Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ российского рынка продовольственных товаров




В условиях кризиса в экономике, вызвавшего снижение доходов и сбережений граждан России, произошли масштабные перемены потребительских предпочтений, наиболее важными из которых стали следующие изменение набора наиболее часто приобретаемых товаров, в том числе за счет сокращения данного списка, исключения из него товаров импульсного спроса и переориентации на товары с более привлекательным соотношением "цена – качество" (снизилась готовность переплачивать за бренд); сокращение затрат на приобретение товаров длительного пользования (после завершения периода новогодних распродаж и ажиотажного спроса в преддверии подорожания импортной продукции из-за девальвации рубля), туристических услуг и услуг общественного питания с февраля 2009 года.

По данным компании Nielsen, по состоянию на декабрь 2008 года большинство россиян вынуждены были корректировать сложившуюся структуру потребления, причем более 70% потребителей стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса. В результате сокращения реальных доходов населения в 2009 году данная тенденция усилится, причем уже в IV квартале 2008 года под влиянием кризиса потребительские предпочтения россиян существенно изменились. Важнейшим изменением в поведении потребителей в отношении выбора мест покупки товара является переориентация с cупермаркетов на традиционные магазины, павильоны, дискаунтеры, а также продовольственные рынки. При этом ключевыми факторами выбора места приобретения продуктов являются цены и удобство (близость к дому или месту работы). Таким образом, в условиях экономического кризиса происходит постепенная переориентация российских потребителей на более дешевые продукты, причем всё большую значимость приобретает ценовой фактор, что формирует шансы усилить позиции у дискаунтеров, несетевых магазинов и продовольственных рынков с более низким ценовым предложением.

Оборот розничной торговли в 2008 году составил 13,853.2 млрд. руб., что в товарной массе на 13% больше, чем в 2007 году (рис. 1). В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года темпы роста оборота розничной торговли составили всего

4.8%. Столь масштабное снижение темпов роста обусловлено резким сокращением реальных доходов и переводом средств населения в наличную иностранную валюту.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в 2005 – 2008 гг., млрд.руб.

 

Темпы инфляции в 2008 году оказались наиболее высокими за период с 2002 года, причем в 2009 году темпы роста могут превысить показатель 2002 года.

Рис. 2. Индекс потребительских цен в 2000 – 2008 гг. и прогноз на 2009 год. В % к предыдущему году

 

Наиболее высокие темпы роста цен были характерны для продовольственных товаров: так, в 2008 году цены на продовольственные товары выросли на 16.5%, в то время как на непродовольственные – на 8.0%. В январе 2009 года – на 1.4% и 0.7% соответственно. В январе основной вклад в рост потребительских цен внесли тарифы на услуги естественных монополий, которые увеличились на 6.3% (цены на услуги ЖКХ выросли на 14.4%). Цены на продовольственные товары выросли на 1,4%, а на непродовольственные товары – всего на 0.7%, благодаря подешевевшему на 4.2% бензину.

В 2008 году доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли в России выросла, что обусловлено опережающим ростом цен на продукты питания в условиях экономического кризиса. При этом в декабре 2008 года доля продовольственных товаров составила 46.5%, что почти на 1 проц. п. больше, чем в декабре 2007 года (рис. 3).

Темпы роста оборота непродовольственных товаров в декабре 2008 года превысили аналогичный показатель для продовольственных товаров в 2.7 раза, что существенно превышает средний уровень II и III квартала 2008 года (1.8-2). Таким образом, в декабре 2008 года за счет предновогоднего роста продаж товаров длительного пользования снижение доли расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов населения приостановилось.

 

Рис. 3. Динамика доли продовольственных товаров в обороте розничной торговли в 2005 – 2008 гг., %

 

В 2008 году продолжилось усиление тенденции роста продажи товаров торгующими организациями, причем их доля в структуре оборота розничной торговли выросла до 86.7%, а розничных рынков – снизилась до 13.3%. Рост оборота торгующих организаций в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года составил 5.8%, а на рынках продажи снизились на 1.1%.

