Семинарского занятия № 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Историко-филологический факультет Кафедра истории
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «ОБЩАЯ ЭТНОГРАФИЯ»
подготовки для студентов за спеціальності 6.020302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія
направления Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».
специальности Кваліфікація: вчитель історії в основної школи
Симферополь, 2013 ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
По дисциплине: Общая этнография Тема занятия: Этнология как наука Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения: 1. Этнология в системе социогуманитарных наук. 2. Изменение представлений об объекте и предмете исследований. 3. Виды источников в этнологии. 4. Методы сбора материалов и исследований в этнологии. 5. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе. Темы докладов и рефератов: 1. Способы проверки степени достоверности материалов полевых опросов. 2. Методика составления вопросников и анкет для полевых исследований. 3. Генеалогические данные как источник для изучения этнической истории. 4. Роль вещественных источников в этнологических исследованиях. Темы эссе: Определить тип и вид различных источников, к примеру: - выписки из метрических книг XIX в., - выписки из брачных обысков XIX в., - выписки из книг похозяйственного учета населения XX в.,
- данные материалов переписи 2002 г., - экспедиционные фотографии с изображениями элементов материальной культуры, - аудиозаписи беседы с информантом. Дать характеристику информационным возможностям представленных источников, определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены. Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.
Литература: Основная: 1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966. 2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974. Дополнительная: 3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. 4. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. 5. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988. ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
По дисциплине: Общая этнография Тема занятия: Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения: 1. Формы идентичности, этапы их становления. 2. Факторы трансформации идентичности. 3. Значение этничности в идентификации человека. 4. Факторы этнической истории.
Темы докладов и рефератов: 1. В рамках системно-статистического подхода дать характеристику основных компонентов этноса: 2. этнос как популяция, Темы эссе: 3. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса, 4. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства), Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы 1. проявление и формы использования этнического языка, 2. формы и нормы стереотипов поведения (быта), 3. проявление и закрепление этнической идентичности,
4. психологические особенности, модели жизнедеятельности.
Литература:
Основная: 1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966. 2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974. 3. Дополнительная: 4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. 5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. 6. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
По дисциплине: Общая этнография Тема занятия: Этническая культура Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения: 1.. Системно-компонентный анализ этнической культуры 2. Функции этнической культуры 3. Традиции и инновации в культуре 4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования. Темы докладов и рефератов: 1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой, 2. хозяйственно-производственная сфера, 3. социальная стратификация, социальные институты, Темы эссе: 1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса, 2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства), Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы 1. Культура как этнический маркер. 2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре. 3. Обряды перехода: структура, функции, семантика. 4. Обряд, обычай, ритуал в культуре. Литература:
1. Основная: 2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4. 3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993. 4. Знаковые функции культуры. М., 1991. 5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с. 6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.
Дополнительная: 1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с. 2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. 4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. 5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4
По дисциплине: Общая этнография Тема занятия: Классификация народов мира Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии классификации народов мира. 2. Географическая классификация народов мира. 3. Этнолингвистическая классификация народов мира. 4. Антропологическая классификация народов мира. 5. Хозяйственно-культурная классификация народов мира. Темы докладов и рефератов: 1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой, 2. хозяйственно-производственная сфера, 3. социальная стратификация, социальные институты. Темы эссе: 1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса, 2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства), Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы 1. Формирование и развитие языка. 2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления. 3. Этапы процесса расообразования. 4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование. 5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.
Литература:
Основная: 1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974. 2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.
Дополнительная: 1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. 2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978. 3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5
По дисциплине: Общая этнография Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в. Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма. 2. Изучение первобытных верований. 3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака. 4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.
5. Основные методы исследования в эволюционизме. 6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии. Темы докладов и рефератов: 1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.). 2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.). Темы эссе: 1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма. 2. Основные идеи Ф. Ратцеля. 3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии. 4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов. 5. Культурно-историческая школа. 6. Гипердиффузионизм. 7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии. Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы 1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера. 2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре. 3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия». 4. Практическое задание 5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.). 6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).
Литература:
Основная:
1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936. 2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. 3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Дополнительная:
1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. 2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998. 3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
ПЛАН
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|