Кто что умеет (не умеет) делать
Вопросительное наречие «почему», союз «потому что». – Почему ты не танцуешь? – Я не умею танцевать. – Почему ты любишь петь? – Потому что я умею хорошо петь. Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.
Как уточнить, о чем идет речь
Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в винительном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».
Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь. – Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар. – Какой? – Синий. – Я хочу нарисовать яблоки. – Какие тебе нужны карандаши? – Красный и желтый.
Как уточнить, о чем идет речь (продолжение)
Зависимость окончаний прилагательных от категорий одушевленности и неодушевленности.
Прилагательные в винительном падеже единственного числа:
– Какого ты гладишь кота? – Большого, рыжего. – Какой ты рисуешь дом? – Высокий, желтый.
Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь
Притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с». – На какого медведя ты хочешь посмотреть? – Вот на этого, белого. – Какую лису ты видел? – Вот эту, рыжую. – Где твоя мама? – Моя мама рядом со мной. – Где ваша (ваш) дочка (сын)? – Моя дочка (сын) рядом со мной. Далее со всеми местоимениями по таблице.
Кто кому помогает
Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать». – Это наша комната. В комнате беспорядок. – Я помогаю бабушке наводить порядок. Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.
Как обозначить неопределенное количество предметов
Слова «много», «мало». – У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т. п. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5-20 и слов «много», «мало». – На улице много машин. – Мама купила 6 открыток. – Папа принес 10 яблок. – У меня мало машинок. – В коробке 16 кубиков. – На дереве много птиц.
Кто чем занимается в свободное время
Спряжение глагола «заниматься». – В свободное время мы занимаемся спортом. – Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем. – Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием. Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание. Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.
Как выразить необходимость совершить действие
Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.
– Мне надо пойти в магазин. – Ей надо приготовить обед. – Ему надо починить стул. – Им надо идти в детский сад. – Это надо сделать. Учиться заканчивать предложения. – Завтрау мамы день рождения. Мне надо... – Саша плохо играет в футбол. Ему надо... – Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо... – Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо... – Марина не умеет танцевать. Ей надо... – Мы хотим пойти в кино. Нам надо...
Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие
Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив. – Да, можно. Нет, нельзя. – Мне можно посмотреть, как работает кран? – Да, можно. Но здесь стоять нельзя. – А где можно стоять? (Уточнение.) – Вон там, около дерева. При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.
Как поздравить с праздником
Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения лица, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.
Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь
Сочетание количественных числительных с существительным «рубль». Игра «Спортивный магазин». – Сколько стоит этот мяч? – Пятьдесят рублей. – Сколько стоят эти ласты? – Сто рублей и т. д. Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.
Как выразить чувство радости, удовольствия
Краткие прилагательные «рад», «рада», «рады». – Папа рад, что у него сегодня выходной. – Маша рада, что у нее есть свободное время.
– Мы рады, что поедем на дачу.
Как называются дни недели
Употребление названий дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия. – В понедельник я хожу в бассейн. – Во вторник я хожу на рисование. – В среду я хожу к логопеду. И т. д.
Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится
Употребление указательных местоимений «такой», «такая», «такое», «такие». – У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, такое письмо, такие марки).
Как обозначить начало-конец действия
Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать). – Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.
Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит
Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов движения «идти – ходить» в настоящем времени. – Ты куда идешь? – В садик. – Ты часто ходишь в садик? – Да, каждый день. Спряжение глагола (по лицам): – Я хожу в садик. – Ты ходишь в садик. – Папа ходит на работу. – Мы ходим гулять. – Вы ходите в театр. – Они ходят в библиотеку.
Как выразить желание брать с кого-нибудь пример
Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»). – Я хочу читать, как мама. – Мама хочет танцевать, как эта балерина. – Папа хочет петь, как этот артист. – Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием – не хочу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|