Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тотальная демонстративность




Проступают ли кровавые пятна на кистях и стопах у христовых невест, поет ли песенку после гибели отца Офелия, подкашиваются ли ноги у первой знаменитой психоаналитической пациентки докторов Брейера и Фрейда, проглатывает ли на глазах у всех горсть снотворных таблеток покинутая жена, переодевается ли в женское на сцене эстрадная знаменитость Борис Моисеев, говорит ли провинциальная красотка своему мужу привычное «ты меня не любишь» — все это, несмотря на видимые различия, объединено этой самой тотальной демонстра-тивностью.

Что же такое демонстративность? А это вот что... Я ставлю свою личность в центр внимания окружающих, как бы любуюсь ею сам и демонстрирую свои положительные, а то и отрицательные черты всем окружающим. Я постоянно добиваюсь внимания — ежесекундно, ежеминутно, ежечасно, ежедневно... Внимание должно быть тотальным. Тотальным! А все остальные достойны меньшего внимания и пусть даже не пытаются соперничать со мной.

Усилия для получения такого внимания могут быть разными. Если они в пределах разумного — одеться со вкусом, бросить кокетливый взгляд, заказать красивую визитную карточку, — то мы имеем дело с истероидным рисунком личности. Если более изощренны — женщина с красивой формой головы бреет ее «под Котовского», вместо нужных для занятий книг приобретается дорогая косметика и т. п. — это уже акцентуация. Ну а когда в случае отсутствия результата от одобряемых обществом эффектов применяются шоковые средства (топлисс в метро или попросить у прохожего презерватив) — психопатия-психопатия...

■ В Древней Греции — колыбели европейской цивилизации — никому ранее не известный Герострат сразу «прославился» тем, что поджег храм Артемиды только из желания стать известным благодаря этому глупому глумлению над трудом других греков. Психопат Психопатович...

Что бы ни делал истероид, какие бы поступки он ни совершал, для него важно не столько их содержание, сколько то, смогут ли они привлечь внимание. Он постоянно старается производить впечатление и упивается своими впечатлениями от того, какое он произвел впечатление. Он все время на авансцене, а все люди для него зрители. А если их нет, он сам для себя и актер, и зритель. У него «весь мир — театр». Истероид ищет успеха у возможно большего для данного момента числа людей, все равно каких. И каких-нибудь людей он может привлечь даже тем, что на более взыскательный вкус не очень-то приемлемо: блеснет нарядом, далеко не блестящим, а только блестким, по поводу и без повода кидает подцепленное у кого-то «обхохочешься», пройдется с соской во рту по любимому городу... Эмоции не в себе, а на весь мир. Пусть подслушивают, как она стонет в оргазме и жарким шепотом клянется в любви, пусть по радио передают... или по Интернету. Но не надо и подслушивать: в оргазме она чаще не шепчет, а так громко-сладко кричит, что этот крик души пробивает на пять этажей вниз и пять этажей вверх. Истероид даже застенчивость проявляет так, чтобы обратить на себя внимание.

Истероид всегда озабочен тем, чтобы о нем думали хорошо, а не плохо, при этом ему не слишком важно, хороший поступок он совершил или не очень, главное, чтобы его отметили. И даже каждый «Герострат» хочет, чтобы в его отрицательном поступке видели нечно замечательное: вот он идет по Тверской и орет смело криминальные песни. Кто-то звонит по телефону, и истероидка кричит домашним так, что на другом конце провода слышно: «Меня нет дома». Читайте: я не нуждаюсь в вас, у меня есть дела поважнее... В этом смысле истероид — полная противоположность психастеноиду, который думает все время о том, какой именно поступок он совершил, плохой или хороший, ну и, может быть, как же все-таки о нем подумают. Истероид не на людях яму обойдет, может не помыть руки после туалета, но при людях яму перепрыгнет и руки помоет мылом «Сейфгард». Сравним: гипертим перепрыгнет яму и водиночестве, а руки не помоет даже и на людях.

Истероид может заниматься и философией или психологией, но при этом, ах, смотрите, я философ, ах, смотрите, я психолог. Истероида можно даже назвать целеустремленным. Его цель — завоевать внимание окружающих. Не все так просто, иногда далеко не сразу ему удается сосредоточить на себе Внимание, порой это стоит немалых усилий: приходится репетировать речь, выучить наизусть стихи, отказывать себе в пище, чтобы купить платье с фирменными ярлыками. То есть истероид в какой-то мере в своей целеустремленности удерживает программу в памяти воли и склонен к не очень большим, но все же существенным усилиям, чтобы эту программу реализовать. Но если говорить о содержании его устремлений, то они меняются, он быстро загорается разными идеями, которые распространяют паранойяльные, но и столь же быстро остывает.

