Модель премии Правительства РФ в области качества
Модели национальных премий по качеству
Модели организационного совершенствования основаны на использовании критериев национальных и международных премий по качеству. Помимо этого существуют международные системы рейтингов качества. Это – рейтинговая система DNV, международная система рейтинга качества IQRS, международная система рейтинга окружающей среды IES, международная система рейтинга безопасности ISRS.
Национальные премии Японии Национальная премия им. Э.Деминга
Учреждена в 1951 г. Советом директоров Японского союза ученых и инженеров. Первоначально предполагалось отмечать заслуги отдельных ученых специалистов или организаций. В 1957 г.была учреждена премия для малых предприятий В 1965 г.для отдельных подразделений на предприятиях. Это способствовало распространению статистических методов в УК. В 1970 г.была установлена медаль для предприятий Японии, которые получили премию 5 лет назад и прошли переэкзаменовку. Награда присуждается организациям, применяющим принципы менеджмента качества и использующим статистические методы управления. Существуют три отдельные категории- -Основная премия -Премия для физических лиц -Премия для зарубежных компаний Комитет по присуждению премии им. Э.Деминга оценивает деятельность фирм по 48 показателям, сгруппированным в 10 направлений:
Японская премия по качеству (Japan Quality Award – JQA)
Разработана на базе критериев американской премии качества М.Болдриджа. Вручается с 1996 г. Её принципиальное отличие от премии им. Деминга в том, что организации, участвующие в конкурсе, не нацелены на завоевание премии. Модель используется для роста самооценки организаций, стремящихся к непрерывному совершенствованию. Модель содержит восемь основных категорий:
Деятельность организаций – претендентов оценивается в баллах по каждой категории. Максимальная суммарная оценка по восьми категориям составляет 1000 баллов. Премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы менеджмента, ориентированной на потребителя. Премия вручается ежегодно по трем категориям в зависимости от специфики организации-участника:
В каждой категории участников вручается не более двух премий. С целью повысить уровень менеджмента в некоммерческих организациях с 2003г.в конкурсе могут участвовать и муниципальные организации.
Модель премии Малкольма Болдриджа (бывший государственный секретарь США) По качеству
Учреждена в США с 1987г. Цель премии – улучшение системы управления качеством в американских компаниях и повышение их конкурентоспособности. С появлением премии зародился новый подход к внедрению принципов TQM и совершенствованию бизнеса. Критерии премии стали основой для многих национальных конкурсов качества во всем мире. Организатор премии- Национальный институт стандартов и технологий США. Его задача – методическое обеспечение конкурса, разработка модели и критериев на основе анализа опыта успешных компаний США.
Административные функции возложены на Американское общество качества – это –экспертная оценка, подготовка документации. Оценка – по 1000 – балльной шкале. Критерии содержат семь основных характеристик деятельности предприятия: 1. Руководство. Учитывается, насколько хорошо высшее руководство направляет работу организации в области применения передового опыта. 2. Стратегическое планирование. Наличие в организации целей в области делового совершенства и разработанных планов действий по их достижению. 3. Ориентация на потребителей и рынки. Оценивается, насколько успешно организация удовлетворяет и сохраняет потребителей и завоевывает рынки. 4. Оценка анализ и управление знаниями. Организация должна продемонстрировать насколько эффективно она управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения эффективности систем управления. 5. Внимание к человеческим ресурсам. Как закреплены кадры и наделены полномочиями работники. 6. Управление процессами. Уровень разработки и совершенствования основных и вспомогательных процессов производства и поставки продукции, обеспечение эффективного управления ими. 7. Деловые результаты. Работа организации с конкурентами и оценка ее эффективности во всех основных областях. Система критериев непрерывно меняется. В последние годы направленность критериев изменилась от управления качеством к управлению организацией в целом. В 2003 г. в состав критериев были введены вопросы, касающиеся деловой этики и направленные на выявление нечестных приемов ведения бизнеса рядом компаний.
Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа
Модель премии Правительства РФ в области качества
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. утверждено «Положение о премиях Правительства РФ в области качества» и «Положение о Совете по присуждению премий Правительства РФ в области качества». Согласно постановлению Правительства РФ от 13 января 2005 г. Совет определяет порядок проведения конкурса, экспертизу материалов. Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Цель премии: 1. Найти лучшие предприятия, которые могли бы служить примерами для других 2. Дать любому предприятию инструмент для постоянного совершенствования, в том числе через механизм самооценки. Премии присуждаются с 1997 г. (не более 12 премий в год) качестве критериев выбраны критерии Европейской премии по качеству. С 1998 г. наряду с лауреатами по итогам конкурсов определяются организации-дипломанты, достигшие значительных результатов в области качества. С 2003 г. лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее, чем через 5 лет после присуждения премии. Затем стали разделять по числу работников – до 250 человек и свыше 250.
В связи с изменением модели Европейской премии по качеству и выходом новой версии стандартов ИСО 9000 и принятием на их основе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, изменялось и методическое обеспечение конкурса. Критерии те же. В основу модели премии Правительства РФ в области качества положены 8 принципов менеджмента качества: 1. ориентация на потребителя 2. лидерство руководства и последовательность в достижении целей 3. менеджмент на основе понимания процессов и фактов 4. вовлечение персонала 5. непрерывная познавательная деятельность и инновации 6. развитие партнерства 7. взаимодействие с обществом 8. ориентация на результаты. Оценка по 9-ти критериям с субкритериями. Стать победителем конкурса непросто. Для предприятий-победителей конкурса должны быть характерны: · приверженность руководства культуре качества · внедрение СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000 · разработка долгосрочных целевых программ по видам деятельности · реализация процессного подхода к управлению · внедрение высокоэффективных технологий. Статус лауреатов значительно повышает их рейтинг в отечественной и мировой конкурентной среде, способствует расширению делового партнерства и развитию бизнеса. В отличие от других общероссийских и региональных мероприятий, цель которых – определить качество отдельных товаров, премии Правительства РФ присуждаются на конкурсной основе непосредственно организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|