон; — способы утепления окон; — правила топки печей и заготовки топлива; - правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий. Обучающиеся должны уметь: -- убирать жилые помещения; — мыть зеркала и стекла; — утеплять окна; — ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; — топить печку с учетом местных особенностей. Транспорт. Обучающиеся должны знать: — функции железнодорожного транспорта; — тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий); — примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния; — виды справочных служб, камер хранения; — сроки и стоимость хранения багажа; — о сроках и месте возврата приобретенного билета. Обучающиеся должны уметь: — ориентироваться в расписании; — приобретать билеты ж/д кассе; — обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону; — ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом; -- выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте. Торговля. Обучающиеся должны знать: — назначение универмага и универсама; — различия между ними; — за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам; — стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров. Обучающиеся должны уметь: -- найти нужные товары в отделах универмага или универсама; -- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым Средства связи. Обучающиеся должны знать: -- перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке; — максимальный вес почтовых отправлений; — виды, и способы упаковок; — виды почтовых отправлений.
Обучающиеся должны уметь: — заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; — составить опись посылаемых предметов; -- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке; —определить стоимость почтовых отправлений Медицинская помощь. Обучающиеся должны знать: — меры по предупреждению переломов; — виды доврачебной помощи; — правила обработки раны и наложения повязки; — меры предупреждения осложнений после травмы; -- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). Обучающиеся должны уметь: — использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; — готовить настои, отвары из лекарственных растений; — обрабатывать раны, накладывать повязки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|