Формы и методы работы музея со старшеклассниками
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Среди особенностей формирования личности в раннем юношеском возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, старшеклассники на многие вопросы бытия ищут ответ в культуре и искусстве, пытаясь через их образы осмыслить реальность. Тематика и формы работы музея с данной возрастной категорией учащихся становятся более разнообразными. Кроме экскурсий им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках или писателях». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы музея со старшеклассниками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Что касается экскурсий, ориентированных на юношескую аудиторию, то в них должны учитывается три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы [10, с. 213]. Рассматривая работу со старшеклассниками в музеях разного профиля как педагогический процесс, следует помнить о том, что в «личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые» [5, с. 57].
При проведении экскурсий для юношеской аудитории учитывается уровень её интеллектуальной и художественной подготовки, создается атмосфера совместной творческой работы, которая требует и взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяется и углубляется круг знаний и эстетических представлений. Экскурсионные занятия дают учащимся возможность соприкоснуться с подлинником; освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников; понять художественно-образную идею создания экспозиции или систему произведения изобразительного искусства. При проведении занятий в музее, учитываются такие психологические черты старшеклассников как: способность, характер, темперамент, а так же их природные качества: память, наблюдательность, воображение и сообразительность. На экскурсии процесс познания происходит по схеме: наглядность - восприятие (ощущение, представление) - формирование понятий на основе получения учащимися представлений. Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность учащегося. Объектами познания служат предметы внешнего мира, памятники истории и культуры, природы. Исторические места и др. Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств учащегося с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных и слуховых ощущении. С их помощью формируются представления. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов и они приходят к выводам. Экскурсия как процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Эти части являются основой экскурсии.
Ощущение - представляет собой чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения позволяют человеку отображать в своем сознании такие свойства и качества предметов и явлений, как их размеры, форму, звук, температуру, запах, скорость, твердость, тяжесть и др. Ощущение служит источником для таких чувственных образов, как восприятие и представление. Восприятие представляет собой результат воздействия на органы чувств объекта. Оно более сложно, чем ощущение, и построено на нескольких ощущениях. Каждое из них отражает отдельное свойство предмета, явления, события. Совокупность ощущений представляет собой то, что называется восприятием. Восприятие в экскурсии - результат воздействия объекта и устной информации на органы чувств экскурсанта. Восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Основы восприятия каждого вида - соответствующий вид ощущений (зрительный, слуховой, осязательный). Наиболее развитыми в познании человека окружающей действительности являются зрительные восприятия. Для экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одной из задач экскурсовода является дать экскурсантам установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов. Значение установок в процессе повышения эффективности трудно переоценить. Установки являются психологическим фундаментом активности личности. Именно они, вплетаясь в содержание рассказа или его организационные указания, обеспечивают устойчивый целенаправленный характер деятельности экскурсанта (наблюдение, изучение, исследование) по отношению к экскурсионному объекту. Рассматривая понятие «установка» в связи с экскурсионным процессом, мы имеем в виду кратковременность действия каждой из установок, как правило, в границах одной конкретной экскурсии. В отдельных случаях установки экскурсовода находят выражение в поведении экскурсантов (в их отношении к природе, к памятникам культуры и др.)
Наблюдая экскурсионные объекты, экскурсанты различают не только отдельные внешние стороны, но и такие его свойства, как размер, цвет, форму, место расположения, сочетание с другими объектами, сходство с ними, отличие от них и т.п. Опираясь на пояснения экскурсовода, на основе методики показа они воспринимают сумму этих сторон и свойств, отраженных в их сознании. Это позволяет правильно воспринять объект в целом. Большое внимание ученые-экскурсионисты уделяли такому фактору интенсификации восприятия, как интерес к наблюдаемым объектам. «Интенсивность восприятия определяется степенью интереса к объекту восприятия. Общеизвестен всякому психологу факт отсутствия интереса, а следовательно и активности, у человека к явлениям для него совершенно новым, неизвестным. Интерес возбуждает к себе то, что уже отчасти знакомо. Таким путем создается психический мост, ухватывается нить клубка восприятия». В связи с этим необходимо выбирать для экскурсии «материал, близкий к душевному складу, даже к эстетическому вкусу руководимой группы» [6, с. 47]. Большую роль в активизации восприятия играют различные формы рассказа. Одна из них - проблемное изложение материала: экскурсовод ставит вопрос, требующий разрешения, и вовлекает экскурсантов в поиски необходимого ответа. Другой способ активизации восприятия - переход в рассказе от монолога к диалогу. Перед экскурсантами ставятся вопросы. Экскурсанты, используя свои знания, подыскивают ответы на эти вопросы, сверяя их с сообщениями экскурсовода. Важное место в восприятии материала занимает психологический климат в экскурсионной группе. Под психологическим климатом понимают преобладающее и относительно устойчивое настроение коллектива. Признаками такого климата являются оптимизм, жизнерадостность, увлеченность экскурсантов. Представление, по сравнению с ощущениями и восприятиями, содержит больше обобщений. Представление не определяется только тем, что экскурсанты наблюдают перед собой в данный момент. Представления дают возможность экскурсантам сравнить, сочетая ранее запечатленные в их сознании образы, с тем, что они наблюдают сейчас, получить достоверную информацию о предмете. Однако и представление не раскрывает внутренних связей объекта. Представление как писал Б.В. Емельянов - это «…образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения… Представление осуществляется в двух формах - в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому» [7, с. 115].
