Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛГ для больных с тяжелой формой атаксии.

ЛГ при тяжелых нарушениях двигательных функций

(спастические парезы).

Раздел занятия время содержание Методические указания
Вводный 5-7 Общие и специальные дыхательные упражнения. Психологическая установка для больного: обсуждение с ним плана занятия.
Основной (период может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от переносимости занятия больным и динамики восстановительного процесса). 30-35 Пассивные движения во всех суставах паретичной конечности, начиная с мелких. Идеомоторные упражнения, начиная с посылки импульсов в более сохранные, а затем – в паретичные мышцы. Рефлекторные упражнения, в основном шейно- тонические (повороты головы и шеи, сгибания, разгибания, наклоны). Попытка полуактивных движений с минимальными напряжениями и амплитудами, дозированное расслабление. Ортостатическая гимнастика (при наличии поворотного стола). Обучение поворотам в постели с использованием здоровых конечностей. Обучение переходу в положение сидя (с пассивной, затем активной поддержкой). Добиваясь полного объема движений, не вызывать повышения спастичности.   Чередуют с дыхательными упражнениями.   Предварительный показ на конечности.   Постепенное увеличение наклона стола. Не задерживать дыхание.   Для пассивной поддержки используют подушки, манеж, спинку и сиденье стула.
Заключительный 3-4 Повторение пассивных движений в мелких суставах кисти и стопы. Лечение положением. Подведение итогов занятия – подчеркнуть достижения.

Перед началом занятия – легкий массаж наиболее пострадавших сегментов конечности.Общее время занятия – 38-46 минут.

 

ЛГ при средней тяжести нарушения двигательных функций (спастические парезы).

Раздел. Время. Содержание. Методические указания.
Вводный. 4-5 Общие дыхательные упражнения. Общеукрепляющие гимнастические упражнения разминочного характера (повороты, наклоны корпуса, вращения в крупных суставах здоровых конечностей). Обсуждение с больным плана занятия.
Основной. 35-45 Упражнения для снижения спастичности в паретичных конечностях (пассивные и полупассивные движения, напряжения мышц – антагонистов, дозированное расслабление и напряжение мышц, минимальные напряжения, растягивание). Упражнения для увеличения силы паретичных мышц (движения в облегченных или затрудненных условиях, адекватно имеющейся силе, многократное их повторение, использование различных и.п.). Противосодружественные упражнения. Тренировка прикладных двигательных навыков – вставание и стояние с различной степенью поддержки и разными приспособлениями (брусья, манеж, костыли, козелки, трости); обучение ходьбе с теми же приспособлениями (по мере убывания), туалет,одевание, манипуляции с бытовыми приборами, передвижение по лестнице, пользование лифтом и др. Упражнения вначале проводят в крупных, затем в мелких суставах. Чередовать с упражнениями для снижения спастичности.     Все упражнения сознательно подразделяют на сугубо восстановительные и компенсаторные.
Заключительный. 2-3 Закрепление наиболее сложных движений, упражнения на координацию и равновесие. Обсуждение достижений и недостатков.

Время занятия 41-53 минуты.

 

 

ЛГ при легких нарушениях двигательных функций

(спастические парезы).

Раздел. Время. Содержание. Методические указания.
Вводный. 4-5 Общеукрепляющие упражнения для корпуса и рук, использование гимнастической палки и других спортивных снарядов. изометрические и изотонические напряжения мышц головы и шеи. Амплитуда движений нарастает постепенно, активизация выдоха, но не вдоха.
Основной. 40-45 Противоспастические упражнения – активное дозированное и дифференцированное расслабление спастичных и напряжение паретичных мышц, усиление мышц – антагонистов. Увеличение силы паретичных мышц в различных затрудненных условиях, тренировка их в различных скоростных режимах. Сочетание упражнений противоспастических и на увеличение силы паретичных мышц с противосодружественными упражнениями. Включение игровых и спортивных элементов (ведение мяча, броски мяча в цель, имитация гребли и лыжного хода с использованием эластичных тяг, фигурная ходьба, ходьба по «бегущей» дорожке, элементы соревнования на точность и скорость выполнения). Тренировка прикладных и частично профессиональных навыков, которые наиболее дефектны.   Обучение расслаблению предварительно «разогретых» или «холодных» мышц.   Занятия перед зеркалом.   Контроль за состоянием больного(пульс, дыхание, АД).     Выбор восстановительных или компенсаторных приемов.
Заключительный. 3-4 Повторение противоспастических упражнений.  

Время занятия 47-54 минуты.

При последствиях черепно- мозговой травмы, приведшей к три – и тетрапарезам схема ЛГ - та же.

 

Схема ЛФК при атаксии №6.

