Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования (на примере Саратовской области)




 

Государственная программа Саратовской области "Развитие образования" (далее - Программа) разработана в целях координации деятельности органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления в сфере образования, создания условий для социализации обучающихся и воспитанников, обеспечения реализации прав детей, проживающих в Саратовской области, на оздоровление и отдых, повышения эффективности бюджетных расходов.

В условиях сокращения численности населения именно от качества человеческого потенциала, зависит успешное решение социально - экономических задач, стоящих перед областью.

Один из ключевых факторов качества человеческого потенциала - образование и социализация детей.

Сегодняшние дети и подростки - это наиболее социально активная часть общества и кадровый ресурс экономики следующих десятилетий. В то же время образование - весьма ценный ресурс для самого человека, его самореализации.

Программа охватывает всю сеть учреждений, расположенных в Саратовской области и предоставляющих услуги по образованию и социализации, - это 1123 учреждения различных уровней образования и форм собственностей, в том числе:

дошкольных образовательных учреждения, функции учредителя которых выполняет в т. ч.1 дошкольное образовательное учреждение - Учреждение Российской академии наук Саратовской области научный центр Поволжского отделения Российской академии наук, 1 дошкольное образовательное учреждение - Министерство внутренних дел Российской Федерации, 2 дошкольных образовательных учреждения - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области;

учреждений высшего профессионального образования и филиалов, функции учредителя которых выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации;

учреждения, функции учредителя которых выполняет Министерство образования Саратовской области, в том числе 7 государственных общеобразовательных учреждений, 1 государственное общеобразовательное учреждение вечернего (сменного) образования, 17 государственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями в здоровье, 4 государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, 5 государственных учреждений начального профессионального образования, 18 государственных учреждений среднего профессионального образования, 1 государственное учреждение высшего профессионального образования, 1 государственное учреждение дополнительного профессионального образования и 2 государственных учреждения Саратовской области;

учреждений по отрасли "Образование", функции учредителя которых выполняют органы местного самоуправления, в том числе 453 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 63 муниципальных общеобразовательных учреждения "Детский сад - начальная школа", 383 муниципальных общеобразовательных учреждения, 10 муниципальных учреждений вечернего (сменного) образования, 56 муниципальных учреждений дополнительного образования детей;

учреждение по отрасли "Культура", функции учредителя которых выполняют Министерство культуры Саратовской области и органы местного самоуправления, в том числе 3 государственных учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры, 48 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей;

учреждения по отрасли "Здравоохранение", функции учредителя которых выполняет Министерство здравоохранения Саратовской области, в том числе 3 государственных учреждения среднего профессионального образования в сфере здравоохранения;

негосударственных учреждений, в том числе 4 негосударственных дошкольных образовательных учреждения, 2 негосударственных учреждения среднего профессионального образования, 7 негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания министерством в течение 5 последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Саратовской области, в том числе разработано и в дальнейшем принято 77 законов Саратовской области, 161 постановление Правительства Саратовской области, 117 распоряжений Правительства Саратовской области.

Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Саратовской области.

В течение последних пяти лет почти в 1,9 раза увеличились расходы консолидированного бюджета области по отрасли "Образование" (2012 г. - 9 207,7 тыс. рублей, 2013 г. - 17 248, 7 тыс. рублей).

В течение пяти лет в 13,8 раз увеличились расходы за счет средств, поступающих из федерального бюджета, с 32,2 млн. руб. (2012 год) до 443,8 млн. руб. (2013 г.).

Увеличение средств связано с передачей Министерством финансов Саратовской области финансирования межбюджетных трансфертов через Министерство образования Саратовской области в 2011-2013 годах (Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство), а также привлечением средств федерального бюджета по новым направлениям.

В системе образования Саратовской области отмечается постепенное продвижение институциональных реформ, в том числе внедрение современных организационных и экономических механизмов. С 2012 года начался поэтапный переход образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование, с 2012 года во всех образовательных учреждениях введена новая система оплаты труда.

Повышается открытость системы образования. В 2013 году 73,18 % образовательных учреждений опубликовали публичные доклады о результатах деятельности образовательных учреждений. 57 % образовательных учреждений области имеют сайты.

Расширяется сфера государственно - общественных форм управления.

При Министерстве образования Саратовской области функционируют органы общественного управления, в состав которых входят представители общественности: коллегия Министерства образования Саратовской области, Совет по модернизации общего образования, Совет по управлению областьнскими экспериментальными площадками, Координационный совет при Министерстве образования Саратовской области по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Совет молодых ученых и специалистов, Ассоциация педагогов и образовательных учреждений Саратовской области, Совет директоров средних специальных учебных заведений Саратовской области, Совет ректоров высших учебных заведений Саратовской области.

