Современные уроки физической культуры в старших классах
Спорту и здоровому образу жизни в последнее время уделяется пристальное внимание. Воспитание подрастающего поколения, здоровой нации остро стоит в современном обществе. Школьники все чаще находят альтернативу спорта в интернете и компьютерных играх. У старших и средних школьников снижается интерес к традиционным урокам и физическому воспитанию в целом. Одной из причин можно выделить недостаточную образованность родителей в этой сфере и как следствие пониженное внимание к состоянию здоровья. Поэтому одной из основных задач учебных заведений является именно физическое воспитание. Чтобы максимально заинтересовать обучаемых есть смысл внести в стандартную программу новый комплекс упражнений для повышения мотивации и уровня физической подготовленности учащихся. В повседневной жизни очень часто понятие «физкультура» заменяет более броский термин – «фитнес». В то время как именно физическая культура направлена на сохранение, укрепление здоровья и развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Уроки физической культуры остаются основным звеном физического воспитания в учебных заведениях. И обязательной формой занятий для всех учащихся. Очень важно, чтобы содержание и форма проведения занятий стимулировали к физическим нагрузкам как в школе так и за ее пределами. Поэтому целесообразно создание подхода, на основе идеи модернизации, который бы способствовал применению новых направлений и методик физического воспитания. Таким можно назвать фитнес. Буквально «фитнес» - это пригодный, подготовленный. В результате занятий можно получить максимальную пользу для организма за минимальное время: увеличение жизненной емкости легких (влияет на продолжительность жизни), защищает от сердечных заболеваний, укрепляет опорно-двигательный аппарат (кости и мышцы становятся толще и сильнее), регулирование психоэмоционального состояния (легче бороться со стрессами), улучшается интеллектуальная работоспособность.
В зависимости от возраста и пола учащихся, программа физической подготовки предполагает различные нагрузки. Например, для среднего школьного возраста (12-16 лет) рекомендуются умеренные упражнения, способствующие укреплению костной ткани и формированию правильной осанки. Мышцы в этом возрасте развиваются успешно, увеличивается сила и способность к более или менее продолжительной физической работе, а также налаживается координация движений. К максимальным физическим нагрузкам подходят постепенно и заканчивают урок легкими физическими упражнениями, оказывающими успокаивающее действие. Занимаясь физическими упражнениями нельзя забывать об особенностях и физических возможностях женского организма. У женщин слабо развиты мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса и ног. При недостаточной силе этих мышечных групп им труднее выполнять упражнения в беге, прыжках и метаниях. Поэтому именно им нужно уделить пристальное внимание. Для женского организма характерна периодическая изменчивость в функциях желез, которая у зрелой в половом отношении женщины приводит к менструальному кровоотделению, длящемуся в среднем 3-4 дня – в этот период рекомендуют продолжать занятия физическими упражнениями, исключая упражнения с большими статическими напряжениями и сотрясениями, чтобы избежать спада результативности. Говоря о специфических функциях организма женщин, необходимо также остановиться на некоторых особенностях их двигательной деятельности: женщинам свойственно более мягкое и плавное выполнение движений, характерна и склонность к рациональному распределению движений во времени, обладают более высокой координацией движений, быстрее и лучше мужчин усваивают ритм движений. Женщины обладают хорошей гибкостью и подвижностью отдельных частей тела (в поясничной области, в плечевых и тазобедренных суставах).
Наиболее ярко особенности женской моторики проявляются при выполнении скоростно-силовых упражнений. Начиная с 12-14 лет мальчики превосходят девочек и в силе, и в скорости. Происходит это в связи с наступлением периода полового созревания и значительно усугубляется, если девочки не занимаются физическими упражнениями. Однако, несмотря на меньшие показатели женщин в скоростно-силовых упражнениях, нельзя сказать, что они менее выносливы, чем мужчины. Специфическая выносливость женщин проявляется в упражнениях, не требующих интенсивных напряжений. Она особенно возрастает, когда работа проводится небольшими порциями, чередуясь с промежутками отдыха. Все перечисленные анатомические и функциональные особенности обусловливают ряд трудностей, ограничивающих двигательную работоспособность девушек,поэтомуесть все основания считать, что девушки при занятиях физическими упражнениями должны иметь свою технику и методику подготовки. При работе с девушками среднего и старшего школьного возраста преподаватель должен учитывать эти особенности женского организма и соответственно регулировать нагрузку при выполнении физических упражнений. При занятиях с девочками дополнительно включают в урок упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса и тазового дна, уменьшают общую физическую нагрузку, сокращают количество упражнений в упоре на снарядах и исключают резкие прыжки. В структуру занятия для среднего и старшего школьного возраста (подростки 16-18 лет) включают упражнения на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы и мышечной выносливости, гибкости. Организация фитнес занятия схожа со школьным уроком: здесь тоже есть подготовительная, основная и заключительная части. Принципиальная разница – в средствах, предлагаемых фитнесом и школой. Для разминки и начала урока подходит кардионагрузка. Данная тренировка позволит не только похудеть, но и укрепить сердечно-сосудистую систему. Хорошо подойдут ходьба, бег, езда на велосипеде. Но Бег в подготовительной части урока можно заменить аэробикой, упражнениями на кардиотренажерах, прыжками, танцевальными упражнениями. Таким образом, и поставленные задачи будут решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, интерес учащихся повысится.
