МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала
Словарь медицинских терминов. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела. Занятие № 1. 1. Сестринское дело СД (Россия) – часть системы здравоохранения, наука и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды. 2. СД (ВОЗ) – часть системы здравоохранения, включающая в себя деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп. 3. Философия СД – система взглядов на взаимоотношения между медсестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. 4. Система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах. 5. Сестра (медсестра) – специалист со средним образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. 6. Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации. 7. Здоровье (ВОЗ) – это полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, а не просто отсутствие заболевания. 8. Пациент – человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его. 9. Сорогения - это психогенное расстройство, вызванное некорректными действиями и высказываниями медсестры в адрес пациента 10. Субординация – система соподчинения медработников различных должностей
11. Этика – обычай, нрав, характер – философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности. 12. Ятрогения – это психогенное расстройство, вызванное некорректными действиями и высказываниями медперсонала (врача) в адрес пациента 13. Болезнь – изменение физиологического, психосоциального и духовного состояния человека, которое приводит к снижению его возможностей в самоуходе и уменьшению продолжительности жизни. 14. Деонтология – наука и поведении мед. работника в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, а также лечебного учреждения.
17. Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических, духовных факторов жизнедеятельности человека. Занятие № 2. 1. Агрессивность – приступ, нападение, враждебное, воинственно угрожающее поведение. 2. Афазия – расстройство (полное или частичное) речи вследствие поражения головного мозга. 3. Аутизм – психическое состояние рефлексии, отчужденность от коллектива. 4. Аутизм (ранний детский) – синдром, характеризующийся нарушением социальных взаимоотношений, расстройством речи и понимания, неравномерностью интеллектуального развития. 5. Биоэтика – новая междисциплинарная область знаний, которая призвана выполнять не только функцию 6. Вербальное общение – процесс передачи информации при общении от одной личности к другой с помощью речи (устной или письменной). 7. Визуальный – зрительный. 8. Информированное согласие – согласие, которое человек дает после получения информации. 9. Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.
10. Коммуникабельность – способность к общению, общительность 11. Медицинская тайна – сведения о пациенте, полученные медперсоналом от него самого или в процессе оказания помощи, не подлежащие разглашению, если они не представляют угрозу самому пациенту или обществу. 12. Мотивация – побудительный эффект 13. Невербальное общение – передачи информации при помощи мимики, жестов, осанки и позы, без использования речи. 14. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. 15. Обучение – неотъемлемая часть педагогической деятельности. 16. Педагогика – наука о воспитании и обучении человека. 17. Сестринская педагогика – передача знаний, умений и навыков от м/с к пациенту или его окружению. 18. Способность – психологическая особенность человека.
Занятие № 3. 1. Больницы (стационары) – это лечебные учреждения, где осуществляют уход за больными, нуждающимися в постоянном наблюдении с применением методов лечения, которые трудно осуществить на дому или в поликлинике. Выделяют монопрофильные и многопрофильные. 2. Санатории – ЛПУ, деятельность которых основана на использовании природных факторов. 3. Станция скорой помощи – лечебное учреждение, предназначенной для круглосуточного оказания экстренной помощи больным на госпитальном этапе при всех угрожающих жизни состояниях, а также при родах. 4. Амбулатория – лечебно-профилактическое учреждение для амбулаторного лечения больных небольшой территории или предприятия. 5. Госпиталь – лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа для лечения определенных категорий больных (обычно военных) 6. Диспансер – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам больных. 7. Пункт сестринской помощи – учреждение, обеспечивающее квалифицированное сестринское обслуживание. 8. Поликлиника – многопрофильная ЛПО, предназначенное для оказания медицинской помощи, в т.ч. специализированной помощи больным, а при необходимости – для обследования больных в домашних условиях.