■ Вот истероидка с живостью занимается живописью, накупила красок, холстов, этюдников, а через две недели с головой ушла в религию.

И в этом смысле можно говорить, что истероиды мечутся от программы к программе.

Целеустремленность истероида в плане тотальной демонстративности, как и целеустремленность паранойяльного, тоже многое съедает на своем пути — чаще всего право других людей получить хоть толику внимания. Истероид все время тянет одеяло внимания на себя.

Не будем путать истероидку с истеричкой (напомним: и эпи-лептоид — не эпилептик, и паранойяльный — не параноик). Конечно, истероидный, или истерический (иногда так все-таки говорят), характер — основа для истерических неврозов и психозов. Но важно, что сам по себе он является вариантом нормы — специфическим и, в общем, чрезвычайно интересным. Ведь вся литература, вся сценическая жизнь и даже вся домашняя жизнь, — ну просто все проросло корешками от этого корня «истер-».

Впечатлительность

С этим словом, как можно было уже сделать вывод, истероид связан тоже прочно. Поговорим подробнее. Он обожает получать впечатления. Он гоняется за ними: ездит в Крым дикарем, если не удается попасть в фешенебельные санатории, путешествует по тайге, ходит в гости и приглашает гостей. И как бы некоторая противоположность, но психологически очень связанная с впечатлительностью — он любит сам производить впечатление. Это мы уже знаем как демонстративность, но и здесь, в связке со словом «впечатлительность», об этом напомнить очень уместно, тем более что истероид любит получать впечатление от производимого им впечатления...

Манера одеваться.

 

Вообще эстетика быта, одежды, манер, имиджа играет большую роль в жизни истероида.

Порядок, поддерживаемый истероидом в вещном и людском мире, диктуется модными веяниями, глянцевыми журналами, рекламными проспектами, привычками любимых актеров, писателей, иногда политических лидеров.

Можно сказать и так: истероид любит внешний порядок или даже беспорядок, лишь бы это способствовало концентрации внимания на нем самом.

Порядок в отношениях с людьми истероид скорее любит нарушать: он любит «пошалить», похулиганить, так чтобы все это заметили.

■ Известная оперная певица, эффектно одетая, в ботфортах, в шляпе «с траурными перьями», переходит в самом широком месте Тверскую, перерезая вместе со своим смущенным спутником путь машинам, и подошедшему было милиционеру дает визитную карточку: дескать, будете в Большом, где я пою, заходите, не стесняйтесь.

Но это еще что... Оказавшись с тем же спутником в ресторане «Националя» и не найдя свободного столика, присаживается с ним, еще более смущенным (на это и рассчитано), за уже сервированный стол и начинает есть одно из приготовленных для гостей блюд, а подошедшему метрдотелю, мило улыбнувшись, вручает визитную карточку, декламируя приблизительно те же слова.

Эпатирование

Эпатирование окружающих, стремление вызвать шок чем-то оригинальным и оскорбительным, дать «пощечину общественному вкусу» — одно из ярко выраженных свойств истеро-идного психотипа. Такое поведение истероидов особенно задевает эпилептоидов, в то время как гипертим только весело хихикнет. Эпатировать можно чем угодно: обрить половину головы, а на другой половине выкрасить волосы в сиреневый цвет, обнажиться больше, чем принято, вставить в стихотворение что-либо физиологически неприятное: «Я распустил своей мысли слюни, а потом ее рифмой сплюнул, на бумаге остались пятна, никому ничего не понятно». Истероид получает удовольствие, вызвав неудовольствие других. Но главное — это опять-таки способ обратить на себя внимание, и если нельзя это сделать чем-то очень положительным, то хотя бы чем-то в той или иной мере отрицательным: топлесс в метро или хотя бы на общем пляже.

Речь

Интонации у истероида мелодичные. У него широкий диапазон, чуть ли не от баса до колоратурного сопрано. Он может произвольно замедлять и ускорять темп речи. Нет чеканности эпи-лептоида, есть певучесть. Слова произносятся плавно. Нет прерывистости, а если она и появляется, то намеренно, чтобы люди расчувствовались, чтоб показать, как «я смешался». Речь у истероида складная; не по складам он незнакомый текст читает, а так, как будто заранее все выучил наизусть. Модуляции и темпо-ритм речи истероида могут быть гипертрофированы, но практически всегда адекватны содержанию высказываний, в отличие от неадекватной речи шизоида. Речь истероида более выразительна, чем у эпилептоида, у которого она, впрочем, тоже адекватна смыслу, и более модулирована, чем у гипертима (этот и в речи просто вертляв). Иногда у истероида проявляется вальяжная или ироничная интонация. Его речь достаточно тонко выражает эмоции.

