Основные потребительские свойства кисломолочных товаров как критерий конкурентоспособности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основными потребительскими свойствами кисломолочных продуктов являются их химические показатели, такие как: калорийность, кислотность, содержание жира, минеральных веществ, витаминов. Немаловажными для потребителей являются технические параметры, такие как дизайн и объем упаковки, цена, известность торговой марки, соответствие продукции требованиям стандартов. Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но и напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего предоставляется ему бесполезным. Так, потребители молока, упакованного в пленку, считают лишним и не выгодным для них расфасовывание молока в полипропиленовую бутылку. Это резко увеличило цену продукта. Калорийность большинства молочнокислых продуктов выше, чем молока, за счет концентрации при производстве белков, жира, введения различных добавок - белковых, жировых, углеводных. Кисломолочные продукты давно признаны диетическими, благодаря высокой усваиваемости, стимулированию секреторной деятельности желудка, поджелудочной железы, кишечника. В желудке они створаживаются, образуя рыхлый сгусток или хлопья, легко доступные действию пищеварительных ферментов. Они также обладают лечебными свойствами, обусловленными созданием в кишечнике кислой среды, которая препятствует развитию патогенной и гнилостной микрофлоры, предпочитающих щелочную реакцию. В таблице 1 приведен химический состав и калорийность сметаны, творога и кефира. кисломолочный продукт магазин конкурентоспособность Таблица 1 - Химический состав молочнокислых продуктов
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод о том, что сметана находится на первом месте по содержанию жира и витамина А и калорийности, но по содержанию минеральных веществ сметана занимает последнее место, наибольшее количество минеральных веществ находится в твороге, также творог богат витаминами и белками, самая низкая калорийность и наименьшее содержание жира и белка находится в кефире. В таблице 2 представлены физико-химические показатели простокваши. Таблица 2 - Физико-химические показатели простокваши
При анализе данной таблицы можно выявить, что наибольшее содержание жира имеет простокваша украинская, но по кислотности она уступает простокваше южной и йогурту. В таблице 3 представлены физико-химические показатели творога. Таблица - 3 Физико-химические показатели творога
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод о том, что наибольше содержание жира в твороге жирном, не содержит жира обезжиренный творог, по содержанию влаги обезжиренный творог занимает первое место, также творог обезжиренный I сорта занимает первое место по кислотности. Наименьшая кислотность у творога полужирного высшего сорта.
При производстве кисломолочных напитков применяются два способа: термостатный и резервуарный. При термостатном способе производства кисломолочных напитков сквашивание молока и созревание напитков производится в бутылках в термостатных и хладостатных камерах. При размещении кисломолочных товаров на хранение следует предусматривать возможность быстрого нахождения товара, удобного отбора для подачи в торговый зал учитывать длительность его хранения. Контроль готовой продукции проводят по методам, принятым для кисломолочных напитков с плодово-ягодными наполнителями. При производстве кисломолочных напитков с наполнителями нужно быть особенно внимательными во избежание выработки продукции негарантированного качества. Кисломолочные продукты обладают первичным ароматом, который обусловлен веществами, содержащимися в молоке. В период созревания накапливаются вещества, типичные для данного вида брожения, они сообщают кисломолочным продуктам специфический вкусовой букет. Помимо физико-химических показателей немаловажным критерием конкурентоспособности является также и упаковка товара. В первую очередь она обеспечивает безопасность продукта от воздействия внешних факторов и его сохранность на протяжении некоторого времени после вскрытия. Во-вторых, художественное исполнение и дизайн упаковки сильно влияет на выбор приобретаемой продукции, что в свою очередь определяется психофизическими показателями. В настоящее время существует множество видов упаковки, но свое предпочтение покупатели отдают бутылкам ПЭТ, обрам, тетра-пак. Так как такие виды упаковок удобны в использовании и хорошо сохраняют продукт. Наименьшая доля реализации приходится на продукты в упаковке PP/TR, которая представляет собой бумажный пакет "домик". Также определяющим фактором при покупке кисломолочной продукции является имидж фирмы-производителя. Предпочтение потребителей обычно отдается хорошо известной на рынке фирме, которая четко выполняет взятые на себя обязательства, обеспечивает оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены товара.
