Общая характеристика структуры мусульманского права
В мусульманском праве выделяются две группы норм: 1. Юридические предписания Корана и Сунны, имеющие божественное происхождение. \317\ 2. Нормы, сформулированные мусульманско-право вой доктриной на основе других («рациональных») источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов — муджтахидов, или факихов, и умозаключения по аналогии (кийас). По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и Сунны делятся на две категории: 1) абсолютно точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей; 2) отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы -мутжтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Для характеристики структуры мусульманского права важное значение имеет анализ его норм. Мусульманская юриспруденция определяет норму мусульманского права как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих: прямо— путем откровения, косвенно— в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха. Считается, что любая норма должна формально основываться на одном из «источников», признаваемых различными школами мусульманского права. По содержанию все нормы мусульманского права-его доктрина подразделяет на две основные группы. 1. Предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Единственным основанием отнесения деяний людей к той или иной категории выступает религиозный критерий — отношение к ним шариата, выражающего в конечном счете волю Аллаха.
2. Нормы, формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний. Примером могут служить предписания, в соответствии с которыми: за умышленное убийство полагается смертная казнь, но договор, заключенный умалишенным, признается ничтожным. В мусульманском праве большая часть норм являются императивными, что объясняется «коллективистским» характером права и его ориентацией на первоочередное удовлетворение «общих» интересов мусульман (включая запрет ростовщичества и рисковых договоров). Представляется, что данная особенность мусульманского права отражает его общую направленность на закрепление прежде всего обязанностей, возлагаемых на мусульман, а не их прав. \318\ Мусульманское право не признает безоговорочно правило, в соответствии с которым незнание нормы не освобождает от ответственности за ее нарушение. Напротив, действие норм мусульманского права в принципе предполагает, что мусульмане знают их и в противном случае могут быть освобождены от ответственности за их несоблюдение. Личное и семейное право, которые содержат нормы ритуального и религиозного поведения, всегда считались наиболее важными в шариате. Основными институтами данной отрасли являются: брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособности. К частно-правовым отраслям относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполнения обязательств.
Деликтное (уголовное) право отличается известной схематичностью и меньшей детализацией по сравнению с двумя указанными выше отраслями. Публично-правовая отрасль «властных норм» охватывала ряд институтов и норм, регулирующих государственно- и административно-иравовые отношения в современном понимании. Близко к ней примыкает отрасль сийар, нормы которой касались отношений халифата с иными государствами, вопросов войны и мира, отношений мусульманской общины с представителями друтих религий, правового положения различных категорий населения в зависимости от их отношения к исламу. 4. Мусульманское право (МИ) б современных правовых системах Взяв за основу масштаб применения норм мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно эти государства классифицировать следующим образом: 1. Саудовская Аравия и Иран. МП продолжает применяться максимально широко. Оно оказывает влияние на конституции и формы правления. Конституция Ирана закрепляет обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов. Здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях основных принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалитской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране. В сфере личного статуса мусульманское право продолжает применяться в своей традиционной форме. Это же относится к принципам судоустройства, а также правилам судебного процесса. В Иране после свержения шахского режима была введена система строгих наказаний за малейшее нарушение не только юридических, но и моральных норм, относящихся к одежде и формам проведения досуга мусульман. В 1981 году вступил в силу закон, предусматривающий строгую систему уголовных наказаний. Действующие в стране мусульманские суды строго придерживаются мусульманских норм. В Иране и Саудовской Аравии \319\ функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые бел суда и следствия могут налипать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественною порядка и норм морали. 2. ИАР, Ливия, Пакистан, Судан. Де-йавие МП остзе!ся весьма существенным, а в последнее десятилетие обнаруживает тенденцию к расширению. Принципы и нормы МП оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера. Военный режим в 11акистане объяснял отказ от всеобщих выборов тем, что они не отвечали принципам ислама. В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию. Конституции ЙАР 1970 юда и Пакистана 1973 года закрепляли положение МП как основного источника законодательства, а конституция Судана 1985 года рассматривала мусульманское право в этом качестве вместе с обычаем. Во всех четырех указанных странах мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулиро-ва] ь отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.
3. ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Основные законы этих стран закрепляют государственный.характер ислама и провозглашают МП основным источником законодательства. Правовые системы этих стран также испытывают заметное влияние мусульманского права, хотя и не такое глубокое, как в двух предыдущих. Например, уголовные кодексы Кувейта 1960 года (с дополнениями от 1964 г.) и Бахрейна 1976 года предусматривают наказание за употребление спиртных напитков и азартные игры. Законодательство ОАЭ подробно регулирует правовое положение шчгмоЬ и хатыбов мечетей. Бахрейнский закон гласит, что в случае молчания закона суды применяют общие принципы и конкретные нормы МП права. 4. Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Марокко, Иордания, Алжир, Сомали, Мавритания, Нигерия, Афганистан. Их конституционное право, как правило, закрепляет особое положение ислама и МП. Конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. В области семейного нрава приняш законы, почти полностью основанные на МП. В гражданских кодексах Египта, Сирии, Ирака содержится положение, согласно которому все вопросы, связанные с наследованием и завещанием, регулируются на основе МП и изданных в соответствии с ними законов. Такие законы по вопросам наследования, завещания, опеки, попечительства, ограничения правоспособности приняты во многих странах данной группы. Первые статьи гражданских кодексов Египта, Сирии, Ирака, Алжира, Афганистана, Иордании гласят, что в случае молчания закона судья применяет принципы МП.