Управляющие советы, попечительские советы, Советы школ действуют в 62 % школ, в 100 % детских домах, школах - интернатах, специальных (коррекционных) учреждениях.

Отмечается рост активности гражданских институтов. В 2013 году во всех пунктах сдачи единого государственного экзамена присутствовали общественные наблюдатели. Процедура аккредитации образовательных учреждений проводится с привлечением потребителей образовательных услуг, представителей общественных институтов, объединений педагогов. Работа Областной аттестационной области организована с участием представителей органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления Саратовской области, профессиональных союзов, научных и общественных организаций.

С 20 11 г. государственные образовательные учреждения Саратовской области государственные услуги в сфере образования предоставляют на основе государственных заданий.

С 2011 г. года начат плановый переход государственных и муниципальных учреждений образования Саратовской области в иные организационно-правовые формы - автономные учреждения и бюджетные учреждения нового типа.

В 2012 г. все государственные учреждения образования, подведомственные Министерству образования Саратовской области переведены в новый правовой статус: 34% государственных учреждений образования Саратовской области, переведены в статус автономных, 66% государственных образовательных учреждений, переведены в статус бюджетных.

В Саратовской области решена базовая проблема доступности образования.

Охват детей дошкольным образованием по области составляет 80 процентов, что значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (59,5 процентов) и Поволжскому Федеральному округу (74,2 процентов). Предшкольным образованием охвачено 94 % дошкольников в возрасте 5-7 лет (Российская Федерация - 76 %).

В результате планомерной оптимизации сети сформирована сеть областных ресурсных центров, муниципальных базовых (опорных) школ.

По состоянию на 01.01.2012 г. статус областных ресурсных центров присвоен 12-ти общеобразовательным учреждениям, статус муниципальной базовой (опорной) школы - 82 школам.

Улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем для 5 тыс. сельских школьников из 139 школ, внедряется дистанционное обучение детей малокомплектных школ.

Отмечается снижение числа детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях (2011 г. - 92 чел., 2011 г. - 65 чел., 2013 г. - 51 чел.).

Обновляется инфраструктура общего образования. В области возобновлено строительство объектов образования. За два последних года введены в эксплуатацию 15 объектов образования, из них 9 объектов - в сельской местности.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации общего образования способствовала увеличению значения показателя "Доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования)", которым предоставлены условия в диапазоне от 81 до 100 процентов (созданы полностью) с 18,55 % (2010 г.) до 19,66 % (2011 г.), а в диапазоне от 61 до 80 процентов условий (максимально приближены к соответствию) с 40,3 % до 50,92 %.

Возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в среднем по Саратовской области составляет 85,51 %.

Формируется областная система оценки качества результатов обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования, которая включает на старшей ступени обучения государственную (итоговую) аттестацию выпускников XI (XII) классов в форме единого государственного экзамена; на основной ступени обучения - независимую оценку качества подготовки выпускников IX классов в рамках государственной (итоговой) аттестации.

В 2011 году улучшились результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме для выпускников 9-х классов по русскому языку, математике, биологии, истории, обществознанию, физике.

Увеличилась доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, с 98,5 % (2010 г.) до 98,94 % (2011 г.), что превышает среднее значение по Российской Федерации - 96,4 %.

В 2012 году по результатам единого государственного экзамена увеличился средний балл по русскому языку, математике, химии, английскому языку, немецкому языку, литературе. Более чем в 3 раза увеличилось количество участников единого государственного экзамена, которые по результатам экзаменов получили тестовый балл в интервале 90-100 баллов (2011 г. - 181 чел., 2010 - 56 чел.).

В условиях перевода образовательных учреждений профессионального образования с федерального бюджета на областной бюджет в области удалось сохранить доступность и качество услуг, предоставляемых учреждениями профессионального образования, по программам начального профессионального и среднего профессионального образования.

Предлагается проведение оптимизации областной сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования; открыты подготовки по новым образовательным программам, соответствующим потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы области; формируется государственное задание на подготовку рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием; расширена практика договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения.

Предлагается создать система повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования.

Острые вопросы, связанные с демографической ситуацией, недостаточной информированностью выпускников школ, низким престижем рабочих профессий привели к необходимости выделения роли системы профориентации и трудоустройства. При всех учреждениях профессионального образования созданы Центры содействия трудоустройству выпускников.

В условиях демографического спада стабильно высоким остается процент выпускников 9-х и 11-х классов (45%), продолжающих свое обучение по рабочим профессиям и специальностям среднего звена.

