Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель премии Правительства РФ в области качества

Модели национальных премий по качеству

 

Модели организационного совершенствования основаны на использовании критериев национальных и международных премий по качеству.

Помимо этого существуют международные системы рейтингов качества. Это – рейтинговая система DNV, международная система рейтинга качества IQRS, международная система рейтинга окружающей среды IES, международная система рейтинга безопасности ISRS.

 

Национальные премии Японии

Национальная премия им. Э.Деминга

 

Учреждена в 1951 г. Советом директоров Японского союза ученых и инженеров.

Первоначально предполагалось отмечать заслуги отдельных ученых специалистов или организаций.

В 1957 г.была учреждена премия для малых предприятий

В 1965 г.для отдельных подразделений на предприятиях. Это способствовало распространению статистических методов в УК.

В 1970 г.была установлена медаль для предприятий Японии, которые получили премию 5 лет назад и прошли переэкзаменовку.

Награда присуждается организациям, применяющим принципы менеджмента качества и использующим статистические методы управления.

Существуют три отдельные категории-

-Основная премия

-Премия для физических лиц

-Премия для зарубежных компаний

Комитет по присуждению премии им. Э.Деминга оценивает деятельность фирм по 48 показателям, сгруппированным в 10 направлений:

  1. проведение политики в области качества
  2. организация и управление деятельностью предприятия
  3. сбор, обработка и интерпретация информации о качестве
  4. обучение и распространение знаний в области качества
  5. анализ проблем качества
  6. стандартизация
  7. контроль качества
  8. обеспечение качества
  9. результаты
  10. планы.

 

Японская премия по качеству (Japan Quality Award – JQA)

 

Разработана на базе критериев американской премии качества М.Болдриджа. Вручается с 1996 г. Её принципиальное отличие от премии им. Деминга в том, что организации, участвующие в конкурсе, не нацелены на завоевание премии. Модель используется для роста самооценки организаций, стремящихся к непрерывному совершенствованию.

Модель содержит восемь основных категорий:

  1. лидерство и принятие решений
  2. социальная ответственность в управлении
  3. понимание клиентов и рынка и работа с ними
  4. разработка и реализация стратегии
  5. обучение и развитие персонала
  6. процесс создания ценностей
  7. информационный менеджмент
  8. результаты работы.

Деятельность организаций – претендентов оценивается в баллах по каждой категории. Максимальная суммарная оценка по восьми категориям составляет 1000 баллов.

Премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы менеджмента, ориентированной на потребителя.

Премия вручается ежегодно по трем категориям в зависимости от специфики организации-участника:

  • промышленное производство
  • сфера обслуживания
  • малый и средний бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий. С целью повысить уровень менеджмента в некоммерческих организациях с 2003г.в конкурсе могут участвовать и муниципальные организации.

 

Модель премии Малкольма Болдриджа (бывший государственный секретарь США)

По качеству

 

Учреждена в США с 1987г.

Цель премии – улучшение системы управления качеством в американских компаниях и повышение их конкурентоспособности.

С появлением премии зародился новый подход к внедрению принципов TQM и совершенствованию бизнеса.

Критерии премии стали основой для многих национальных конкурсов качества во всем мире.

Организатор премии- Национальный институт стандартов и технологий США. Его задача – методическое обеспечение конкурса, разработка модели и критериев на основе анализа опыта успешных компаний США.

Административные функции возложены на Американское общество качества – это –экспертная оценка, подготовка документации.

Оценка – по 1000 – балльной шкале.

Критерии содержат семь основных характеристик деятельности предприятия:

1. Руководство. Учитывается, насколько хорошо высшее руководство направляет работу организации в области применения передового опыта.

2. Стратегическое планирование. Наличие в организации целей в области делового совершенства и разработанных планов действий по их достижению.

3. Ориентация на потребителей и рынки. Оценивается, насколько успешно организация удовлетворяет и сохраняет потребителей и завоевывает рынки.

