Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие сведения по истории невропатологии и психоневрологии




Формирование невропатологии как самостоятельной научной дисциплины в России связано с именем А. Я. Кожевникова (1836 – 1902), которому в 1869 г. правлением Московского университета было поручено организовать кафедру нервных и душевных заболеваний. До этого времени в программе медицинских факультетов еще не существовало невропатологии и психиатрии как самостоятельных клинических учебных дисциплин.

Талантливый ученый и блестящий организатор, А. Я. Кожевников (рис. 1) сделал очень многое для развития отечественной невропатологии и психиатрии. Им была организована первая кафедра нервных и душевных заболеваний, построена клиника нервных болезней.

А. Я. Кожевников – автор многих научных работ, среди которых особое значение имели работы, посвященные изучению афазии и ее форм; им описана особая форма корковой эпилепсии, возникающей после клещевого энцефалита.

Ценными являются исследования А. Я. Кожевникова по гистологии нервной системы. Им был прослежен переход длинных отростков нервных клеток в волокна пирамидного пути.

А. Я. Кожевников по праву считается выдающимся представителем отечественной невропатологии, создателем крупной отечественной школы неврологов. В числе его учеников С. С. Корсаков, В. К. Рот, В. А. Муратов, Л. О. Даришкевич, Г. И. Россолимо и др.

Ученик А. Я. Кожевникова В. К. Рот (1848-1916)– один из талантливых клиницистов-неврологов своего времени. Исследовательские работы В. К. Рота, посвященные изучению мышечных атрофии, позволили отграничить первичное поражение мышц при миопатии от сходных поражений их при заболеваниях спинного мозга. Работа В. К. Рота " О мышечной сухотке" является классическим исследованием.

В. К. Рот много сделал для расширения клиники нервных болезней, организовал специальный музей и неврологический институт, расширил лаборатории. Он интересовался и заболеваниями нервной системы детского возраста. Им был написан специальный учебник, являющийся первым научным пособием на эту тему.

Деятельность В. А. Муратова (1865-1916) на кафедре нервных болезней Московского университета характеризуется продолжением и укреплением так называемого нозологического направления. В своих лекциях В. А. Муратов при описании клинической картины того или иного заболевания обращал особое внимание на причины, обусловившие развитие данной болезни и ее патогенез. Он стремился выделять обособленные группы заболеваний нервной системы, но в то же время указывал на связь их с другими близкими клиническими формами. Так, именно В. А. Муратову принадлежит замечательное обобщение, касающееся сближения таких заболеваний, как сирингомиелия, гидромиелия, гидроцефалия и киста мозжечка, как родственных форм, обусловленных одним и тем же процессом – врожденным заболеванием эпендимы.

Большое внимание В. А. Муратов уделял заболеваниям нервной системы у детей. Из научных работ, касающихся детского возраста, следует указать на его известный труд " Клинические лекции по нервным болезням детского возраста". Книга содержит 12 лекций, посвященных детальному клиническому разбору различных нервных заболеваний у детей. Клинические лекции по нервным болезням детского возраста были настольной книгой многих невропатологов.

В. А. Муратов интересовался также и психопатологией детского возраста. Его работы " К учению о периодических помешательствах у детей" (1907), " Истерия и истерический характер. Лечебные и медико-воспитательные меры" (1893) говорят о глубоком интересе автора к смежным дисциплинам. В. А. Муратов не замыкался в кругу вопросов органической невропатологии. Он подчеркивал необходимость тесной связи между неврологией и психиатрией. «По существу, – писал он, – изучение нервных и душевных болезней сливается в одну специальность и представляется частями одного и того же предмета».

В числе крупнейших неврологов московской школы широкой известностью пользовался Г. И. Россолимо (1860–1928), деятельность которого отличалась исключительной разносторонностью. Прекрасный клиницист-невропатолог, Г. И. Россолимо (рис. 2) в начале своей деятельности уделял много внимания вопросам морфологии нервной системы. В исследовании " О путях, проводящих движение и чувствительность в спинном мозгу" и ряде других он уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Эти работы имели серьезный экспериментальный характер.