Дикция прекрасная, все буквы выговариваются, все внятно, членораздельно. Ему легче, чем другим психотипам, даются скороговорки. Он может произнести слово «молниею» так, что слышны зигзаги; мол-ни-е-ю. Легко и непринужденно произносит такие наукообразные абракадабры, как ассоциационизм и т. п.

Говорят истероиды с некоторым напором, но по степени убежденности и убедительности они отстают от паранойяльных.

Истероид поясняет смысл сказанного жестами и мимикой: «И дольней лозы прозябанье...» Это из пушкинского «Пророка». И он показывает жестами, какая она тонкая, одинокая и несчастная. Жесты тоже плавные, пластичные, мелодичные, как и все его движения. В принципе он может и старается говорить понятно, умеет донести до слушателя свою мысль. Но иногда, когда хочет показать свою причастность к некой элите, истероид может специально употреблять непонятную большинству терминологию, в чем проявляется своего рода кокетство. «Вы имеете в виду псевдогаллюцинации в составе синдрома Кандинского— Клерамбо или гипнопомпические галлюцинации аш-игрековой природы?» — во как закручено. Это «психологиня» — неэрудированным в психопатологии педагогам.

В противовес таким истероидным садистически-непонятным пассажам шизоид навязывает недоступный стиль речи потому, что сам плохо связан с окружением, закован в латы терминологии, не может из них выбраться, он словно медитирует, цитирует самого себя, разговаривает сам с собой.

Речь истероида похожа на актерскую. Но есть отличия между истероидками менее образованными, «провинциальными», и образованными, как бы «столичными». Можно сказать, «истероидка столичная — речь артистичная, истероидка провинциальная —речь театральная». В любом случае — кокетство.

Истероиды нередко перебивают собеседников, себя же перебить не позволяют, а если кто-то пытается это сделать, они форсируют голос, ускоряют речь.

Речевое оформление мыслей у истероида достаточно четкое, понятное. Он, как и эпилептоид, хорошо структурирует свои устные высказывания если и не по принципу «первое — второе — третье», как у эпилептоида, то все же разные аспекты мысли подче

Телосложение

Форма лица у истероида, как и у эпилептоида, — чаше правильный овал. Кожа в основном чистая, ухоженная. Торс у мужчин напоминает скульптуру Леохара «Аполлон Бельведерский», а фигура у женщины — «Афродиту Книдскую» Праксителя. У истероидок четко выраженная талия, движения верхней и нижней частей туловища отделены талией, а не как у жука — только лапки отдельно двигаются. Шея скорее с тенденцией к «лебединости», а не «головогрудь», как у Собакевича. И ноги длинные, и ногти длинные. Все пропорционально, гармонично и пластично.

Истероидки стараются следить за комплекцией, но стоит ей отметить, что талия уменьшилась на два сантиметра, и она сразу же прекращает диету. («Вот смотрите, талия уменьшилась», — втягивает в себя живот и тянется к пирожному, от которого отказывалась в течение целых трех дней.)

Истероидка-кошка

Истероидные женщины пластичны. Их движения элегантные, плавные, раскованные, ловкие, кокетливые. И они всегда это подчеркивают: «от бедра... выступаем, выступаем, выступаем...» Движется истероидка, как кошка. Обратим внимание: кошка может пройтись по карнизу, развернуться на пятачке, пройтись назад, элегантно спрыгнуть и не разбиться. И голова, и хвост движутся по линии скрипичного ключа, это вам не гиппопотам, который весь похож на басовый ключ. Если эпилептоид разлагает на отдельные действия, которые выполняет слитно, если шизоид не может слитно выполнить даже одно действие, а выполняет неуклюже набор изолированных движений, то истероид легко, плавно, слитно выполняет сложные комбинации действий в одной льющейся деятельности или даже в нескольких сливающихся в полифонической музыке деятельностях. Поэтому истероиды красиво танцуют, движения их в танце разнообразны, выразительны, это своего рода самовыражение в танцах, особенно в современных, тусовочных, где свободы для творчества больше, чем в традиционных бальных. Танцы — его стихия, он им обучается, для него это серьезное дело. Истероид гордится всем этим, демонстрирует.

Жесты у истероида плавные, пластичные, тоже чуть ли не танцевальные, но это в речи, а не в.танце, и тем не менее это как бы танец рук... А как истероидка поправляет очки! Не тычком в переносицу, как это сделает шизоид, эпилептоид и паранойяльный, а изящно-кокетливо и аккуратно взяв за дужки так, чтобы при этом все обратили внимание на ее холеные руки. А если берется чашечка кофе, то демонстрируются холеные пальчики, чтобы все почувствовали, как эта чашечка становится красивее от того, что ее держат такие пальчики. При этом если красотка провинциальная, то мизинчик оттопырен, а если столичная, то мизинчик прижат колечком к другим колечкам-пальчикам... А как курит, как сигарету держит, как при этом нога на ногу, как дым тоже колечками, как пепел стряхивает?! Изящно, плавно-порывисто, выставляя всем на показ длинные тонкие пальцы с длинными красивыми ногтями.