Что касается фитнес-направлений – это может быть: аэробика, занятия со степами, тайский бокс, интервальные тренировки, байк/сайкл, аквааэробика, и др. Эти занятия помогут сжечь до 400 ккал за час. До 16 лет стоит отказаться от таких занятий как фитбокс и занятий с грушей, так как связки и суставы слабы, они не смогут выдержать тренировки ударного характера. Альтернативой могут стать занятия различных видов боевых искусств и восточных видов единоборств. Решая задачи, поставленные в основной части урока, преподаватели физкультуры в любом случае развивают у обучаемых мышечную силу и мышечную выносливость, поскольку без этого невозможно ни обучить двигательным действиям, ни развить физические качества. Здесь подойдут силовая нагрузка. Рекомендуемый возраст силовых занятий в тренажерном зале - от 16 лет. Не рекомендуется заниматься самостоятельно с тяжелым весом в зале из-за большой вероятности получить травму. Групповыми силовыми тренировками типа ABD, Pump можно заниматься с 14 лет. Они не принесут вреда, если вес собранной штанги не будет превышать 6 килограмм, а гантели – не более 3 килограмм. Количество силовых тренировок не должно быть более трех в неделю. Такие тренировки как йога, каланетика и пилатес рекомендуются людям старше 16 лет, так как требуют высокой концентрации и контроля своего тела, понимания его работы. Заключительная часть урока, направленная на восстановление сил организма, благоприятна для развития гибкости – очень важного физического качества, являющегося главным показателем подвижности суставов. Поэтому ни одно фитнес занятие не обходится без упражнений на гибкость, которые еще и помогают снять закрепощенность в мышцах. Опять же, все это учителя физкультуры применяют в своей работе, но методы школы и фитнеса различны.
В формате урока аэробики в конце занятия 7–10 мин отводится развитию гибкости, которых вполне хватает для развития и поддержания природной гибкости. Хороший эффект в развитии гибкости дает ежедневная кратковременная 10–15-минутная зарядка, включающая упражнения пассивного – удержание той или иной позы, и активного характера – пружинные наклоны, махи. Стоит также уделить внимание суставной гимнастике, которая ориентирована не на растяжение мышц, а на увеличение подвижности суставов. На фитнес-занятиях используется стретчинг (растяжка связок и мышц, повышение гибкости тела) – как в подготовительной части, так и в заключительной. В этом возрасте важно активно заниматься упражнениями на растягивание. Природная гибкость уменьшается: если не развивать данное качество, то с годами будет все труднее выполнять наклоны и махи. Страдает и освоение техники других спортивных движений. Плохая подвижность суставов, низкая эластичность связок, фасций и мышц приводит к травматизму. Принципиальная разница между фитнес-занятием и уроком физкультуры – в средствах, предлагаемых занимающимся. Вот уже десятилетиями школьная программа включает уроки легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, гимнастики, лыжной подготовки, единоборств и плавания. Физкультура в учебных заведениях привязана к видам спорта. Добиться гармонизации личности и развитию основных физических качеств можно и не опираясь на определенные виды спорта, что и предлагает фитнес. Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность проявить себя – участвовать в различных фестивалях, шоу-программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса: аэробикой, гимнастикой, чирлидингом (содержит элементы шоу, зрелищный вид спорта). Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся. При грамотном подходе фитнес принесет пользу в любом возрасте. В сравнении со взрослым человеком у подростков другое энергетическое обеспечение работы мышц и они развиваются быстрее. На одно и тоже движение и упражнение подростки тратят больше энергии, чем взрослые. Но за счет того, что восстановительный процесс происходит быстрее, тренировки могут быть частыми, но не продолжительными.
Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся. Введение в учебную программу элементов фитнеса – удовольствие не из дешевых, потому что предполагает хорошую спортивную базу (наличие специального фитнес оборудования) и подготовленных специалистов, именно в сфере современного фитнеса. Следует помнить, что телесное развитие человека обладает колоссальным потенциалом, потому что в здоровом теле – здоровый дух. Это заложено нам природой и точно выражается в лозунге «движение – это жизнь». Движения связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|