Структура аттитюдов представителей различных поколений женской выборки по отношению к лицам пожилого возраста
В результате обработки данных выделено 6 значимых факторов. 1 фактор с весом 15.882 (49.632% дисперсии) включает шкалы: не высказывать мнение 0.889; не поступать как хочешь 0.801; не скрывать дорогую покупку 0.771; заполнить время 0.745; говорить приятное 0.825; заботиться о близких 0.964; не хвастаться успехами 0.889; стремиться понять 0.901; воспринимать критику 0.831; не вести себя вызывающе 0.890; ходить в театр 0.766; не рассчитывать на помощь 0.776; помогать родным 0.777; не жалеть себя 0.857; не опаздывать 0.867; стремиться быть в курсе 0.800; не подсмеиваться 0.862. Репертуары: идеальное Я 0.606 (корр. с «Я в современной жизни» (r=0.524), у близкого пожилого (r=0.405), у близкого молодого (r=0.545), когда будете старыми (r=0.726), у старшего поколения -0.458 (корреляция с близким пожилым человеком(r=0.381)), когда будете старыми 0.529 (корреляция с «у близкого молодого»(r=0.682), «у молодого поколения» (r=-0.361), «Я в современной жизни» (r=0.469)). Женщины 45 лет показывают, что вышеуказанные характеристики (шкалы) не присущи современному старшему поколению. Респондентки считают, что по достижении ими пожилого возраста, они будут соответствовать образу своего «идеального Я» и «я актуального». Современное старшее поколение оценивается как стремящееся к доминированию, желающее удерживать окружающих под своим контролем, ригидное и педантичное. Старшее поколение представлено также как нуждающееся в поддержке – они «жалеют себя», «рассчитывают на помощь», «ничего не делают», - а также как требующие особый подход в процессе коммуникации, т.к. они «всегда высказывают мнение», «не говорят приятное», «не заботятся о близких», «хвастаются успехами, «не стремятся понять других», «не воспринимают критику». Поскольку старшее поколение положительно коррелирует с близким пожилым окружением (r=0.381), можно предположить, что отношение к старшему поколению в целом формируется опытом взаимодействия с близкими пожилыми. 45-летние женщины не относят себя к возрасту поздней зрелости и в целом считают, что будут обладать характеристиками, полярными современному старшему поколению.
Во 2 фактор вошли значения шкал: не следовать совета 0.735; не страдать от одиночества 0.636; не контролировать близких 0.613; не интересоваться политикой 0.604. Репертуаров: Я в прошлом - 0.296. 2 фактор можно назвать «фактором автономности». Респондентки оценивают себя в прошлом как зависимых, поскольку в этот фактор с отрицательным значением вошёл репертуар «Я в прошлом». В семантическом пространстве «я в прошлом» и «не следовать совета» расположены близко к полюсам 2 фактора. Значит на пути к «идеальному Я» предполагается преодоление «отсечённости» от социального окружения и активное включение во взаимодействие с ним. Семантическое пространство (рис. 1.) указывает на то, что у женщин 45 лет при анализе и прогнозе своего жизненного пути присутствует явление «прогресса» - «я в прошлом» (34) и «я в современной жизни» (33) находится на противоположных позициях. Обладать положительными характеристиками, составляющими первый фактор, респондентки предполагают, достигнув старости, при этом в семантическом пространстве «я в старости» (40) максимально приближено к позиции «идеальное Я» (35). «Идеальное Я» составляет социальная активность («заполнить время», «не жалеть себя», не скрывать дорогую покупку», «ходить в театр»), ответственность за близких, позитивное общение, эффективная коммуникация («не высказывать мнение», «не хвастаться успехами», «стремиться понять», «не вести себя вызывающе», «говорить приятное») В результате обработки данных выделено 6 значимых факторов.