Численность занятых выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования по каналам распределения с учетом продолживших обучение, призванных на военную службу и т.д. составляет более 90%.

В деятельность по социализации детей и молодежи включены государственные и муниципальные учреждения образования и культуры.

В области накоплен положительный опыт проведения областных и межрегиональных мероприятий в сфере образования.

Сложилась система государственной поддержки талантливых детей и молодежи за счет средств областного бюджета Саратовской области.

Реализация комплекса межведомственных организационных и профилактических мероприятий позволила снизить в 2011 г. уровень подростковой преступности на 25,0%, (с 1170 до 877) и удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления от общего числа лиц, на 1,2 % (2013 г. - 8,0%, 2011 г. - 9,2%).

В Саратовской области сохранена централизованная схема организации оздоровления и отдыха детей путем выделения целевых путевок на условиях софинансирования.

Финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей осуществляется из различных источников (федеральный, областной, местные бюджеты). Дополнительно привлекаются внебюджетные средства (родителей, предприятий и др.).

В целях обеспечения безопасности детей, выезжающих в детские оздоровительные лагеря, расположенные за пределами Саратовской области, с соблюдением необходимых требований (организация в пути следования горячего питания, медицинского сопровождения и др.) организуется перевозка железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.

Большое внимание уделяется комплексной безопасности детских оздоровительных учреждений, а также охране общественного порядка и безопасности детей во время их нахождения в лагере.

Для реализации проекта необходимо сохранить сеть стационарных детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Саратовской области.

Таким образом, к положительным факторам (сильным сторонам), влияющим на развитие системы образования в Саратовской области относятся:

наличие многопрофильной сети учреждений образования, позволяющей;

обеспечить конституционные права граждан на получение образования;

наличие внутренних резервов и предпосылок для повышения доступности качественного образования;

наличие мер и мероприятий по развитию системы образования;

наличие и развитие инфраструктурных составляющих сферы образования.

Однако потенциал системы образования Саратовской области используется не в полной мере, в его развитии имеется ряд нерешенных проблем, существует ряд внешних угроз, которые вызваны рядом объективных и субъективных причин.

Потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений с каждым годом растет. Общая численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, по причине отсутствия мест в детском саду на конец 2013 года составило 5848 мест (2012 год - составляет 5731 человек, 2011 год - 5543 человека). Требуют развития вариативные организационные модели и формы дошкольного образования. В области функционируют только 14 негосударственных детских садов.

Стабильно высоким остается число малокомплектных школ (2011-2012 уч. год - 215 школ, 2012-2013 уч. год - 210 школ).

Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам.

В 2012 году ухудшились результаты выпускников по таким общеобразовательным предметам, как физика, информатика и информационно - коммуникационные технологии, история, французский язык, обществознание.

В 2012 году увеличилось количество выпускников, не преодолевших минимальный пороговый балл по обязательным предметам (русский язык и математика) в ходе государственной (итоговой) аттестации. Из 5387 обучающихся (в 2011 г. - 6617), допущенных к государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена, 161 чел. (2,99%) не преодолел минимальный пороговый балл по обязательным учебным предметам (в 2012 г. - 157 - 2,37%; в 2011 г. - 242 - 3,34%).

Увеличивается доля выпускников, которые не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании в 2012 г. 225 чел. (в 2011 г. - 251 чел. - 3,76 %) что составляет 3,97 % от общего количества выпускников (5673 чел.).

Обеспеченность учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым федеральными государственными образовательными стандартами в Саратовской области составляет 56,07 %, что ниже, чем в среднем по России - 69,7 %.

Возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/сек) имеют только 11,77 % обучающихся общеобразовательных учреждений, что ниже, чем в среднем по России - 26,06 %. Следует нормативно проработать данный вид обучения.

Полномочия в области образования распределены между областным и муниципальным уровнями, при этом часть полномочий (вопросы содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений, организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью, организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время) находится на муниципальном уровне, в том числе на уровне поселений.

Необходимо также создание современных безопасных условий в образовательных учреждениях неэкономно для муниципального уровня.

Только 39 процентов школ области имеют все виды благоустройства, 49 процентов зданий общеобразовательных учреждений требуют частичного или капитального ремонта.

Имеет место износ высокой степени объектов образования (в 7 общеобразовательных учреждениях здания находятся в аварийном состоянии, 271 здание имеет износ свыше 20 %, требует капитального ремонта - 29).

К числу наиболее актуальных проблем относится создание в общеобразовательных учреждениях материально-технических условий, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов.

Отмечается неравномерное распределение школ со специальным статусом. Школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи сконцентрированы, в основном, в муниципальных образованиях городских округов.

