Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные проекты - их внедрение и контроль результатов (на примере проекта «Гражданин России»)




 

Проект «Гражданин России» предусмотрен для реализации приоритетного направления, включающего совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности.

Основной целью проекта "Гражданин России" является развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде; совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества; совершенствование системы патриотического воспитания.

Основными видами работы по реализации указанного направления являются:

разработка и реализация программ и проектов, направленных на приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому наследию народов России, формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений

развитие системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира) [1].

Сложность работы в этом направлении заключается в том, что сейчас это «не модно», это «не в тренде». Корень проблемы лежит в неверно расставленных жизненных приоритетах молодежи, не та система ценностей насаждена молодым людям, которая необходима для формирования полноценных, инициативных личностей. Я употребила правильный термин, именно «насаждена». Насаждена средствами массовой информации, современным стилем жизни, хотя понятия «система ложных ценностей» и «современный стиль жизни» скорее резонирующие.

Если конкретнее, то сложно заинтересовать молодого человека историей своего народа, когда все его существо занято мыслями о новом гаджете, брендовой одежде и о мнении окружающих. Это обширная и важная проблема, я бы сказала основная - система ложных ценностей в молодежной среде, от нее уже отходят последствия. Решение этой проблемы так же лежит в «подготовительных работах», о которых я рассказывала выше. Изменить самосознание молодого человека «революционным» путем, конечно, можно, но это может иметь непредсказуемые последствия, поэтому здесь лучше приметить путь «реформаторский», описанный во второй главе данной работы. Так, с раннего детства и до совершеннолетия, шаг за шагом нужно направлять рост личность индивида в правильное русло, культивировать в нем духовность, нравственность, инициативность и патриотизм.

В рамках проекта «Гражданин России» ежегодно проводится масса мероприятий. Однозначно отметить их эффективность или неэффективность сложно. И вот перед нами вторая проблема данного проекта - оценка эффективности внедрения проекта. Основным способом решения этой проблемы признан количественный показатель. Т.е. оценка количества посетителей мероприятий, проведенных в рамках данного проекта. Это универсальный подход, неудивительно, что был выбран именно он. Но в чем его слабая сторона и есть ли альтернативное решение.

Возьмем, к примеру, такое мероприятие, как «Слет участников военно-патриотических клубов «Игра всерьез»». Оно предусмотрено в долгосрочной целевой программе «Молодежь Минусинского района», сроки его проведения обозначены во втором квартале 2011-2013 г. Обозначено его финансирование в размере около 2000 рублей в год. Очень небольшое финансирование, для мероприятия из раздела «слет», но важно даже не это, важнее то, что об этом мероприятии просто невозможно найти информацию, ни положений о проведении, ни отчетов, ни фотоотчетов, ни объявлений о предстоящем мероприятии. К чему я это отметила? К тому, что возможно оно существует только документально и ни разу не проводилось. Отчего это все? Оно не имело бы должного успеха среди молодежи. Но если даже оно и проводилось бы, то что мог бы отразить количественный показатель? Количество прибывших участников? Но ведь туда могли приехать и люди вовсе не заинтересованные тематикой слета. От избытка свободного времени, от скуки, за компанию. Как количественный показатель может отразить эффективность этого мероприятия для развития молодежной политики?

Это был всего лишь единичный и, возможно, не самый удачный пример. Но он наглядно показал проблему. Есть ли альтернативное решение? На мой взгляд, есть. И, на мой взгляд, это решение - проектный подход. Проект можно написать и развить по абсолютно любой теме, одно условие - наличие желания. Желание это производная от заинтересованности. И вот он выход. Для каждого мероприятия, проводимого в рамках государственного проекта необходимо разработать ряд заданий, которые каждый участник должен будет выполнить в завершении мероприятия. Это может быть задание по контролю усвоенных знаний, это может быть задание проектного характера, есть множество различных вариаций. Подобрать нужный ряд заданий можно исходя из рода мероприятия, цели и прочих параметров. Суть этого способа заключается в том, что он позволит явно увидеть реальное количество заинтересованной молодежи, точно, без прикрас отразить существующую ситуацию.

Что касается контроля выполнения, здесь не нужно «изобретать колесо» - отчеты, доклады и фотоотчеты помогут в выполнении этой задачи. Разница лишь в том, что описанная мною альтернатива количественному показателю поможет отразить реальную ситуацию, что впоследствии поможет внести конструктивные изменения в существующий проект, если это потребуется.

В этой работе я решила рассмотреть именно проект государственного масштаба, а не масштаба муниципального потому, что это поможет при обозначении общих проблем, а рассмотрение внедрения этого проекта на муниципальном уровне позволит увидеть ситуацию в целом, выделить проблемы, способы решения проблем опять же таки в масштабе государственном.

На данном этапе реализации проекта, в существующей ситуации было бы неплохо ввести описанный мною альтернативный способ оценки эффективности, и произвести переоценку при внедрении описанных в этой работе «подготовительных работ». Тогда при сравнении полученных результатов, мы увидели бы реальную оценку эффективности и государственного проекта и подготовительных работ.

 


Заключение

Молодежная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны.

Данная категория населения представляет собой социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь - это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. В этой связи потенциал подрастающего поколения, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики.

Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мер создает условия для достижения главной цели молодежной политики - создание благоприятных условий для наиболее результативного развития потенциала молодого поколения и дальнейшего направления появившихся возможностей на благо страны.

В этой работе я старалась избегать излишней конкретики, в виду выбранной мною темы. Так же я ссылалась на практику зарубежных стран. Следует отметить комплексный подход ряда европейских стран к реализации молодежной политики. Так, в частности, в Германии образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Кроме того, отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

В настоящее время вопрос государственной молодежной политики стоит очень остро и является очень актуальным. Многие аспекты ещё требуют доработки. Основными проблемами являются проблема внедрения и контроля осуществления положений и молодежной политики в целом. Я постаралась где-то в общих чертах, где-то с применением конкретных примеров рассмотреть существующие проблемы, их первопричины и возможные способы решения. Все-таки упор я делала на социально-психологическую сторону вопроса, а не на законодательно-правовую. Практика показала, что как бы идеально не выглядел проект на бумаге, успех его реализации зависит от людей. Особенно явно эта мысль прослеживается во второй главе данной работы.

Возвращаясь к законодательно-правовой стороне вопроса следует отметить то, что успех зарубежных стран отчасти обусловлен и наличием законодательно-правовой базы молодежной политики. В западных странах действует «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 г., получившую название: «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации. Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, которых будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены. Результат неработающего социального лифта - безразличие к выборам, появление радикальных группировок (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношений, апатия молодежи, озлобленности против богатых и недоверие к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна для современной России. Программа лечения - запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.

Таким образом, молодежная политика зарубежных стран - это сложный, организованный и эффективный механизм, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении путей развития молодежной сферы в России.

Очевидно, учитывая успешный опыт западных стран в формировании и реализации молодежной политики, нам не стоит в поисках решения молодежных проблем в России ограничиваться пределами своего опыта. В условиях развития многогранных интеграционных процессов вполне допустим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и традиций.

На мой взгляд, цели и задачи этой работы были достигнуты и осуществлены на сколько это было возможно.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...