Становление тоталитарной системы в Казахстане
Министерство образования и науки Республики Казахстан Колледж университета им. Д.А. Кунаева
Реферат По дисциплине: История государства и права Тема: Становление и развитие казахской Советской государственности
Выполнила: Студентка гр. ПРЗ-06 Андасова А.Б. Проверила: Муса Ф.Е.
Караганда 2007 г. Содержание
1. Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев 2. Становление тоталитарной системы в Казахстане 3. Преобразование КаССР в союзную Республику. Коституция КазССР в 1937 году Список использованной литературы
Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых Обычаев патриархальный азия советский тоталитарный У народов средней Азии и Казахстана, в первые годы Советской власти сохранились еще отдельные пережитки патриархально-феодальных отношений. Общественные организации и органы Советской власти в Казахстане повели борьбу с такими пережитками патриархального родового быта, которые стали помехой в осуществлении задач упрочнения Советского государства. Об этом свидетельствует, в частности, перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих преступлений выступают либо государственное управление (при совершении куна и барымты, присвоения административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство). Поэтому не случайно, начиная с 1919-1920 годов, на всех съездах, конференциях и собраниях трудящихся Казахстана с большой остротой ставятся вопросы борьбы с вредными пережитками старого общества, отмены наиболее реакционных форм адата и шариата.
На 1 Учредительном съезде Советов Казахстана особый интерес вызывало обсуждение вопроса об организации советской юстиции и реформе суда. При решении данного вопроса съезд положил в основу указания Декларации КАССР: "Народную юстицию построить в точном соответствии с опытом народного суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей Декларацией". Выражая волю казахских трудящихся, которые хотели сохранить некоторые обычаи, съезд указал, что на территории Казахстана при решении народные суды должны руководствоваться не только имеющимися законоположениями, но и обычаями казахов и других народностей, но в той мере, в какой эти обычаи не противоречат основным принципам Советской власти. Учредительный съезд Советов КАССР, руководствуясь положениями брачного, семейного и опекунского права РСФСР 1918 года в своей резолюции записал: В целях раскрепощения киргизской женщины и борьбы с многоженством необходимо предоставить ей полную свободу при вступлении в брачный союз, который должен быть основан на добровольном обоюдном согласии их. Брак должен быть огражден от всякого постороннего давления и принуждения; свободный от каких-либо соображений или интересов материального свойства родственников. Брачный возраст был установлен для лиц мужского пола - 18, а для женского - 16 лет. Юридическую силу имел лишь гражданский советский брак. Была установлена свобода развода, калым лишился судебной защиты. Эти решения и стали юридической базой в борьбе с пережитками прошлого. Декрет ЦИК и СНК КАССР "Об отмене калыма", изданный в 1920 году, осуществился лишь после принятия и введения в действие главы IX УК РСФСР 16 октября 1924 года". Ст.230: Уплата калыма (выкупа за невесту, вносимого по обычаям коренного населения КАССР женихом, его родителями или свойственниками-родителями, родичами или свойственниками невесты, - скотом, деньгами или другим имуществом и устанавливающего против ее воли обязательство выдавать невесту замуж именно за этого жениха) - карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. В данном кодексе предусматривалось и наказание должностных лиц, соучастников преступления. Каралось также и принятие калыма штрафом в размере калыма. Таким образом, правовой основой для нормотворчества, направленного на ликвидацию калыма и других патриархальных институтов обычного права, явились акты Учредительного съезда Советов КАССР 1920 года, которыми были закреплены основные принципы семейно-брачных отношений - свобода вступления в брачный союз.
Декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением. 17 января 1921 года СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргиз», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Документ этот законодательно закрепил равноправие супругов в семейно-брачных отношениях, отменил нормы обычного права, допускавшие похищение девушек (умыкание) для последующего вступления с ними в брак, обычай, по которому вдовы (жесир) признавались наследством умершего мужа или целого рода. Вслед за декретом «О брачном праве киргиз» 9 ноября 1921 года издается Декрет Совнаркома КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого вредного обычая определяются и меры наказания уголовно-правового характера за его совершение. Например, ст. 1 гласит, что лица, виновные в многоженстве, наказываются заключением в доме лишения свободы на срок до одного года, наказывалась и женщина, если она заведомо добровольно вступает в брак с мужчиной при наличии супружества последнего, с другими женщинами... После обнародования декрета «О брачном праве киргиз» особенно увеличилось количество дел о разводе. В большинстве случаев инициативу проявляли сами женщины-казашки, мотивируя просьбу тем, что они были насильно выданы замуж. Это было закономерным явлением, ибо по адату и шариату право развода имел только муж.