В целом пластика у истероида, как и его речь, артистична или театральна (в завистимости от вкуса).

Любимые животные у истероидки те же, на каких она похожа: кошки, болонки, пуделечки. Она ими занимается, украшает их, дрессирует. Реже — служебные собаки всех пород, но тут уже экзотические: мастиф, далматинец, бультерьер, ротвейлер — словом, те что в почете у «элиты». Истероидка может любить и лошадей («Ах, как я смотрюсь на этой лошадке!»).

Они обожают фотографироваться — с животными и без животных. Но это всегда позирование — в разных видах, с разными людьми, на разном фоне, в разных нарядах.

Одежда

Одежда у истероидов всегда модная, авангардистская, чаще агрессивная, кричащая. Они ее часто меняют. Одна истероидка заявила: «У меня должно быть столько платьев, чтобы первое, в котором меня когда-то увидели, сейчас воспринималось как новое». Да, униформа истероиду «противопоказана». Если истероидная женщина увидела на ком-то такое же платье, как у нее, то свое она уже ни за что не наденет, забросит его в самый дальний угол гардероба, даже продавать стыдится. Это не эпилепто-идка с ее свитером, джинсами и единственным брючным костюмом.

Истероидки любят смену моды, им надоедает однообразие.

■ Этой чертой удачно пользуются законодатели мод. Ведь дизайн, например, компьютеров, телевизоров, видеомагнитофонов, даже мебели меняется постепенно. А мода на одежду меняется быстро и круто, в противоположную сторону, потом снова в противоположную. То макси, то мини, то опять макси, но с макси-разрезом, то мини, но с длинными аксессуарами...

Радикальное изменение моды нужно для того, чтобы выкачивать деньги из мужей и любовников, играя на истероидных мотивациях женщин. Это помогает Пьеру Кардену, при его художественной гениальности, делать коммерцию. Истероидки душу вытрясут из своих мужей и любовников, если не вытрясут из них деньги. Они платят огромные суммы именно за измененную моду. Получается, что психотип — это и экономическое понятие. Даже у мужчин-истероидов даже аксессуары соответствуют моде (галстуки, запонки и т. п.).

Истероид, впрочем, может исповедовать и проповедовать простой образ жизни. В шестидесятые годы было распространено движение хиппи. Дети богачей хипповали, одевались в простую дерюжку, продранную на коленях. Это было поветрие, выкрутасы. (Потом даже стали изготовлять новые джинсы, но уже специально «продранные» на коленях.) Все это означало: я тоже одеваюсь не по средствам; и обратите на нас внимание — мы против цивилизации и против этого гнусного мира. Я богат, но отказываюсь от богатой одежды и пиши.

Но если истероидка бедновата, то она старается одеться подороже. Хочется даже подытожить: богата она или бедна, истероидка любит одеваться не по средствам. Не удержимся от такой ремарки: хиппующие истероиды отказываются от богатства на время, а не на все время, они сохраняют свои права на имущество, которыми демонстративно пренебрегают в данный момент, и возможность вернуть себе положение в обществе.

Истероидка выглядит смешно, когда она, стареющая, пыжится выглядеть чересчур молодо, одевается и красится не по возрасту. Мы уже говорили о картине Бернардо Строцци «Старая кокетка». Это выглядит жалко — этакая экс-секс-бомба. В принципе, конечно, мужчину седина красит, а женщина седину красит. Но и здесь ей не должно изменять чувство вкуса. А если уж седой мужик красится в черный, а то и в блондинистый цвет, то это уже и вовсе нелепо (и мужчине-истероиду изменяет вкус). Но в целом имидж истероида среднего и даже старческого возраста, как правило, отличается импозантностью.

Мода

То, что истероид — авангардист в моде, можно вынести за скобки, ибо это проявляется в одежде, прическе, аксессуарах, квартире, танцах, местах отдыха.

Мода для него — это не просто способ подачи себя, а образ жизни.

Истероид — светский человек. Он целует дамам руки, высмеивает тех, кто этого не делает (эпилептоид может высмеять тех, кто это делает). Иногда старается быть похожим на кого-нибудь из великих людей: на Хемингуэя — свитер, трубка, борода, — но не на Маркса. Они лепят свой имидж с романтических и романических героев, а не с политиков. А провинциальные истероидки хотят быть похожими на столичных фотомоделей, манекенщиц, эстрадных певиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...