Атаксия – нарушение координации движений. (Движения неловкие, нарушается равновесие при ходьбе, движениях и стоянии. «Штампующая походка», движения больные компенсируют с помощью зрения, а при закрытых глазах стояние и ходьба невозможны.

Виды – мозжечковая,вестибулярная, корковая.

Ведущая роль – ЛГ. Лечение положением и массаж – на 2 месте. В ЛГ – много противоатактических упражнений: упражнения для повышения точности и меткости движения, на координацию действий между 2 и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировка функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

1. Повышение точности ( качество выполнения движения ) и меткости (качество финального усилия) достигается медленными, а затем быстрыми движениями с внезапными (по команде) остановками и сменой направления, тренировкой движений прицеливания – перед точным уколом иглой, циркулем, перед разрезом ножницами, ножом, перед началом письма, перед ударом по мячу, биллиардному шару, тренировка в попадании указательным пальцем в неподвижную, а затем движущуюся цель, выполнение всех этих упражнений в отягощенных, «смущающих» условиях (в разных и.п., с увеличением массы, в темноте и т.д.)

2. Баллистические упражнения – метания, толчки, броски разных предметов, а также имитация этих движений. Меняя массу и форму предмета (мяч, камень, палка, копье и др.), дальность броска, размер цели, и.п. (лежа, сидя, стоя, на ходу), можно варьировать эти упражнения. Упражнения тренируют точность и меткость движения в предвидении изменяющегося полета предмета. Смена и.п. восстанавливает правильные реципрокные отношения между мышцами – антагонистами (координируя их взаимоотношения), а также увеличивает обьем движений в суставах и силу мышц.

3. Упражнения с увеличением массы работающего сегмента – усиливают информацию, идущую от мышц, связок и суставов в ЦНС, изменив тем самым и ответ – команду на периферию. Это ведет к включению в работу иного числа мотонейронов и выполнению другого движения.

Карандаш или ручка, утяжеленные в несколько раз и привязанные к предплечью, свинцовые полукруглые пластины, прикрепленные к голени и бедру, - все это простейшие приспособления для утяжеления, которые:

· Посылают центр усиленные афферентные сигналы

· Требуют других условий для своего выполнения

· Чисто механически препятствуют излишней амплитуде движения – зашкаливанию в крайних точках траектории движения, что особенно ценно при всех видах тремора, атетозах и других гиперкинезах.

Способ утяжеления для всего корпуса для улучшения статики и ходьбы – обычная наплечная сумка – рюкзак, наполненная грузом. Это смещает центр тяжести, изменяет оси расположения плечевых и тазобедренных суставов, усиливает вертикальное давление на суставы и конечности.

4.Упражнения для повышения координации движений между 2 и более суставами или мышечными группами в тех случаях, когда выявляется несогласованность между движениями суставов по:

· Времени начала и остановки движения

· Величине усилия, развиваемого в разных мышечных группах

· Амплитуде движения

· Направлению движения

· Определенной последовательности действия в разных звеньях двигательной цепи.

Упражнения этой группы могут быть направлены раздельно на перечисленные компоненты и тренировку сочетанных качеств координированного движения (на амплитуду и силовое напряжение, на временные факторы и направление движения).

Упражнения с выключением (фиксацией) одного или 2 суставов из двигательного акта.

Пример: если надо согласовать движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах (особенно при нарушении глубокой чувствительности в локтевом суставе), надо «запереть» локтевой сустав короткой лонгетой и провести действие без его участия. В действии «взять предмет с пола и положить на полку выше уровня головы» захват – суставами кисти, а перенос предмета – движениями плечевого сустава.

Пример 2: взять вытянутой рукой ключ, вставить в скважину и открыть – закрыть замок. Это действие может быть выполнено благодаря движению только в плечевом и лучезапястном суставах. Далее – можно уменьшить жесткость фиксации локтевого сустава – наложением восьмиобразной повязки), чтобы он постепенно и с большей долей участия включался в выполнение перечисленных действий.

Аналогичное упражнение – и для нижних конечностей. Выключение коленного сустава из акта ходьбы вначале изменяет правильный рисунок ходьбы (которого у больного не было), однако ведет к большей согласованности движений в тазобедренном и голеностопном суставах, а последующее постепенное снятие жесткой фиксации возвращает акту ходьбы нормальный или оптимальный рисунок.

Уменьшение тремора.

При системном треморе (паркинсоноподобный) используют направленное обучение такому же тремору, в том же ритме и в той же амплитуде, в которых происходит патологический, непроизвольный тремор (неосознанный, не контролируемый тремор переводится в управляемый, осознанный). Это ведет к уменьшению амплитуды тремора, больной может по своему желанию останавливать дрожание и длительно воздержаться от него или уменьшить его интенсивность.