5. Танзания, Мали, Чад, Индия, Филиппины. МП продолжает регулировать отношения личного статуса среди мусульман. Иногда нормы фикха \320\ оказывают влияние и на принимаемое в этих странах законодательство. В Танзании семейный кодекс 1971 юда закрепил отдельные нормы мусульманского нрава. В этих странах, как правило, продолжают действовать мусульманские суды, а в 1982 году они были официально признаны на Филиппинах. 5. Мусульманская концепции государства В соответствии с суннитской государственно-правовой концепцией центральным институтом выступает халиф — глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими све!скими (политическими) и духовными полномочиями. Важное место в форме правления традиционно принадлежит совещательное™ (аш-шура), в реализации которой ключевую роль должны играть религиозные деятели ы которая теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Основное назначение государства— в связывании всех его органов мусульманским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний. Шиитские представления о власти (государстве), отстаивают его исключительный сакральный характер (имамат). Все властные полномочия сосредоточиваются в руках непогрешимого имама, наделенного качествами правителя. Особая роль отводится шиитским религиозным деятелям как посредникам между простыми мусульманами и «сокрытым» имамом. Предполагается универсальное осуществление на практике всех без исключений предписаний МП, регулирующих не только организацию и деятельность государства, но и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман. Из всех современных мировых религий ислам наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь является право. Оно оказывает влияние на правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию. Можно сказать, что сфера действия МП как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами, нормативисткий подход к мусульманскому праву, изучение его лишь по совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказывается недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах.
Глубокое влияние на право любой страны оказывает правовая культура, уровень правосознания, правовая идеология и психология. Правовые мотивы, взгляды, идеи могут являться непосредственным идеологическим и психологическим источником формирования юридических норм. Если в странах англосаксонской правовой системы право в массовом сознании ассоциируется прежде всего с правом в \321\ субьективном смысле, правами и свободами, которые могут быть защищены судом, а для представителя континентальной правовой системы оно но многом созвучно понятию «закон»! то мусульманское право воспринимается прежде всею как универсальное религиозно-нравственно-правовое учение, указатель оценки любого поступка, а в формальном смысле — как мнение основателей крупных правовых школ и их приверженцев, многие сотни «правовых книг», в которых доктриально изложены основные юридические принципы и решения конкретных дел. \322\ Индуистское право' Наиболее многочисленные сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду (шорая половина I тыс. до и. э. -- до 1 в. н, э,), когда сложилось империя Маурьев (IV в. до н. э.- II в. н. э.}. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагуиты, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций, дхармасутр и дхарма-шастр, наиболее известная дхармашастра— «Законы Ману» (Решетников 2003:201). 1. Правовое положение отдельных групп населения Правовые памятки дают картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело наиболее законченные формы. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. Социальное расслоение привело к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев) и шудр (слуг). Первое упоминание о них содержится в самом раннем произведении ведической литературы — phi веде. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Брахманы монополизировали на определенном этапе исторического пути функции отправления религиозных культов, знание ведических гимнов. Кшатрии начали складываться в процесс завоевания ариями речных долин Северной Индии. Вайшии (от «виш» — народ, племя, поселение) — '-но земледельцы и ремесленники. С формированием варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, а также играло роль социальное расслоение внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда — рабскую. В Законах Ману (ЗМ) (Законы... 1960: VIII 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было об- 1 Составлено по работам Н. А. Крашеншгииковой, Г. Мэна, Г. М. Бонгард-Яешпга, Ф. М. Решетникова и др. \323\ непризнанным в Древней Индии. Рлб был неправоспособен, заключенные им сделки счшались недейовительпыми (Законы... 1960: VIII 415). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25 % их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (Законы... 1960: 1X48,54-55). В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других— эти различия шсучсшуют. Слово «даса» в ЗМ (Законы... 1960: X 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах— «самскарах», за исключением самскары брака. За каждой вар-ной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг— дело брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название ^дважды рожденные» (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне вари индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне (Жидков, Крашенинникова 1998: 152). Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанное с его отношением к собственности на землю, государственной и общинной. Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), и, судя по Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов. Другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозлйств. Владельческие нрава общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжаться \324\ общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу. Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права. В хозяйствах богатых общинников (вайшиев) трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии, даже в царском хозяйстве, Невелико было число рабов и в ремесле. Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тыс. до н. э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам». Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление среди вайшиев зажиточной торгово-ремесленной верхушки, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин (Лазарев 1996: 91). В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об эюм свидетельствуют ЗМ (Законы... 1960: X 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу, В ЗМ упоминаются лица «презренные даже для отверженных» (Законы... I960: X 39). Правители первых юсударственных образований (протогосу-дарств) — раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как вое- \325\ начальник» фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог. В некоторых подобных образованиях пласчь раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения цар-С1 ценности. При выборных монархах вся полнота власти сосредоточивалась в руках сонета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки — военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между преде[авителями правящих йарн, была неизменной (Крашенинникова 1988: 104). Власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были -толковаться только брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права (Коростовцев, Кацнельсон, Ку-зинщин 1980: 235).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|