Основными конкурентами сети Магнит являются X5 Retail Group N.V., МЕТРО Кэш энд Керри, Ашан, Дикси, Седьмой Континент, Лента и О'Кей (табл. 2).

Степень концентрации российского рынка розничной торговли продуктами питания весьма мала – на долю 3-х крупнейших игроков приходится около 6% рынка, что существенно уступает аналогичным показателям стран Восточной и Западной Европы.

Подобная низкая концентрация капитала создает предпосылки для усиления конкуренции среди розничных сетей в ближайшем будущем. На текущем этапе развитие конкурентной борьбы в первую очередь выражается в захвате дополнительных рынков сбыта за счет роста самой торговой сети, в том числе путем использования франчайзинговых схем, а также сделок по слиянию и поглощению. Ниже приведена динамика чистой выручки основных конкурентов ОАО «Магнит» и их темпы роста.

 

Таблица 2. Динамика чистой выручки крупнейших сетей FMCG в 2005 – 2008 гг., млрд.руб.

 

1) X5 Retail Group N.V. (LSE: FIVE, Moody's - "B1", S&P - "BB-") - крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка» и «Перекресток». В 2008 году чистая выручка X5 Retail Group выросла на 57% по сравнению с 2007 годом и составила 192,4 млрд. руб. Чистая выручка X5 Retail Group выросла на 45% и составила 219,8 млрд. руб. Рост продаж сопоставимых магазинов составил 22%.

2) МЕТРО Кэш энд Керри. В 2008 году МЕТРО Кэш энд Керри успешно продолжила свое развитие, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Cовокупный объем продаж группы увеличился на 4.6 % и составил? 33.1 миллиарда, показатель EBIT вырос на 6.8 % до? 1.3 миллиарда. Помимо МЕТРО Кэш энд Керри, МЕТРО Групп оперирует следующими торговыми компаниями: Real, Media Markt/Saturn и Galeria Kaufhof.

3) Ашан. Работает в России с 2002 года. Общая торговая площадь сети в 2008 году выросла с 91,5 тыс. кв. м. до 356 тыс. кв. Выручка составила 18,7 млрд евро, чистая прибыль — 174 млн евро.

4) Дикси. В 2008 году общая выручка ОАО "Дикси Групп" в рублях составила 48,2 млрд., что на 32% аналогичного показателя 2007 года. Выручка от розничных операций магазинов "ДИКСИ" составила 40,6 млрд. руб., что на 28% превышает аналогичный показатель 2007 г.

5) Седьмой Континент. Чистая прибыль по РСБУ ОАО "Седьмой континент" за 9 месяцев 2008 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 22% - до 1,15 млрд. руб. Выручка в январе-сентябре выросла на 21% и составила 23,5 млрд. руб. против 19,4 млрд. руб. годом ранее. Торговая выручка ОАО "Седьмой Континент" по итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом увеличилась на 22.5% в рублях до 43,9 млрд. руб. Рост торговой выручки в рублях в формате гипермаркет составил 51%. Торговая выручка за декабрь 2008 года увеличилась на 10% в рублёвом выражении и составила 4,85 млрд. руб. При этом рост торговой выручки в рублях в формате гипермаркет составил 43% в декабре 2008 года по сравнению с декабрём 2007 года.

6) Лента. Компания «Лента» является 5-ым крупнейшим продовольственным ритейлером в стране. Постоянными покупателями гипермаркетов сети «ЛЕНТА» сегодня являются свыше 2,5 млн. человек, и это число с каждым днем увеличивается. Объем продаж сети "Лента" в 2008 году вырос на 54.4% по сравнению с 2007 годом. Объем продаж составил 50,8 млрд. руб. по сравнению с 32,9 млрд. руб. в 2007 году. Прирост сопоставимых продаж в декабре 2008 года составил 10%.

