Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межполовые различия силовой подготовленности и характеристик техники плавания у спортсменов этапа базовой подготовки




 

Сравнительный анализ взаимосвязи силовых показателей, проявляемых в неспецифических условиях, выявил сильную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у спортсменок.

Девочки лучше, чем мальчики, реализуют умение концентрировать мышечное усилие на суше для достижения максимальной скорости плавания. Полученная зависимость подтверждает необходимость развития силовых качеств пловцов в неспецифических условиях на суше для локальной мышечной тренировки, способствуя улучшению межмышечной координации.

Из характеристик неспецифического проявления силовых качеств у мальчиков только скоростно-силовая выносливость в 30-секундной работе на тренажере имеет взаимосвязь с максимальной скоростью плавания, что отражает значимость фактора, обшей силовой подготовленности пловцов для увеличения максимальной скорости плавания.

У девочек также выявлена существенная взаимосвязь индекса скоростно-силовой выносливости в 30 – секундной работе на суше с величиной максимальной скорости плавания.

Корреляционный анализ взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик силовой подготовленности, проявляемых в специфических условиях в плавании на привязи, позволил выявить некоторые межполовые различия.

У девочек выявлено большее количество показателей, характеризующих фактор специфической силовой подготовленности пловцов. Выявленная зависимость согласуется с методическими положениями теории и методики спортивной тренировки о разносторонней подготовке спортсменов на начальных этапах тренировочного процесса.

Установлено наличие взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик сипы тяги руками и ногами при плавании кролем на груди и отсутствие аналогичной зависимости от максимальной силы тяги при плавании в полной координации, что характеризует процесс становления техники плавания. Так, например, методика целостно – раздельного метода обучения подразумевает первоначальное освоение отдельных элементов техники плавания с последующим целостным ее совершенствованием.

У мальчиков выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания кролем на груди с максимальной силой тяги при плавании в полной координации (r = 0,71), что свидетельствует о зависимости достижения максимальной скорости плавания от хорошей скоординированности гребковых движений руками и ногами.

Анализ характера взаимосвязей временных характеристик техники плавания кролем на груди и максимальной скорости плавания показал, что у девочек и мальчиков этапа базовой подготовки величина максимальной скорости плавания в основном обусловлена укороченными (по времени) гребковыми движениями. И у мальчиков и у девочек установлена отрицательная взаимосвязь времени проноса руки над водой с максимальной скоростью плавания. В то же время, общее время цикла имеет отрицательную взаимосвязь только у мальчиков (r = 0,68). Это свидетельствует о способности девочек, имеющих различные временные характеристики взаимодействия гребущей поверхности рук с водой, достигать одинаковой скорости плавания при непременно быстром проносе руки над водой. У мальчиков более выражен темповой компонент техники плавания, что подтверждается значительной положительной взаимосвязью между характеристиками темпа и скорости при проплывают контрольного отрезка (r = 0,63). У девочек аналогичная взаимосвязь несущественна.

Установлено, что у мальчиков и у девочек максимальная скорость плавания обусловлена противоположно направленной зависимостью от величины импульса силы, характеризующего действие силы во времени.

Так, у мальчиков выявленная отрицательная взаимосвязь (r = 0,68) импульса сипы и максимальной скорости плавания подтверждает предположение об акцентированном «темповом» варианте плавания кролем на груди.

У девочек выявлена положительная корреляционная зависимость максимальной скорости плавания и величины импульса сипы (r = 0,69). Следовательно; для девочек этапа базовой подготовки важным для увеличения максимальной скорости плавания является создание условий для большего взаимодействия с опорой. Этого можно добиться или увеличением времени гребка при сохранении степени развиваемого усилия или увеличением максимальной силы, проявляемой в гребке, при сохранении его временных характеристик.

Силовые характеристики спортсменов, проявляемые во времени, в различные фазы гребкового движения, отражают особенности распределения силового усилия в специфических движениях. Количественную оценку характеру распределения дает показатель градиента. В плавании кролем на груди выделяют две основные фазы гребка, которые условно можно разделить на начало гребка (захват и подтягивание) и конец гребка (отталкивание и выход из воды).

Градиент-1 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры в первой половине гребка) и градиент-2 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры во второй половине гребкового движения) имеют существенную положительную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у девочек. Девочки уже на этапе базовой подготовки способны достаточно успешно дифференцировать усилия во время гребковых движений, создавая тем самым большую скорость плавания. У мальчиков не выявлено какой-либо значимой взаимосвязи этих показателей. У девочек отмечена отрицательная взаимосвязь максимальной скорости плавания с величиной достижения 1-го пика реакции опоры (r = 0,71), что характеризует путь создания высокого значения градиента -1 – уменьшением времени достижения максимального усилия в начале гребка.

Несмотря на выделенные ранее различия во взаимосвязи максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания и показателями силовой подготовленности, проявляемой в специфических и неспецифических условиях, специальная силовая выносливость, проявляемая в плавании на привязи в течение 30-секунд, имеет одинаковую взаимосвязь с максимальной скоростью плавания. Это является показателем необходимости разносторонней силовой подготовки пловцов уже на начальных этапах тренировочного процесса. Использование средств и методов, адекватных уровню развития и подготовленности пловцов, позволит успешно решать задачи развития силовых способностей пловцов и совершенствования техники плавания.

 

 


Выводы

 

1. Структура силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации характеризуется следующими выделенными факторами: на этапе базовой подготовки – максимальная сила тяги руками на суше, максимальная сила тяги в воде (ногами, руками), показатели выносливости, регистрируемые в воде; на этапе углубленной специализации – максимальная сила тяги руками на суше, в воде (руками, ногами, в полной координации), показатели выносливости, регистрируемой на суше и в воде.