1 фактор с весом 12.5132, 39.103% дисперсии включает шкалы: не контролировать близких (0.951); говорить приятное (0.920); заботиться о близких (0.891); стремиться понять (0.911); заниматься самообразованием (0.911); ходить в театр (0.911); заботиться о внешности (0.809); помогать родным (0.951); не жалеть себя (0.938); не привлекать внимание (0.851). Репертуары: у близкого пожилого (-0.674); у старшего поколения (-0.560); идеальное Я (0.481); когда будете старыми (0.396). 2 фактор с весом 5.893, объясняет 18.415% дисперсии и включает в себя шкалы: не курить в трудных ситуациях (0.801); не вести себя вызывающе (0.816); стремиться быть в курсе (0.940); читать СМИ (0.852). Репертуары: у молодого поколения (-0.397). Молодое поколение коррелирует с «Я в современной жизни»(r=0.337). Шкалы, имеющие вес в первом факторе практически соответствуют шкалам, выявленным на выборке 45 лет. Особенностью является более значительный их вес в матрице (>0.850). Выделенные характеристики не соответствуют образу близкого пожилого окружения (а=-0.674) и образу старшего поколения в целом (а=-0.560), посредством чего старшее поколение можно описать как доминирующее («контролировать близких», «не стремится понять»), слабо включённое в сферу социума («не занимается самообразованием», «не заботится о внешности», «не ходит в театр»). Семантическое пространство (рис. 2.) иллюстрирует прогноз жизненного пути в онтогенезе: «Я идеальное» (35) расположено рядом с образом «Я в старости» (40). Прослеживается тенденция прогноза себя в старости как самореализовавшейся личности, максимально соответствующее образу «Я идеальное». При этом репертуары «идеальное Я» и «у близкого пожилого человека» (37) расположены на противоположных позициях, что указывает на нежелание обладать характеристиками современного старшего поколения. В результате обработки выделено 7 значимых факторов. F1 объясняет 49.089% общей дисперсии с весом 15.7085. F2 с весом 6.1367 объясняет уже 19.177% дисперсии, что означает высокую выраженность F1. В 1 фактор вошли значения следующих шкал: не поступать как хочется (0.955); ограничивать себя (0.783); не переживать бессмыслицу (0,873); заполнить время (0.872); говорить приятное (0.852); заботиться о людях (0.951); стремиться понять (0.860);
заниматься самообразованием (0.939); не вести вызывающе (0.896); помогать родным (0.951); не жалеть себя (0.832); не опаздывать (0.924); не привлекать внимание (0.928); стремиться быть в курсе событий (0.934); читать СМИ (0.865); интересоваться политикой (0.775). А также репертуары: У молодого поколения (-0.769); У близкого молодого (-0.760). Наиболее высокий вес (а>0.920) имеют значения шкал «не поступать, как хочется», «заботиться о людях», «помогать родным», «заниматься самообразованием», «стремиться быть в курсе событий», «не опаздывать». Эти качества характеризуют социально желательного, дружелюбного человека, который приятен в общении, ответственен, при этом сохраняет активную социальную позицию («читает СМИ», «стремится быть в курсе событий», интересуется политикой»). Молодое поколение в целом и близкие молодые люди не обладают указанными качествами, они представлены пассивными, демонстративными (постоянно опаздывают, стремятся привлечь внимание), независимыми (поступают, как хочется, не интересуются происходящими событиями). Следует отметить корреляцию близкого молодого поколения с: Я в современной жизни (r=0.564), я в прошлом (r=0.547), у близкого пожилого (r=0.494), у молодого (r=0.437), когда будете старыми (r=0.588 ). Корреляция не выражает причинных связей, однако она позволяет отобразить совокупности по определённым признакам. Можно это проинтерпретировать так: представители возрастной группы 50-55 лет не относят себя к лицам пожилого возраста. 2 фактор включает шкалы: рассказывать о трудностях (0.761); не принимать рискованные решения (0.765); контролировать близких (0.912); посещать церковь (0.783); не ходить в театр (0.800); не заботиться о внешности (0.813); не подсмеиваться (0.617). Репертуары: Я в прошлом (-0.343) (корр. с Я в современной жизни (r=0.666), идеальное Я (r=0.796), у близкого пожилого (r=0.619), когда будете старыми (r=0.584)). У старшего поколения (0.342) (корреляция с «Я в современной жизни» (r=0.658), «идеальное Я» (r=0.576), «у близкого пожилого человека» (r=0.752), «когда будете старыми» (r=0.564)). 2 фактор можно обозначить конструктом «Независимость». Т. Лири характеризует зависимого человека как конформного, мягкого, ожидающего помощи и советов, доверчивого, склонного к восхищению окружающими. Следует отметить, что значения «Я в прошлом» и «У старшего поколения» полярны, т.е. имеют почти одинаковый модуль, но разные знаки. Таким образом, выборка 50-55 лет приписывает качество «зависимости» представителям старшего поколения, подчёркивая свою независимость в прошлом, в настоящем, в будущем. Таким образом, семантическое пространство (рис. 3) представлено осями «Дружелюбие» (F1) и «Независимость» (F2). Наиболее выраженным по оси «Дружелюбие» оказалось «Идеальное Я» (35), на другом полюсе – старшее поколение (36). По оси «Независимость» положительную оценку получило молодое поколение (38), отрицательную – старшее поколение. Очевиден образ пожилого человека как нуждающегося в помощи, при этом становящегося всё более равнодушным. В сравнении с 1 фактором, по которому респонденты оценивали себя в старости чуткими и активными, по 2 фактору женщины видят себя в пожилом возрасте зависимыми.