Одним из самых распространенных институтов казахского обычного права был кун. Наряду с разрешением проблемы брака и семьи Всеказахский Учредительный съезд Советов особое внимание уделял вопросам борьбы с преступлениями, связанными с такими пережитками, как кровная месть, кун, барымта, нападение рода на род и др. 9 декабря 1920 года Совнарком Казахстана во исполнение решений Всеказахского Учредительного съезда Советов издал декрет «Об отмене куна». Так началась борьба за ликвидацию пережитков кровной мести, запрещены были как уплата, так и принятие куна. Договоры и сделки об уплате куна лишались судебной защиты. В одном ряду с куном стояла барымта. Оба эти института обычного права являются пережитками патриархально-родовых отношений. В дореволюционном Казахстане барымта имела весьма широкое распространение. Барымтование происходило между родами и было основным источником родовой вражды. Причем вражда эта иногда длилась несколько лет, нанося огромный ущерб народу. В первые же годы Советской власти наиболее сознательная часть населения день за днем начала понимать всю пагубность барымты, выгодность ее только феодалам и баям и активно вступила в борьбу по ее ликвидации. Учитывая все это, Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт кaзахского обычного права. Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 года принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества. В документе выделялись наиболее опасные формы хищения, в отношении которых предусматривались повышенные меры наказания и особый порядок их рассмотрения. Декрет не учитывал при определении наказания степень участия того или иного лица в совершении данного преступления, последовательно придерживаясь «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 года, где было указано, что за деяния, совершаемые сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Мера наказания определялась не степенью участия, а степенью опасности преступления и совершенного им деяния.
Таким образом, уже в первые годы Советской власти были выдвинуты задачи всемерной борьбы с вредными пережитками старого, препятствовавшего экономическому, культурному и политическому росту казахского народа, а в период восстановления народного хозяйства эти задачи воплотились в законодательные акты. Были достигнуты первые серьезные успехи в раскрепощении женщины, в ликвидации куна, барымты и межродовой вражды. Казахский народ еще более убеждался в правильности этих мер партии и правительства и оказывал им всевозрастающее содействие.
Становление тоталитарной системы в Казахстане
Трагичной особенностью общественной жизни Казахстана 30-х годов является установления тоталитарного режима. Одной из основных черт тоталитарного режима является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание унифицированной идеологии. Основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать так, как это желательно правящей группировке. Людям внушалось, что идея коллектива, государства выше интересов семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии. Начиная с конца 20-х г. начали проводится крупномасштабные операции по ликвидации интеллигенции. Физическом уничтожению, в лучшем случае выселению из республики подверглись видные общественные деятели, еще в 1927-1929 гг. Обещанный большевиками суверенитет оказался ложью, центр. власть в Москве не считалось ни с интересами населения Казахстана, ни с национальной спецификой. Общественная жизнь обрела гнетущий характер особенно после прихода Ф. Голощекина (1925г.), на пост первого секретаря Каз. ВКП (б). В середине 30-х г., когда в Москве нарастала борьба внутри партии, в республику были спущены установки ЦК ВКП (б) об искоренении представителей национальной интеллигенции («двурушников» - по партийной терминологии тех лет). Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполненные страну, листом социальной профилактики. В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республики союзного государства, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы – «общности советских людей». Отсчет истории начинали только с 1917г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945г.) преподносилось и абсолютизировалось роль русской литературы и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобной патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.