2. Предложенные математические модели позволяют прогнозировать максимальную скорость плавания по показателям силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Значения коэффициентов уравнений линейной множественной регрессии позволяют выделить значимые факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость плавания спортивными способами.

3. Установлена взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания; у спортсменов этапа базовой подготовки выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания способами кроль на труди (время цикла- r = 0,40; время проноса- r = 0,58; время достижения 1 пика реакции опоры- r = 0,48; время достижения 2 пика реакции опоры- r = 0,46) и брасс (импульс- r = 0,49); у пловцов этапа углубленной специализации установлена существенная положительная взаимосвязь максимальной скорости плавания и шага во всех спортивных способах плавания, (соответственно, r = 0,69; r = 0,63; r = 0,64; r = 0,38 в брассе), также динамических характеристик техники в способах плавания кроль на груди (r = 0,41) кроль на спине (r = 0,47) и баттерфляй (r = 0,39).

4. Неспецифическое проявление силовых способностей пловцов имеет корреляционную зависимость с максимальной скоростью плавания всеми спортивными способами только на этапе углубленной специализации.

У спортсменов этапа базовой подготовки существенная взаимосвязь неспецифического проявления силовых способностей с максимальной скоростью плавания выявлена только в плавании кролем на груди, и с величиной тяговых усилий на суше при имитации фазы гребкового движения в конце «гребка».

5. Проявление силовых качеств в специфических условиях водной среды (максимальная сипа тяги при плавании на привязи) имеет более тесную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания спортивными способами на этапе углубленной специализации, чем на этапе базовой подготовки.

6. Выявлены существенные межполовые различия в плавании кролем на груди на этапе базовой подготовки; 1) девочки достигают максимальной скорости плавания в большей степени за счет дифференцированного распределения усилий в гребковых движениях; у мальчиков отмечена взаимосвязь максимальной скорости плавания и темпа движений: 2) у девочек максимальные силовые показатели и скоростно-силовая выносливость, зарегистрированные на суше, обуславливают достижение максимальной скорости плавания; у мальчиков только индекс скоростно-силовой выносливости, зарегистрированной в неспецифических условиях, имеет влияние на изменение максимальной скорости плавания; 3) у девочек выявлено большее количество взаимосвязей максимальных силовых показателей, зарегистрированных в специфических условиях, с максимальной скоростью плавания, чем у мальчиков.

 

 


Список литературы

1. 1960–1999 годах // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №1. - С. 49. Современная система спортивной подготовки/ Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.

2. Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. -224 с.

3. Бауэр В.А. Научно-организационнные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Автореферат. Дим. Канд. Пед. Наук.-М., 1994.-26 с.

4. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. – М., 1991. – Т. I.-С. 306.

5. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М., 1981.

6. Булгакова Н.Ж. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт., 1979. – 320 с.

7. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

8. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1991. – 240 с.

9. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение. 1991. – 191 с.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин – тов физ. культ. – М., 1991.

11. Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 0022300 – Физическая культура и спорт «Квалификация – педагог по физической культуре и спорту»: Учебное пособие. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 126 с.

12. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Виша школа. Головное изд – во, 1984. – 352 с.

13. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно – методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.

14. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной тренировки. Издательство «СААМ». М. – 1995. 448 с.

15. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. ин – ов и пед. училищ. по спец №2115 «Начальная военная подготовка и физ. воспитания» и №1910 «Физ. культура.» / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев и др.; Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2000. – 480 с.

17. Шлемин А.М., Брыкина А.Т. Гимнастика. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215 с.

18. Влияние тренировочной работы различной направленности на изменение характеристик техники плавания, силовых возможностей и ЭМГ./ Фомиченко ТГ., Балакши ТМ., Медведев В.П., Сорокина Г.В., Плотников А.В. /В сб. Актуальные вопросы современного плавания. – Волгоград: ВГИФК., 1993., 0,25 пл. (в соавторстве, авторские – 75%).

19. Балакши Т.М., Фомиченко T.Г., Медведев В.П., Управление произвольными двигательными действиями в локомоциях плавания. / Тез. докл. 1 межвуз. науч.-практ. конф.» Медицина, охрана здоровья. Физкультура и спорт.» – Волгоград: Перемена, 1994. – 0,15 пл. (в соавторстве, авторские – 60%).

20. Фомиченко T.Г., Балакши T.М., Кукушкин АА. Структура силовой подготовленности спортсменов – пловцов групп спортивного совершенствования ДЮСШ плавания. / Метод – рекоменд, для тренеров, специалистов по плаванию. - Волгоград: ВГИФК, 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%).

21. Фомиченко Т.Г., Балакши Т.М., Структура силовой подготовленности спортсменов-пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ плавания./ Метод – реком. для тренеров и специалистов по плаванию. – Волгоград: 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%)

22. Балакши Т.М., Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и показателей максимальных силовых возможностей пловцов, проявляемых в специфических условиях водной среды. // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Вып. 2. – Волгоград: 1996. – 0,5 п.л.

23. Амосов Н.М. Разумеется о здоровье. – М., 1987. стр. – 64.

24. Антропов М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., 1968. стр. – 147.

25. Веленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М., 1989. стр. – 54–58.

26. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М., 1995. стр. -121.

27. Олимпийская энциклопедия. – М., 1979. стр. – 158, 161.

28. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М., 2002. стр. -126,127–137.

29. Ильинич В.И.М. Физическая культура студента, 2000. стр. -380 – 397.

30. В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987

31. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

32. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

33. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. – М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...