Условия успешного воспитания
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Условия успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде. Г. Нойнер пишет: “На воспитательный процесс... воздействуют определенные пространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые влияют на ход его протекания. К ним относятся общественные условия, соответствующая актуальная политико-экономическая ситуация, социальная среда, территориальное окружение, материально-организационные условия, а также более широкие (по отношению к воспитательному процессу) социальные отношения, воздействующие на воспитательные взаимоотношения между воспитателем и воспитуемыми” [8, с. 80]. Э. Дрефенштедт перечисляет общественные, территориальные, внутришкольные, материально-технические, местные, временные условия; кроме того, он особо выделяет “условия, вытекающие из состояния, тенденций и проблем развития детского коллектива, отдельных воспитанников...” [8, с. 82]. На съезде педагогов Карелии, проходящем в 2003 году, были выдвинуты следующие условия успешного воспитания: системность; создание воспитательной системы гуманистического типа; взаимодействие со средой; диалоговые методы воспитания, ситуация доверия. Стимулирует процессы развитияэмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития. По некоторым данным в России таких около 10%. Особо стоит сказать об условиях воспитания в семье.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Нормальная семейная атмосфера – это: - осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; - организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; - в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; - взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность. Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.
В ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль [9]. И каким бы ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Список литературы 1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29–35. 3. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. 4. Каптерев П.Ф. О природе детей. Энциклопедия семейного воспитания и обучениня. Вып. 17. – СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1899. 5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. 6. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1990. 7. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд-во МГУ, 1986. 8. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. 9. Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1996 10. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С.145-179. 11. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996. 12. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 13. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск: Вышэйш. школа, 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|