7) О'Кей. Группа компаний «О'КЕЙ» - мультиформатная федеральная розничная сеть, в состав которой входят гипермаркеты «О’КЕЙ» и супермаркеты «О’КЕЙ - Экспресс». По результатам 2007 г. Группа Компаний продемонстрировала стремительный рост: оборот показал 1,178 млрд. долларов и почти в два раз превысил показатели 2006 г., объем торговой площади составил 147,200 кв.м.

 

  2.2. Характеристика предприятия и основные показатели коммерческой деятельности ОАО «Магнит»

 

Открытое акционерное общество «Магнит» является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит», с местом нахождения головного офиса в Краснодаре. Сеть магазинов «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.

По состоянию на 31 декабря 2008 г. сеть «Магнит» насчитывала 2,568 магазинов в формате магазин у дома и 14 гипермаркетов, расположенных в более чем 856 населенных пунктах РФ. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современных дистрибуционных центров. В основном розничная сеть представлена магазинами формата дискаунтер и ориентирована на потребителей со средними и доходами ниже среднего уровня.

Ассортимент магазинов достаточно разнообразен, он включает алкогольные и безалкогольные напитки, бытовую химию, детское питание, диетическое питание, колбасные изделия, корм для животных, кулинарные, кондитерские и хлебопекарные изделия, крупы, макаронные изделия, молочнокислые продукты, консервы молочные и мясные, полуфабрикаты, свежие овощи и фрукты, табачные изделия и многое другое.

Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2008 году сохранилась на уровне 2007 года - 12%. В 2008 году компания открыла распределительный центр в Славянске-на-Кубани. В отчетном году автопарк компании увеличился на более чем 360 грузовых автомобилей, общее количество единиц составило 1.165, что позволило значительно сократить транспортные издержки.

Компания активно работает с персоналом, повышая лояльность своих сотрудников и развивая корпоративную культуру. В 2009 году среднесписочное количество сотрудников компании составило 69,135, из которых 54,986 – это персонал магазинов, 8,635 заняты в логистической составляющей компании, 4,096 работают в филиалах, 1,418 – сотрудники Головной компании. Средняя заработная плата увеличилась с 10,679 руб. в 2007 году до 13,100 руб. в 2008 году, что означает рост в размере 22.67% против порядка 17% уровня инфляции по заработной плате в среднем в розничном секторе.

Основным источником информации для характеристики показателей коммерческой деятельности служит финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Сопоставление темпов прироста для ОАО «Магнит» приведено в таблице 3. Источником информации являются: «Бухгалтерский баланс за 2007 год»(Приложение №1), «Бухгалтерский баланс за 2008 год» (Приложение №2) и «Отчет о прибылях и убытках за 2008год» (Приложение №3).

 

Таблица 3.Сравнение динамики активов и финансовых результатов (тыс. руб.)

Показатель 2008 год 2007 год Темп прироста показателя (%)
1 2 3 4=(2-3)/3*100%
Средняя за период величина активов   1844055   1620020   13,8
Выручка от продаж 5347806 3676559 45,4
Чистая прибыль 187915 97390 92,9

 

Как видно из таблицы 3, темпы прироста чистой прибыли и выручки от продаж выше темпа прироста активов. Если темпы прироста финансовых результатов выше темпов прироста активов, это свидетельствует о повышении эффективности деятельности организации, в частности об увеличении рентабельности активов.

За отчетный период активы ОАО «Магнит» возросли на 11328955 тыс. руб. или на 185,8%. Краткосрочная дебиторская задолженность за отчетный период уменьшилась на 253502 руб. или на 54,5%, что составило 2,2% от общей суммы изменения активов. Уменьшение дебиторской задолженности – это положительная тенденция.

Прошедший год стал очень важным для компании «Магнит». В непростой ситуации мирового финансового кризиса она не только не понесла каких-нибудь заметных потерь в операционном бизнесе, но и сделала свои планы развития более агрессивными. Финансовые и операционные результаты истекшего года подтверждают правильность выбранной стратегии развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...