В дальнейшем Г. И. Россолимо публикует ряд клинических работ на различные темы в области невропатологии как взрослых, так и детей.

Ценным вкладом Г. И. Россолимо в методику исследования нервной системы является открытие им так называемого пальцевого рефлекса. Этот рефлекс – важный клинический симптом при органических поражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приемом при объективном исследовании нервной системы.

Г. И. Россолимо проявлял большой интерес к изучению детской невропатологии и психиатрии, поэтому его по праву можно считать одним из основоположников отечественной детской невропатологии и психоневрологии.

В 1911 г. Г. И. Россолимо совместно с группой своих учеников (В. П. Хорошко, И. М. Присман, С. Я. Рабинович, А. Д. Сурков, Ф. Д. Забугин и др. ) организовал Институт детской психологии и неврологии. В этом институте впервые в России были организованы конференции, на которых с участием педагогов проводились клинико-педагогические разборы аномальных детей.

В некоторой части своих работ Г. И. Россолимо успешно сочетал вопросы медицины и педагогики, по праву считая себя врачом-педагогом. Темы его публичных выступлений, как, например " Страх и воспитание", " Искусство и больные нервы", " Роль театра в воспитании", " К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте", подтверждают его неослабный интерес к педагогическим вопросам.

Г. И. Россолимо уделял большое внимание вопросам изучения дефективного детства и может считаться одним из основоположников отечественной дефектологии.

Углубленная работа Г. И. Россолимо как клинициста-невролога сочеталась с активной общественной деятельностью. Он был одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров, где состоял бессменным председателем в течение десяти лет, основателем и редактором журнала «Невропатология и психиатрия», а также одним из организаторов Психологического общества при Московском университете. Г. И. Россолимо принимал активное участие в работе специальных съездов, связанных с воспитанием и обучением слепых, глухонемых и умственно отсталых детей, а также являлся непременным лектором на различных курсах усовершенствования учителей специальных школ.

Развитие клинической неврологии неотделимо от достижений научной психиатрии. Особенно эта связь заметна при изучении невропсихических расстройств в детском возрасте. Поэтому не случайно крупные психиатры в своих исследованиях уделяли внимание вопросам неврологии и невропатологии. Здесь в первую очередь необходимо назвать профессора С. С Корсакова, сыгравшего громадную роль в развитии отечественной и мировой психиатрии и одновременно интересовавшегося вопросами невропатологии. Так, им описана особая форма психоза, которую он наблюдал при изучении алкогольного полиневрита (множественного воспаления нервов у алкоголиков). С. С. Корсаков также занимался изучением аномального детства (тяжелых форм слабоумия).

Далее следует отметить замечательных представителей петербургской психиатрической школы, и в первую очередь таких, как И. П. Мержеевский и В. М. Бехтерев.

И. П. Мержеевскийпродолжал то направление, которое заложил один из зачинателей научной психиатрии – И. М. Балинский. П. П. Мержеевский много работал над выяснением особенностей изменения мозговой коры при психозах и слабоумии. Изучая характер поражения эпендимы и проводящих путей при прогрессивном параличе, он пользовался методами гистологического исследования. На XIII Международном конгрессе И. П. Мержеевский выступил с докладом " О патолого-анатомических изменениях в мозгу глубокоотсталых детей (микроцефалов)". В этом докладе была опровергнута точка зрения немецкого ученого К. Фогта, утверждавшего, что при микроцефалии наблюдается атавизм, т. е. обратное развитие к низшим уровням (к мозгу обезьян). И. П. Мержеевский объяснял слабоумие в подобных случаях нарушениями в развитии нервной ткани, когда определенные группы нервных клеток в силу перенесенного во внутриутробном периоде патологического воздействия остаются на уровне неиробластов. Им же было высказано предположение о механизмах, в результате которых нейробласты переходят на уровень зрелых нервных клеток. Следствием такого дозревания неиробластов является заметное улучшение в развитии слабоумных детей.