Отмечается недостаточное вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, во внеурочную занятость (4%).

Не в полном объеме сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Недостаточно развиты механизмы кооперации учреждений, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры.

Беспокойство вызывают проблемы, связанные со здоровьем школьников. Заболеваемость детей в Саратовской области выше, чем в Российской Федерации.

База детских оздоровительных учреждений требует обновления.

Охват оздоровлением и отдыхом составляет только 50 % детей школьного возраста, из которых большая часть охвачена отдыхом, организованном на территории Саратовской области.

Доля детей, у которых отмечен выраженный оздоровительный эффект, ниже, чем по России (Саратовской области - 83,4 %, Россия - 85,7 %).

Ужесточаются требования к организации оздоровления и отдыха детей, вследствие чего существенно увеличиваются затраты на организацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей как на областном, так и на муниципальных уровнях.

Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что большая часть выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования трудоустраивается по полученной профессии и специальности, потребности рынка труда Саратовской области системой профессионального образования в полной мере не обеспечиваются.

Ограниченным является использование производственного и инновационного потенциала учреждений профессионального образования для повышения квалификации взрослого населения.

Потребителям труднодоступна информация о потребностях в кадрах области, карьере и уровне доходов рабочих и специалистов среднего звена, что потенциально снижает привлекательность программ начального профессионального и среднего профессионального образования у выпускников школ.

Существуют значительные резервы государственно-частного партнерства.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

В области проявляется (как и в России в целом) гендерный дисбаланс - более 89% педагогического состава и более 91% руководителей образовательных учреждений - женщины.

Отмечается тенденция старения педагогических кадров, растет число работающих пенсионеров - 35,3 % (2011 г.), 32,6 % (2010 г.).

Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями.

Таким образом, отрицательными факторами (слабыми сторонами), влияющими на развитие образования в Саратовской области, являются:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие диспропорции распределения сетевых единиц учреждений образования на территории Саратовской области;

недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере образования;

недостаточный уровень коммуникаций между субъектами образовательной деятельности в условиях разделения полномочий, ограниченность мер поддержки и развития инфраструктурных составляющих сферы образования.

Объективно существует ряд внешних возможностей, позволяющих минимизировать риски и устранить угрозы развития сферы образования в рамках реализации программного метода.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие образования".


Заключение

 

Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.

Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.

Не произойдет и резкого притока в педагогику молодежи. Здесь необходим комплексный подход к решению вопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения жильем и достойной пенсией.

Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.

Важнейшей задачей государственной образовательной политики является создание полноценно развитого научного потенциала страны, и большое количество специалистов во всех остальных областях и сферах деятельности. Без должного уровня образования у специалистов различных профилей государство лишится всех остальных отраслей деятельности общества и можно будет забыть о его полноценном функционировании. Общество должно быть полноценным, а значит образованным и роль государственной политики в данной области сложно переоценить.

В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:

в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие образования.

"Саратовский областной образовательный проект"" хоть и не достиг всех поставленных целей, но тем не менее сдвинул практическое реформирование системы образования в РФ с практически мертвой точки. На сегодняшний момент данный проект выступает механизмом реформирования образовательной системы Саратовской области и представляет собой основу, для дальнейшего развития образовательных структур.

Анализ образовательной политики показывает, что сейчас сужаются возможности для реализации главной стратегической цели государственной политики - обеспечения конституционных прав граждан на получение образования. Обусловлено это увеличением сектора платного высшего образования и отставанием материально-экономических возможностей обучающихся и их семей от стоимости платных услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства федеральных властей этой стратегической цели, связанной с соблюдением конституционных прав граждан, достичь невозможно.

Подводя итог анализу государственной политики в области образования, необходимо отметить два ее аспекта: есть теория (порой облеченная в форму законодательных актов) и есть практика российского образования (как правило, нарушающая законодательные акты).

Государственная политика в российском образовании нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах реализации, создающих возможность перехода от индустриального общества к информационному.

Основой успешного осуществления реформы образования является разработка, утверждение и внедрение стандартов всех уровней образовательных услуг.

Развитие образования в нашей стране нельзя рассматривать только из потребностей современного трансформирующего общества. Реформирование должно осуществляться в направлении модели нового века, учитывать как национальные традиции культуры и образования, так и современные позитивные мировые тенденции в развитии образования.

Если государство и высшие учебные заведения, образовательные сообщества будут учитывать интересы друг друга, идти навстречу, то высшее образование действительно станет одним из приоритетов государственного развития, способных вывести Россию из современного кризисного состояния. Тем более, что российская система образования имеет многовековую историю, свои традиции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...