Утяжеления различными грузами сегмента конечности или предмета, с которым больной манипулирует.

Упражнения с коротким («мгновенным») способом воздействия (удар, рывок, скачок, щелчок). Наливание воды в стакан, переворачивание страниц, застегивание замка-молнии будут гораздо эффективнее при рывковом, быстром исполнении.

6.Тренировка функции равновесия и обучение ходьбе (чаще всего при статической атаксии, т.е. - астазии, абазии и при нарушениях вестибулярной функции – головокружениях.

Тренировка равновесия:

· Увеличение площади опоры – ноги врозь или шире плеч

· Уменьшение площади опоры – ступни плотно вместе

· Дополнительная опора – брусья, козелки, трости

· Глазодвигательная гимнастика – особенно при головокружении

· Упражнения «сбивающего» характера (дополнительный груз, толчки или «притягивания» со стороны инструктора

· Упражнения с дефицитом афферентной информации – стояние, ходьба с закрытыми глазами или в темных очках, в наушниках, в воде, в обуви со сверх толстой подошвой

· Упражнения с измененным рисунком нормального движения (адекватное затруднение) – стояние и ходьба на неровной плоскости, передвижение спиной или боком вперед. Ходьба по трафарету – следы, линии, ориентиры, стояние и ходьба на «высоких» платформах («котурны»)

· Сочетание всех перечисленных выше упражнений с глазодвигательной гимнастикой.

Глазодвигательная гимнастика.

1. Фиксация глазами неподвижной точки с медленными поворотами и наклонами головы (не прекращая фиксации этой точки) выполняется во всех трех и.п. – лежа, сидя, стоя, а также при ходьбе.

2. Движения глазами в различных, оговоренных заранее направлениях при неподвижной голове. Направления подбирают в зависимости от и.п. и неврологической симптоматики. Эти упражнения проводят кратковременно, но часто повторяя в течение дня самостоятельно.

 

Противоатактические упражнения (для усиления и тренировки суставно-мышечного чувства).

1. увеличение массы различных сегментов конечностей и предметов манипуляции.

2. тренировка движений их и.п., когда предварительно натянута суставная капсула или мышца, для чего конечность отводится в самую крайнюю точку амплитуды движения.

3. тренировка в угадывании формы и назначения предмета без зрительного контроля (вслепую).

4. дополнительное прижатие суставных поверхностей друг к другу по оси костей с помощью собственной массы тела или при участии инструктора.

5. увеличение тактильной чувствительности с косвенным воздействием на подкожные ткани: тугой эластичный чулок и наколенник, напульсники, налокотники плотно обтягивают конечность, прижимая кожу к подкожной клетчатке и мышцам, и дают дополнительные ощущения от сокращения мышц или движения в суставах.

Атактические нарушения – делятся на статические (вестибулярная атаксия), динамические (мозжечковая др.) и смешанные. По тяжести поражения – легчайшие, легкие, средней тяжести, тяжелые и очень тяжелые (они состоят из сочетания туловищной (статической) атаксии и атаксии конечностей).

 

ЛГ для больных с тяжелой формой атаксии.

 

раздел время содержание Методические указания
вводный 5-6 Общеукрепляющие упражнения в положении лежа (движения махового характера в крупных суставах, «полумостики», повороты на бок и на живот). Шейно тонические упражнения – повороты и наклоны головы с одновременным сгибанием в плечевом и локтевом суставах одной руки и разгибанием в другой – «лезгинка». Темп – медленный, избегая головокружения.
основной 30-40 Глазодвигательная гимнастика.   Упражнения на меткость и точность движений в отдельных конечностях – плавные движения по определенным маршрутам с остановками по команде, быстрые движения с попаданием пальцами руки или ноги в цель. Движения конечности с выключением одного или двух суставов с помощью лангеты.   Обучение сидению с различной степенью поддержки с предварительной фиксацией шейного отдела полужестким воротником. Стояние в брусьях с увеличением массы корпуса (рюкзак сзади и спереди), шаговые движения на месте. Шейно – тонические упражнения и глазодвигательная гимнастика – стоя с различной степенью поддержки. Упражнения для усиления естественных синергий и синкинезий (сочетанные усиленные движения). Обучение простейшим бытовым двигательным навыкам (туалет, одевание, прием пищи, пользование бытовыми приборами). В первые дни – и.п. – лежа.   Попеременно правой и левой конечностями.   Сочетать с глазодвигательной гимнастикой.   Не допускать головокружения и тошноты.   Все движения выполняют с искусственным отягощением.
заключительный 3-4 Повторение начальных общеукрепляющих упражнений. Повторение наиболее удачно выполненных упражнений на точность и меткость.    

 

Время занятия 38-50 мин.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...