4. Оценка анализ и управление знаниями. Организация должна продемонстрировать насколько эффективно она управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения эффективности систем управления.

5. Внимание к человеческим ресурсам. Как закреплены кадры и наделены полномочиями работники.

6. Управление процессами. Уровень разработки и совершенствования основных и вспомогательных процессов производства и поставки продукции, обеспечение эффективного управления ими.

7. Деловые результаты. Работа организации с конкурентами и оценка ее эффективности во всех основных областях.

Система критериев непрерывно меняется. В последние годы направленность критериев изменилась от управления качеством к управлению организацией в целом. В 2003 г. в состав критериев были введены вопросы, касающиеся деловой этики и направленные на выявление нечестных приемов ведения бизнеса рядом компаний.

 

 

Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа

 

Критерии Максимальные баллы Суммарная оценка по критериям
1. Лидерство 1.1. Руководство организацией 1.2. Социальная ответственность 2. Стратегическое планирование 2.1. Разработка стратегии 2.2. Реализация стратегии 3. Ориентированность на потребителей 3.1. Знание рынка и потребителей 3.2. Взаимоотношения с потребителями 4. Оценка анализ и управление знаниями 4.1. Измерения и анализ эффективности работы 4.2. Информационное обеспечение и управление знаниями 5. Внимание к человеческим ресурсам 5.1. Системы организации труда 5.2. Обучение и мотивация сотрудников 5.3. Благосостояние работников и их удовлетворенность работой в организации 6. Управление процессами 6.1. Процессы создания добавочной стоимости 6.2. Вспомогательные процессы 7. Деловые результаты 7.1. Результаты для потребителей 7.2. Производство продукции и предоставление услуг 7.3. Финансовые и торговые показатели 7.4. Результаты для работников 7.5. Достижения в повышении эффективности организации 7.6. Выполнение обязательств перед государством и обществом                                              
Итого    

 

 

Модель премии Правительства РФ в области качества

 

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. утверждено «Положение о премиях Правительства РФ в области качества» и «Положение о Совете по присуждению премий Правительства РФ в области качества».

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 января 2005 г. Совет определяет порядок проведения конкурса, экспертизу материалов.

Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Цель премии:

1. Найти лучшие предприятия, которые могли бы служить примерами для других

2. Дать любому предприятию инструмент для постоянного совершенствования, в том числе через механизм самооценки.

Премии присуждаются с 1997 г. (не более 12 премий в год)

качестве критериев выбраны критерии Европейской премии по качеству.

С 1998 г. наряду с лауреатами по итогам конкурсов определяются организации-дипломанты, достигшие значительных результатов в области качества.

С 2003 г. лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее, чем через 5 лет после присуждения премии. Затем стали разделять по числу работников – до 250 человек и свыше 250.

В связи с изменением модели Европейской премии по качеству и выходом новой версии стандартов ИСО 9000 и принятием на их основе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, изменялось и методическое обеспечение конкурса.

Критерии те же.

В основу модели премии Правительства РФ в области качества положены 8 принципов менеджмента качества:

1. ориентация на потребителя

2. лидерство руководства и последовательность в достижении целей

3. менеджмент на основе понимания процессов и фактов

4. вовлечение персонала

5. непрерывная познавательная деятельность и инновации

6. развитие партнерства

7. взаимодействие с обществом

8. ориентация на результаты.

Оценка по 9-ти критериям с субкритериями.

Стать победителем конкурса непросто. Для предприятий-победителей конкурса должны быть характерны:

· приверженность руководства культуре качества

· внедрение СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000

· разработка долгосрочных целевых программ по видам деятельности

· реализация процессного подхода к управлению

· внедрение высокоэффективных технологий.

Статус лауреатов значительно повышает их рейтинг в отечественной и мировой конкурентной среде, способствует расширению делового партнерства и развитию бизнеса.

В отличие от других общероссийских и региональных мероприятий, цель которых – определить качество отдельных товаров, премии Правительства РФ присуждаются на конкурсной основе непосредственно организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...