3. Оценка конкурентоспособности кисломолочных товаров на примере магазина "Анна" ИП Бычковой В.В. 3.1 Организационно-экономическая характеристика магазина "Анна" города Саранск
Объектом исследования является магазин "Анна" ИП Бычковой В.В., находящийся по адресу республика Мордовия, город Саранск, ул. Энгельса, 26. В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе Бычкова В.В. (№ 304132633000084) с присвоением ей идентификационного номера налогоплательщика (ИНН: 132600065990). ИП Бычкова осуществляет свою предпринимательскую деятельность в сфере осуществления розничной реализации продовольственных товаров. Основной целью деятельности ИП Бычкова является получение прибыли путём наиболее полного и качественного удовлетворения потребителей в продовольственных товарах. ИП Бычкова заинтересована в том, чтобы реализуемая продукция была безопасна для покупателя и обладала заявленным качеством. Для обеспечения качества и безопасности продукции проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы и сертификация продукции. Для характеристики предприятия рассмотрим такие экономические показатели, как товарооборот, рентабельность, прибыль. Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Максимизация прибыли - основная цель торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Немаловажным показателем экономической деятельности магазина является анализ прибыли и рентабельности. Рентабельность - показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятий за определенный период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п. Основные экономические показатели магазина "Анна" ИП Бычковой г. Саранска рассмотрим в таблице 1. Таблица 4 - Основные экономические показатели деятельности магазина "Анна", г. Саранск за 2007-2009 гг.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что предприятие в целом работает рентабельно, и как результат, имеет ежегодную прибыль. Товарооборот кисломолочной продукции по отношению к общему товарообороту предприятия составляет в 2007 году - 14,8%, в 2008 году - 15,5%, в 2009 году - 16,4%, здесь мы так же наблюдаем положительную динамику.
3.2 Анализ ассортимента кисломолочных товаров на примере магазина "Анна" города Саранск
Ассортимент кисломолочных продуктов, реализуемых в магазине "Анна" г. Саранск проанализируем по следующим классификационным признакам: По содержанию жира; По торговой марке; По виду упаковки; В таблице 6 проанализируем структуру ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна"г. Саранск. Таблица 6 - Анализ структуры ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна", г. Саранск за 2007-2009 гг.
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод о том, что структура ассортимента кисломолочных продуктов представлена кисломолочными напитками, сметаной, творогом и творожными изделиями.
Наибольший удельный вес от всей реализации кисломолочных продуктов в магазине "Анна" г. Саранск составляют кисломолочные напитки, что в свою очередь является показателем востребованности данного продукта у потребителей. В 2007 году реализовано на 699,8 тыс. руб., что составило 63,6% от общей реализации кисломолочных продуктов, по сравнению с 2009 годом это на 151,4 тыс. руб. меньше; в 2008 году данная сумма составила 786,4 тыс. руб., это 63,9% от общего оборота, что по сравнению с 2007 годом больше на 86,6 тыс. руб.; в 2009 году реализация кисломолочных напитков составила 851,2 тыс. руб. или 64,5% Отклонение в 2009 году по отношению к 2007 году составило 151,4 тыс. руб.; в 2009 году по отношению к 2008 году - 64,8 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 121,6%; по отношению к 2008 году - 108,2%. На втором месте по реализации кисломолочных продуктов находится творог и творожные изделия. Так, в 2009 году по отношению к 2007 году реализация творога и творожных изделий увеличилась на 41,5 тыс. руб. и составила 309,7 тыс. руб. или 23,5%, а по отношению к 2008 году в 2009 году было реализовано творога и творожных изделий на 15,0 тыс. руб. больше, что составило в 2008 году 294,7 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 115,6%; по отношению к 2008 году - 105,0%. Меньше всего из кисломолочных продуктов в магазине "Анна", г. Саранск реализовано сметаны. В 2007 году удельный вес реализации составил всего 12,1% от общего оборота или 133, 3 тыс. руб.; по сравнению с 2007 годом в 2008 году данная сумма увеличилась на 15,6 тыс. руб. и составила 148,9 тыс. руб. или 12,1%; в 2009 году реализация сметаны увеличилась по отношению к 2008 году на 10,2 тыс. руб. и составила 159,1 тыс. руб. или 12,0%. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 119,4%; в 2009 году по отношению к 2008 году - 106,9%. Анализ структуры ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна" г. Саранск рассмотрим в таблице 7. Таблица 7 - Анализ структуры ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна", г. Саранск за 2007-2009 гг.