Крупнейшим представителем петербургской школы невропатологов и психиатров является В. М. Бехтерев (1857–1927), научная деятельность которого приобрела мировую известность. Направление научных исследований В. М. Бехтерева (рис. 3) характеризовалось исключительной разносторонностью. Его исследования касались как психиатрии, так и неврологии, в которой он оставил особенно заметный след. В. М. Бехтерев описал ряд заболеваний, до него неизвестных в клинике (одеревенелость позвоночника, сифилитический рассеянный склероз, мозжечковая атаксия при алкоголизме, хроническая эпилепсия и др. ). Им описан также ряд новых симптомов при различных поражениях центральной нервной системы.

Особенно большая работа проведена В. М. Бехтеревым в области анатомо-физиологического обоснования неврологии и психиатрии. Им описаны некоторые ядра черепно-мозговых нервов и их расположение, уточнен ход проводящих путей в спинном мозге, изучены связи мозжечка и др. Большие исследования проведены в области локализации функций в мозговой коре. В. М. Бехтерев положительно воспринял рефлекторную теорию и описал сочетательный тип рефлексов головного мозга. Он занимался вопросами неврологии и психиатрии детского возраста. Им был организован институт по изучению развития ребенка с первых дней его жизни, где велись специальные экспериментальные исследования в области воспитания детей.

Наряду с крупными деятелями в области отечественной невропатологии и психоневрологии большой вклад в развитие науки о мозге и его заболеваниях внесли видные ученые зарубежных стран. Здесь следует назвать имена Е. Гитцига, Ф. Гольца, О. Фриче, изучавших локализацию мозговых центров: П. Брока и К. Вернике, установивших локализацию речевых центров в коре мозга; Ч. Белля и Ф. Мажанди, открывших функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга; известного невролога Ромберга, работавшего над изучением механизмов координации, и английского ученого Д. Джексона, изучавшего локализацию двигательных центров и описавшего особую форму эпилепсии.

Знаменитый французский клиницист Ж. Шарко создал школу французских невропатологов и известен рядом исследований в области клинической невропатологии. Ж. Бабинский – крупный исследователь-клиницист, работавший, в частности, в области истерии. Им описан характерный признак при поражении пирамидного пути (рефлекс Бабинского). П. Мари – автор ряда известных работ, в том числе по вопросам клиники мозжечковой атаксии и акромегалии. К. Вестфаль и Дежерин провели ряд исследований в области клиники афазий и прогрессивно-мышечных дистрофий. Г. Оппенгейм известен многочисленными клиническими исследованиями по невропатологии, обобщенными в специальной монографии. К. Монаков создал учение о нервном шоке.

В отечественной невропатологии известны имена ряда ученых, которыми также были созданы оригинальные направления в области изучения нервной системы в норме и патологии. Так, М. И. Аствацатуров при анализе нервных заболеваний придавал большое значение состоянию физиологических процессов. Изучение нейроинфекций связано с именем М. С. Маргулиса. Е. К. Сепп, помимо того, что написал ряд работ по вопросам клинической невропатологии, проявил большой интерес к изучению эволюции нервной системы и написал специальную монографию по этому вопросу. С. Н. Давиденков и Б. Н, Маньковский уделяли особое внимание изучению наследственных и врожденных заболеваний нервной системы.

