Государственная регистрация коммерческих юридических лиц
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц. Юридические лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация в Российской Федерации имеет конститутивное значение и является тем юридическим фактом, с момента совершения которого организация считается созданной, приобретает права и обязанности юридического лица, а гражданин - правовой статус предпринимателя. Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что рассматриваемый правовой институт имеет две основные цели - возникновение правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и легитимацию их деятельности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии с данным принципом процедура государственной регистрации призвана, прежде всего, обеспечить свободную реализацию гражданами субъективного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантируемого ст. 8 и 34 Конституции РФ. В научной литературе в связи с этим подчеркивается, что «…единой целью государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере предпринимательских и некоммерческих корпоративных отношений».
В то же время институт государственной регистрации остается институтом публичной власти, созданным «…для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле…». Государственная регистрация при этом «…предполагает соразмерное ограничение возможности реализации права на предпринимательскую или некоммерческую корпоративную деятельность посредством его применения в рамках установленной законом юридической (административной) процедуры». В научной литературе указываются и иные цели государственной регистрации. Так, по мнению Н.В. Козловой, самостоятельной целью государственной регистрации является «защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица». В связи с этим законодательство о государственной регистрации должно преследовать, как справедливо указывает П.Е. Губин, «…в том числе и цель придания документам зарегистрированного лица свойства публичной достоверности». Достижение названных целей позволяет решить следующие задачи: - осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; - проведение налогообложения; - получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; - предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
- В качестве конкретных задач института государственной регистрации также называют: «недопущение в гражданский оборот порочных субъектов (заявленный правовой статус которых противоречит законодательству); устранение практики монополизации рынка; ведение открытого списка (реестра) зарегистрированных субъектов». Из указанного можно сделать вывод, что задачи правового института государственной регистрации весьма разнообразны и призваны обеспечить реализацию широкого круга интересов как частного, так и публичного характера. Выполнение указанных задач позволяет институту государственной регистрации выполнять следующие функции: - легитимационную; - контрольно - учетную; - информационную; - охранительную. Кроме того, задачи законодательства о государственной регистрации могут иметь определенную специфику на отдельных этапах его развития. Так, например, Федеральный закон от 08.08.2001 №129 - ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был разработан Минэкономразвития РФ в числе других законодательных актов, направленных на устранение административных барьеров в экономике. Важнейшими составляющими нового порядка государственной регистрации юридических лиц стали принцип последующего контроля за законностью создания юридических лиц и оптимизация проведения таких легитимационных процедур, как постановка на налоговый учет и регистрация в качестве страхователя в государственных внебюджетных фондах, посредством применения принципа «одного окна». Другой значимой задачей при реформировании законодательства о государственной регистрации была его унификация на всей территории Российской Федерации, которая была произведена сначала в отношении порядка государственной регистрации юридических лиц, а затем, с 2004 г., и в отношении индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Так, в процессе легитимации создания юридических лиц, на сегодняшний день, по всей территории РФ действует единый порядок государственной регистрации юридических лиц (имеющий определенную специфику в отношении создания банков и некоммерческих организаций) и индивидуальных предпринимателей; срок государственной регистрации сокращен до 5 рабочих дней; в Федеральном законе о регистрации содержатся исчерпывающие перечни документов, необходимых для государственной регистрации, а также оснований для отказа в государственной регистрации. Все это выгодно отличает действующий порядок государственной регистрации от законодательства предшествующего периода, когда каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определял порядок государственной регистрации в рамках Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (утратил силу). Начата реализация предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №227 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» положений о возможности представлять документы для государственной регистрации в электронной форме.
Таким образом, можно констатировать, что своих основных целей (легализации предпринимательской деятельности и возникновения правосубъектности предпринимателей) институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сегодняшний день достигает. Об этом свидетельствует и статистика, которая ведется ФНС России. Так, по состоянию на 1 апреля 2013 г. в ЕГРЮЛ содержались сведения о 3 882 446 комерческих юридических лицах. Заключение
Юридическое лицо в российском гражданском праве - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. В Гражданском кодексе указана классификация, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью. К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим - потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками. Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Закон закрепляет организационно - структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.
Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных организационно - правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам. Образование (создание) юридического лица базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных орагнизационно - правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость же образования (создания) коммерческого юридического лица, обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции - производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|