По данным, приведенным в таблице 7, можно сделать вывод, что из кисломолочных напитков наибольший удельный вес при реализации занимает кефир, сумма реализации которого в 2007 году составила 339,2 тыс. руб., это 30,8% от реализации кисломолочных продуктов, что по сравнению с 2008 годом меньше на 29,6 тыс. руб.; в 2008 году кефира было реализовано на 368,8 тыс. руб., что составило 30,0% от общей реализации кисломолочных продуктов; по сравнению с 2007 и 2008 годом в 2009 году реализация кефира увеличилась и составила 388,5 тыс. руб. или 29,4% Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 114,5%; по отношению к 2008 году - 105,3%. На втором месте по реализации кисломолочных напитков находится йогурт, сумма реализации которого в 2007 году составила 287,1 тыс. руб., это 26,1% от реализации кисломолочных продуктов, что на 48,9 тыс. руб. меньше чем в 2008 году и на 90,3 тыс. руб. меньше чем в 2009 году; в 2008 году йогурта было реализовано на 336,0 тыс. руб., что составило 27,3% от общей реализации кисломолочных продуктов, что на 41,4 тыс. руб. меньше чем в 2009 году; в 2009 году по сравнению с 2008 годом, сумма реализации йогурта увеличилась на 41,4 тыс. руб. и составила 377,4 тыс. руб. или 28,6%. Наименьший удельный вес из всего ассортимента кисломолочных продуктов приходится на ряженку, в 2007 году он составил 6,7% от общего количества реализованных кисломолочных продуктов; по сравнению с 2007 годом в 2008 году реализация ряженки увеличилась на 8,6 тыс. руб. и составила 81,8 тыс. руб. или 6,7%; в 2009 году сумма реализации увеличилась на 3,6 тыс. руб. и составила 85,4 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 116,7%; в 2008 году по отношению к 2008 году - 104,4%. Наименьший удельный вес по реализации приходится так же и на сметану. Так в 2007 году сметаны было реализовано на 133,3 тыс. руб., или 12,1% от общей суммы реализации кисломолочных продуктов, что на 15,6 тыс. руб. меньше чем в 2008 году и на 25,8 тыс. руб. меньше чем в 2009 году; в 2008 году сумма реализации составила 148,9 тыс. руб. или 12,1%; в 2009 году по отношению к 2007 году темп роста составил 119,4%, а по отношению к 2008 году - 104,4%, что составило 159,1 тыс. руб. Сумма реализации творога и творожных изделий практически ровна сумме реализации йогурта и составила в 2007 году 267,9 тыс. руб. или 24,3%, что на 26,8 тыс. руб. меньше чем в 2008 году и на 41,8 тыс. руб. чем в 2008 году; в 2008 году реализация творога и творожных изделий составила 294,7 тыс. руб. или 24,0%; в 2009 году произошло увеличение суммы реализации по отношению к 2007 году на 41,8 тыс. руб., по отношению к 2008 году на 15,0 тыс. руб., что составило 309,7 тыс. руб. или 23,5%. Анализ ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна" г. Саранск представлен в таблице 8. Таблица 8 - Анализ ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна" г. Саранск за 2007-2009 гг.
Исходя из данных таблицы 8 можно сделать вывод, что из кисломолочных напитков наибольший удельный вес при реализации занимает кефир жирностью 2,5%, сумма реализации которого в 2007 году составила 178,6 тыс. руб., это 25,6% от реализации кисломолочных напитков, что по сравнению с 2008 годом меньше на 12,6 тыс. руб.; в 2008 году кефира было реализовано на 165,2 тыс. руб., что составило 24,7% от общей реализации кисломолочных продуктов; по сравнению с 2007 и 2008 годом в 2009 году реализация кефира увеличилась и составила 204,1 тыс. руб. или 24,0% Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 114,3%; по отношению к 2008 году - 104,6%. По реализации йогурта наибольшая сумма приходится на йогурт жирностью 1,2%. В 2007 году йогурта 1,2% реализовано на 137,2 тыс. руб., что составило 19,6% от общей реализации кисломолочных напитков, по сравнению с 2009 годом это на 35,6 тыс. руб. меньше; в 2008 году данная сумма составила 155,0 тыс. руб., это 19,7% от общего оборота кисломолочных напитков, что по сравнению с 2006 годом больше на 17,8 тыс. руб.; в 2009 году реализация йогурта 1,2% составила 172,8 тыс. руб. или 20,3%. Отклонение в 2009 году по отношению к 2007 году составило 35,6 тыс. руб.; по отношению к 2008 году - 17,8 