Если развитие общей невропатологии связано с терапевтической клиникой, с деятельностью таких видных терапевтов начала XIX в., как М. А. Мудров и И. Е. Дядьковский, то на формирование детской невропатологии большое влияние оказали видные педиатры того времени Н. Ф. Филатов, Н. П Гундобин, а позднее А. А. Колтыпин. Работая совместно с невропатологами, они способствовали становлению детской невропатологии. Развитие детской невропатологии в дальнейшем связано с именами Н. В. Коновалова, изучавшего особую форму заболевания подкорковых узлов, сопровождаемого поражением печени; М. Б. Цукер, известной целым рядом работ по детской невропатологии, написавшей учебник по

этой дисциплине; Р. А. Ткачева, изучавшего афазии и алексии у детей; СИ. Моделя, проведшего ряд ценных исследований в клинике заболеваний нервной системы в детском возрасте; Д. С. Футера, работавшего над изучением клиники и лечения туберкулезного менингита, опубликовавшего на эту тему специальную монографию, а также обобщившего свой клинический опыт в специальном пособии по детской невропатологии.

Изучение психических расстройств у детей, начатое в трудах И. Е. Дядьковского и И. П. Мержеевского, С. С. Корсакова, а также В. М. Бехтерева, М. О. Гуревича, В. А. Гиляровского, было успешно продолжено Н. И. Озерецким, Е. А. Осиповой, Г. Е. Сухаревой, Т. П. Симеон, А. И. Винокуровой, В. А. Мяси-щевым, С. С. Мнухиным и др.

За рубежом вопросами психоневрологии детского возраста занималось много исследователей. Среди них следует назвать таких ученых, как Г. Модзли, В. Грезингер, Г. Эммингауз, Т. Циген, А. Гомбургер, а также Й. Цаперт и др.

Нервно-психические заболевания иногда приводят к стойким нарушениям деятельности мышления, речи, органов чувств. В детском возрасте эти остаточные после болезни явления резко осложняют обучение детей и приспособление их к трудовой деятельности. Воспитание и обучение так называемых аномальных детей в специальных школах не может полноценно решаться силами одних педагогов и требует участия врачей, проявляющих интерес к клинике аномального детства и к вопросам специальной педагогики. В истории развития психоневрологии как в нашей стране, так и за рубежом известны имена французских врачей Бурневиля и Сегена, изучавших слабоумных детей. Сегеном написан известный труд, посвященный проблеме воспитания и обучения глубокоотсталых детей. Интерес к указанным проблемам проявлял и В. Грезингер в Германии. В России вопросами изучения воспитания и обучения аномальных детей, в частности умственно отсталых, занимались И. А. Сикорский (в Киеве), И. В. Маляревский и П. И. Ковалевский (в Петербурге). О. Б. Фельцман, изучая особенности неврозов у детей, также интересовался детским слабоумием и организацией педагогического процесса во вспомогательной школе. В. П. Кащенко посвятил ряд исследований изучению нервных и дефективных детей в специально организованной школе-санатории. А. В. Владимирский и И. Г. Оршанский в своей врачебной деятельности большое внимание уделяли клинике аномального детства и много сделали в области углубления медицинских знаний среди педагогов специальных школ. Особенно большое значение в этом отношении имели выходившие в тот период специальные сборники по вопросам детской психоневрологии под редакцией А. В. Владимирского, А. Ф. Лазурского и И. Г. Оршанского. Ряд работ, посвященных аномальному детству, в частности детям-олигофренам, были проведены А. С. Грибоедовым, а по патологии речи – С. И. Доброгаевым (в Ленинграде). Д. И. Азбукин посвятил ряд исследований изучению различных форм олигофрении, написал на эту тему специальную монографию. Он известен как организатор высшего педагогического образования для подготовки педагогов специальных школ. А. А. Капустин интересовался неврологией аномального детства и опубликовал ряд ценных для педагогов специальных школ работ. С. Я. Рабинович также изучала клинику аномального детства (умственно отсталых и глухонемых детей). Ю. А. Флоренская известна работами по патологии речи и разработке методик по ее восстановлению.

Особое значение в деле укрепления научных основ невропатологии и психиатрии имело учение академика И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Стройная система научных фактов, раскрывающая механизмы мозговой деятельности в норме и патологии, по праву является естественнонаучным фундаментом не только для медицины, но и для психологии и педагогики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...