Представления связаны с мышлением, они являются промежуточным, связующим звеном между чувственным и логическим познанием. Роль представлений важна потому, что основой экскурсии является процесс, в ходе которого экскурсанты рассуждают, умозаключают, абстрагируют, из одних мыслей выводят другие, где содержится нечто новое. В процессе мышления экскурсант сравнивает и сопоставляет, анализирует и синтезирует. Мышление не является непосредственным отражением экскурсионных объектов и жизненных явлений в сознании людей. Мышление - более сложный процесс, «это умственные действия, направленные на выяснение отношений между объектами». Это высшая ступень человеческого познания. Мышление позволяет человеку получить знания об объектах, их свойствах и отношениях, которые не могут быть принятыми на чувственной ступени познания. Чувственное познание дает человеку внешнюю картину окружающей действительности. Мышление дает познание законов как природы, так и общественной жизни. Мышление - процесс обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Результатом мышления является образование понятий. Понятие представляет собой совокупность суждений о наиболее общих существенных признаках, отличающих наблюдаемый объект от других объектов, которые входят в маршрут экскурсии или наблюдались экскурсантами ранее. В экскурсии понятие - это итог познания объекта или явления, это форма отражения в мышлении окружающего мира. Понятие в рассказе экскурсовода обретает форму мысли, которая что-либо утверждает в отношении конкретного предмета или явления, его связей с другими предметами или явлениями.
В дальнейшем полученные понятия развиваются в такие формы мышления, как суждения и умозаключения. В экскурсионной практике широко используют аналогию, которая является методом научного познания. Применяя аналогии, экскурсовод сравнивает сходные признаки, стороны двух или нескольких объектов и на основе этого делает выводы о сходстве других объектов между собой. Аналогия позволяет лучше понять явления природы в естественно-научных экскурсиях. Прежде чем использовать метод аналогии при показе объектов, нужно предварительно выявить их сходные элементы. Метод аналогии предполагает использование самых различных ассоциаций. К.Д. Ушинский подразделяет ассоциации по сходству, порядку времени, единству места. Подчеркивая значение ассоциаций по противоположности, великий педагог писал: «…ничто так не уясняет нам особенности какого-либо представления, как противоположность его с другим представлением - белое пятно ярко вырезывается на черном фоне, черное - на белом» [23, с. 184]. При встречах со многими явлениями и предметами в сознании человека возникают определенные ассоциации: представление о жаре вызывает представление о холоде; представление о свете - представление о темноте. Экскурсионная методика опирается на методы обучения, заимствованные у педагогики: словесные, наглядные и практические. В рассказе экскурсовода используются словесные методы: устное изложение материала, беседа, объяснение, пересказ содержания того или иного источника, объяснительное чтение. В значительной части показа используются наглядные методы: демонстрации изучаемых объектов в натуре или в изображении; практические методы - самостоятельная работа экскурсантов над усвоением материала, осмотр объектов и т.д. Степень эффективности экскурсии, как уже говорилось ранее, зависит не только от экскурсовода, но и от экскурсантов, активности их участия в процессе усвоения знаний. Поэтому экскурсионная методика опирается на активные методы (прежде всего на метод наблюдения). Наблюдение является первоначальной стадией изучения и исследования, оно позволяет накопить необходимый фактический материал, способствует сознательному восприятию предметов и явлений. Итак, в заключение главы отметим, что музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. В настоящее время активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности музеев. Музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения. Что касается форм и методов экскурсий, ориентированных на юношескую аудиторию, то в них должны учитывается три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). При проведении экскурсий для юношеской аудитории учитывается уровень её интеллектуальной и художественной подготовки, создается атмосфера совместной творческой работы, которая требует и взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяется и углубляется круг знаний и эстетических представлений. Экскурсионные занятия дают учащимся возможность соприкоснуться с подлинником; освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников; понять художественно-образную идею создания экспозиции или систему произведения изобразительного искусства.