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 126,0%; по отношению к 2008 году - 111,5%. По реализации ряженки наибольшая сумма приходится на ряженку жирностью 2,5%. В 2007 году ряженки 2,5% реализовано на 38,6 тыс. руб., что составило 5,5% от общей реализации кисломолочных напитков, по сравнению с 2009 годом это на 6,4 тыс. руб. меньше; в 2008 году данная сумма составила 43,7 тыс. руб., это 5,6% от общего оборота кисломолочных напитков, что по сравнению с 2007 годом больше на 1,1 тыс. руб.; в 2009 году реализация ряженки 2,5% составила 45,0 тыс. руб. или 5,3%. Отклонение в 2009 году по отношению к 2007 году составило 6,4 тыс. руб.; по отношению к 2008 году - 1,3 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 116,6%; по отношению к 2008 году - 103,0%. По реализации творога наибольшая сумма приходится на творог жирностью 9%. В 2007 году творога 9% реализовано на 86,1 тыс. руб., что составило 32,2% от общей реализации творога и творожных изделий, по сравнению с 2009 годом это на 11,6 тыс. руб. меньше; в 2008 году данная сумма составила 92,4 тыс. руб., это 31,4% от общего оборота творога и творожных изделий, что по сравнению с 2007 годом больше на 6,3 тыс. руб.; в 2009 году реализация творога 9% составила 97,7 тыс. руб. или 31,6%. Отклонение в 2009 году по отношению к 2007 году составило 11,6 тыс. руб.; по отношению к 2008 году - 5,3 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 113,5%; по отношению к 2008 году - 105,7%. По содержанию жира можно выделить продукты: нежирные, низкожирные ( до 2% жира), жирные ( более 2, 3,5%) и повышенной жирности (от 4%). Анализ структуры ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна", г. Саранск, классифицируемых по массовой доле жира представлена в таблице 9. Таблица 9 - Анализ структуры ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна", г. Саранск за 2007-2009 гг., классифицируемых по массовой доле жира
Анализируя данную таблицу 9 можно сделать вывод, что наибольшим спросом у потребителей пользуются жирные продукты, содержание жира в которых от 2 до 3,5 % и продукты повышенной жирности, содержание жира в которых более 4%. Реализация жирных продуктов в 2007 году составила 427,8 тыс. руб. или 38,9% от общей реализации кисломолочных продуктов, что на 45,6 тыс. руб. меньше чем в 2008 году и на 72,9 тыс. руб. меньше чем в 2009 году; в 2008 году по отношению к 2007 году жирных кисломолочных продуктов было реализовано больше на 45,6 тыс. руб. и на 27,3 тыс. руб меньше чем в 2009 году, что составило 473,4 тыс. руб. или 38,5%; в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годом сумма реализации увеличилась и составила 500,7 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 117,0%; по отношению к 2008 году - 105,8%. Второе место по реализации занимают продукты повышенной жирности, которых в 2007 году было реализовано на 422,0 тыс. руб. или 38,6%; в 2008 году - на 477,9 тыс. руб., что составило 477,9 тыс. руб. или 38,8%; в 2009 году сумма реализации продуктов повышенной жирности составила 517,5 тыс. руб. или 39,2%. Отклонение в 2009 году по отношению к 2007 году составило 93,5 тыс. руб.; в 2009 году по отношению к 2008 - 39,6 тыс. руб. Темп роста в 2009 году по отношению к 2007 году составил 122,1%; по отношению к 2008 году - 108,3%. Наименьшим спросом у населения пользуются нежирные и низкожирные кисломолочные продукты, содержание жира в которых до 2%. Сумма реализации нежирных и низкожирных продуктов в 2007 году составила 248,9 тыс. руб., это 22,6% от общей реализации кисломолочных продуктов; в 2008 году по сравнению с 2007 годом, сумма реализации увеличилась на 30,1 тыс. руб. и составила 279,0 тыс. руб. или 22,7%; в 2009 году данная сумма увеличилась на 28,0 тыс. руб. по отношению к 2008 году и составила 307,0 тыс. руб. или 23,3%. Анализ ассортимент кисломолочных продуктов, классифицируемых по массовой доле жира на примере магазина "Анна", г. Саранск рассмотрен в таблице 10. Таблица 10 - Анализ ассортимента кисломолочных продуктов на примере магазина "Анна", г. Саранск за 2007-2009 гг., классифицируемых по массовой доле жира
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|