Тоталитарная система сформировавшаяся в 30-е г. без каких-либо изменений господствовала в общественной жизни до середины 80-х г. Первое открытое выступление против этой системы в масштабах СССР состоялось в Алматы 1986г. Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой военных политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепления культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников. Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, – писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. – Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизкой культуры и решительно против того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи. В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионате были обвинены Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О. Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С. Сафирбеков, Т. Журанов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А. Бокейхан, А. Байтусун, М. Дулатулы, О. Жандосов, Х. Досмухаммедулы, М. Тынышбай улы, М. Жумабай, С. Сейфулин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг., связях с Японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. К концу 30-х годов благодаря открытым репрессиям тоталитарная система СССР стабилизировалась. Появилось послушная интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор. Трагедия казахской интеллигенции и казахского народа не завершается репрессиями 20-30-х годов. Впереди были события 40-50 годов, которые оттолкнули от Казахстана многих деятелей советской культуры, представителей интеллигенции, спровоцировали взаимное отчуждение. В целом, тоталитарная система привела к полнейшей деформации творческой атмосферы советского общества. Власть, в первую очередь, старалась править послушные манеры интеллигенции, что в общем-то ей удалось. Весь процесс формирования интеллигенции проходил под жестким идеологических учреждений партий. Таким образом, социально-экономические преобразования и достижения в крае, придание Казахстану в 1936 г. статуса союзной республики, успехи в области культурного строительства, народного образования и науки проходили под жестким идеологическим прессом тоталитарного режима, усиления политического террора. В официальной же советской историографии считалось, что 30-е годы были периодом только триумфальных побед социализма. Восстановление подлинной истории – это дань памяти тысяч и тысяч невинных жертв и урок на будущее.
3. Преобразование КазССР в союзную Республику. Конституция КазССР в 1937 году
Национально-государственное оформление КАССР завершилось на съезде Советов Казахстана в апреле 1925 г. Особенностью правового положения автономной государственности казахского народа следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов. Составной частью дальнейшего национально-государственного строительства в Казахстане была политики коренизации советского аппарата республики. Коренизация как социально-политическая проблема решалась в двустороннем процессе: с одной стороны это было приближение государственного аппарата к массам посредством перевода делопроизводства на их родной язык; с другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата. Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда республика приобрела повышенный статус непосредственного субъекта советской федерации и по Конституции Казахской ССР 1937 развивалась формально-юридически как суверенное государство. Центральный Комитет ВКП(б) в начале 1935 года признал необходимым разработать и принять новую Конституцию СССР. Вскоре на VII Всесоюзном съезде Советов была создана Конституционная комиссия. Летом 1936 года проект новой Конституции был опубликован для всенародного обсуждения. В ноябре 1936 года в республике состоялись чрезвычайные районные и областные съезды Советов. Делегаты съездов единодушно одобрили проект Конституции, с удовлетворением отметили положительные результаты его обсуждения среди населения, а также определили, с учетом конкретных особенностей своих районов и областей, практические задачи Советов и их исполкомов в хозяйственном, культурном и советском строительстве. Конституция Казахской ССР как основной закон всей общественной жизни республики вступил в действие 26 марта 1937 года. Конституция состояла из 124 статей, расположенных по 11 главам. Основной закон государства содержал некоторые дополнения, касающиеся прав женщин. В частности, в ст.99 указывалось «сопротивление фактическому раскрепощению женщин (выдача замуж малолетних и вступление с ними в брак, калым, многоженство, аменгерство, организация сопротивления мероприятиям по вовлечению женщин в учебу, сельскохозяйственное и промышленное производство, государственное управление и в общественно-политическую жизнь) карается законом». Казахская ССР, говорилось в ст.13 Конституции республики 1937 г., добровольно объединилась с другими равноправными Советскими Социалистическими Республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической и оборонной. В ней также закреплялись подходы к разграничению компетенции между Союзом ССР и Казахской ССР, которая обеспечивала за Союзом ССР права, определенные ст.14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи Казахская ССР осуществляла государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. За республикой была закреплена точно установленная территория, составлявшая ее государственные границы. Эта территория не могла быть подвергнута сокращению или же расширению без согласия на это самой республики в лице ее высшего органа государственной власти. Согласно Конституции высшим органом государственной власти на территории республики был провозглашен Верховный Совет Казахской ССР, избираемый населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Другим постоянно действующим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета Казахской ССР. Конституция республики определила количественный состав и конкретные полномочия Президиума. Правительством республики был Совет Народных Комиссаров, ответственный перед Верховным Советом, а в период между сессиями – перед Президиумом Верховного Совета республики. С момента принятия Конституции Казахской ССР 1937 г. до принятия новой Конституции республики прошло более 41 года.
Список использованной литературы
1. История государства и права Казахской ССР. ч.1. Алма-Ата., 1982 2. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан, Астана, 1999. 3. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIII- перв. полов. XIX вв. А-А., 1989. 4. Нац. окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1995. 5. Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: традиции и инновации. Караганда, 1993г. 6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней.т.2. Алмата., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|