Заключение
Результаты исследования дают основания для следующих выводов: в современных условиях музеи располагают богатым потенциалом социально-воспитательной работы с и подростками. Содержание миссии музеев все теснее связывается с общественными запросами, а значит, спектр функций современного музея, наряду с хранительской, должен состоять из просветительской, воспитательной, функции социальной адаптации. Доступный всем слоям населения, предоставляющий людям полную свободу активного восприятия, формирования своего отношения к воспринимаемой информации, музей принадлежит к области социальных процессов, где развивается социум в процессе реализации функции визуального мышления, самопознания. Музей может стать одной из важных составляющих школьного образования, т.к. именно он является школой визуального и пространственного восприятия, где, осваивая язык вещей, ребенок постигает их культурное значение и рукотворность. Необходимо повсеместно создавать систему взаимодействия музея и школы на всех уровнях образовательного процесса (от детского сада до вуза), с тем, чтобы музейные собрания осваивались постепенно на качественно новом уровне. Социально-воспитательная деятельность музеев будет осуществляться успешно при условии преодоления состояния внутренней замкнутости и самодостаточности отдельных образовательных институтов, учреждений культуры, объединения их общих усилий в социально-воспитательной деятельности. Социально-воспитательная деятельность музея требует соответствующего кадрового обеспечения. Профессионализация специалистов музея в нашей модели на данном этапе ее развития осуществлялась путем постановки и решения новых для них социально-воспитательных задач, а также сотрудничества с социальными педагогами школ, психологами, социальными службами, общественными организациями, а также широким кругом родительского актива, общественности. Исследование показало, что наиболее приемлемыми в современной модели музея являются интерактивные формы, которые носят социально-воспитательный характер, предусматривающий: воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений, прекрасных или безобразных, трагических или комических, возвышенных или низменных; пробуждение творческого начала, способности стратегического мышления, мысленного манипулирования предметами, развитие воображения; представление в сознании ребенка культуры как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенок должен почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, а не его абстрактную оторванность, некое безжизненное образование.
Список литературы 1. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды / под. Ред. Н.В. Соловьевой. Воронеж, 1996. 85 с. 2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник, 1981. 348 с. . Бельянинова В.Н. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики / В.Н. Бельянинова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - №2. - С. 50-54. . Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. (На путях к гуманитарному разуму) М.: Гнозис, 1991. . Гогиберидзе Г.М. Формирование музейной педагогики / Г.М. Гогиберидзе, М.Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - №8. - С. 3-5. - Библиогр.: с. 5 (2 назв.). . Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 2000.-С. 30-33. . Емельянов Б.В. Экскурсоведение. В 3-х частях. - М.: ЦРИБ «Турист», 2002. . Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. - М., 2003.-С. 23. . Коркунова М.М. Музейная педагогика / М.М. Коркунова [и др.] // Ребенок в детском саду. - 2007. - №1. - С. 50-57: ил. . Макеева И.А. Музей в системе социального воспитания [Текст] / И.А. Макеева // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 211-214. 11. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: В сб. «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.: ИПРИКТ, 1997. 12. Музееведение. Музеи исторического профиля. / Под. ред. проф. К.Г. Левыкина и Р. Хербста. М., 2001. 13. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / Т.П. Мышева. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 14. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Н.В. Нагорский // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 12 (16 назв.). . Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: 2003, 4-е изд., 688 с. 16. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.С. Огоновская. - Екатеринбург, 2007. - 22 с. . Основы музейного дела: теория и практика: Учебное пособие для вузов / Шляхтина Л.М.; УМО по напрвлениям педаг. образования. - М.: Высшая школа, 2005 - 183 с. 18. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе / Е. Спиридонова // Искусство в школе. - 2007. - №1. - С. 49-51. . Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высш. шк., 2004. 216 с. . Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. Л., 1987. . Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 38-42. 22. Тумина Л.Е. Социально-воспитательная работа с посетителями в условиях современного музея // Дидакт. - 2003. - №5. - с. 50. . Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М.: Учпедгиз, 1954. - С. 385. 24. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 576 с. . Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М.: Сов. художник, 1973. Ч. 1. 479 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|