В результате обработки данных выделено 7 значимых факторов. Первый фактор (F1) с весом 10.974, объясняет 34.295% дисперсии, и является самым значимым. Второй фактор имеет вес 6.4305 и объясняет 20.095% дисперсии. F1 включает следующие шкалы: не рассказывать о трудностях 0.865; не курить в трудных ситуациях 0.781; не скрывать дорогую покупку 0.806; заполнить время 0.764; контролировать близких 0.754; говорить приятное 0.829; посещать церковь 0.767; не жалеть себя 0.822; не следовать совета 0.851; не подсмеиваться над другими 0.823. А также репертуары: Я в прошлом 0.518; у молодого поколения (-0.548). При этом «Я–в прошлом» коррелирует с «Я в современной жизни» (0.844) 1 фактор демонстрирует более низкие веса шкал в сравнении с предыдущими выборками (а=0.750 – 0.865). Возможно, это обусловлено небольшим различием во вкладе в дисперсию между 1, 2, и 3 фактором (34.295, 20.095, 12.690% соответственно), т.е. некоторой «размытостью» характеристики. Представляется образ социально активной личности («заполнить время», «не скрывать дорогую покупку»), компетентной в общении (говорит приятное, не рассказывает о трудностях (не жалуется), не подсмеивается над другими), однако, достаточно сильной, независимой личности. Такой тип личности отождествляется у респондентов с образом себя в прошлом и противопоставляется молодому поколению. Интерпретировать данный факт можно следующим образом: поскольку выявлена корреляция между «Я в прошлом» и «Я – актуальное» (r=0.844), то респонденты приписывают себе вышеуказанные качества в противовес молодому поколению по причине приближения себя к возрасту поздней зрелости.
2 фактор (6.4305, 20.095% общей дисперсии) представлен шкалами: не высказывать мнение 0.852; рассчитывать на помощь 0.725; заботиться о внешности 0.728; не стремиться быть в курсе событий 0.861; не читать СМИ 0.781; не интересоваться политикой 0.788; у молодого поколения 0.317. «Молодое поколение» положительно коррелирует с «близким молодым поколением» (r=0.303). 2 фактор можно назвать «Эгоистичность», которую Т. Лири определяет как ориентацию на себя, стремление быть над всеми и в то же время в стороне от всех; эгоистичный человек перекладывает трудности на других («рассчитывает на помощь»), но сам относится к ним отчуждённо. Эгоистический тип отношения к себе и окружающим, по мнению испытуемых, демонстрируют представители молодого поколения. Если обратиться к семантическому пространству (рис.4), то следует отметить особенность расположения ролевых характеристик «Я актуальное» (33), «Я идеальное» (35), «старшее поколение» (36), «близкий молодой человек» (39) и «молодое поколение» (38) - они образуют угол, на вершине которого находится «старшее поколение». Рефлексия жизненного пути показывает переход от позиции социальной желательности и зависимости в прошлом к независимости в будущем – «когда буду старым». Образ «идеального Я», находящегося на одной «прямой» с «Я актуальное» ортогонально образу молодого поколения, как близкого, так и в целом. Таким образом, наиболее агрессивным является молодое поколение, а наиболее дружелюбным «Я в прошлом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|