9. Родильный дом – лечебное учреждение, в которых оказывают помощь женщинам при родах, в раннем послеродовом периоде и осуществляют уход за новорожденными. 10. Женская консультация – лечебное учреждение, предназначенное для выявления и лечения больных с гинекологическими заболеваниями, наблюдения за беременными, их лечение, санпросветработы 11. Клиника 12. Лечебно-охранительный режим – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя больного. 13. Сестринский процесс – научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи ориентированная на потребности пациента. 14. Проблемы пациента – проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и проблемы умирания. 15. Ожидаемый результат (цель) – ожидаемое состояние пациента, по окончании лечения или болезни, характеризующее степень благополучия пациента и необходимость в продолжении ухода, приеме медикаментов, поддержке, рекомендациях или обучении. 16. Обследование – сестринское обследование является непрерывным процессом сбора, утверждения и организации данных о статусе здоровья пациента. Данные включают физический, психологический, социальный, интеллектуальный, духовный аспекты, а также аспект развития клиента. Источники данных включают: клиента, семью, других членов обслуживающего медицинского персонала, медицинскую документацию и литературу. 17. Полупостельный режим – больному разрешается ходить, совершать самому утренний туалет, все физиологические отправления. 18. Постельный режим – режим, при котором пациенту запрещено вставать с постели. Кормление, физиологические отправления, гигиенические мероприятия пациент осуществляет с помощью медсестры. 19. Режим общий (внепалатный) – больному разрешается свободно ходить по коридору, подниматься по лестнице, гулять на улице по территории больницы.
20. Строгий постельный режим – назначается при наличии тяжелых острых заболеваний(инфаркта миокарда), больному запрещается вставать, садиться, поворачиваться в постели. Длительность режима назначает врач. 21. Сестринское вмешательство – любое поведение или действие сестры, направленное на выполнение сестринского плана по уходу в целом или достижении отдельных его целей и необходимое для достижения ожидаемых результатов.
Занятие № 4. 1. Модель сестринского ухода – это систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики. 2. Потребность – физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. 3. Основные человеческие потребности – условия для роста и развития: физиологические, психологические и социальные потребности, необходимые для поддержания физиологического равновесия, психического и социального здоровья. 4. Потребность в уходе – состояние или проблема, при которых пациент не в состоянии удовлетворить свои физиологические, духовные или связанные с развитием потребности в повседневной жизни. 5. Самоуход – осознанная практическая деятельность, осуществляемая людьми, с целью поддержания качества жизни, здоровья и хорошего самочувствия.
Занятие № 5. 1. Аналгезия – отсутствие боли, обезболивание 2. Боль – субъективное ощущение, имеющее определенные психосоциальные, культурные и физические аспекты. 3. Иррадиация – распространение болевых ощущений. 4. Локализация – место развития патологического процесса.
МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала Занятие № 1. 1. Биологическая жидкость – любая жидкость, вырабатываемая в организме человека (кровь, моча и т.д.).
5. Патогенный – болезнетворный Занятие № 2.
Занятие № 3. 1. ВБИ – внутрибольничная инфекция (госпитальная, нозокоминальная) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает пациента в результате его поступления в ЛПУ или обращения за медпомощью или сотрудников ЛПУ, вследствие их работы в данном учреждении, в независимости от того появились симптомы заболевания во время пребывания в больнице или после выписки. 2. Инфекционный процесс – процесс взаимодействия микроорганизма с макроорганизмом.
6. Иммунитет – невосприимчивость организма к возбудителям болезней или определенным ядам 7. Иммунная система – это сложная система, которая включает такие связанные с лимфатической системой органы, как костный мозг, вилочковая железа, селезенка, миндалины, аденоиды, аппендикс, лимфатические узлы, а также кровеносные и лимфатические сосуды. Воздействие бактерий, вирусов, грибков, паразитов, вредных веществ в пищевых продуктах или токсинов окружающей среды вызывает ответную реакцию иммунной системы, наиболее заметную у лимфоцитов, фагоцитов и комплемента. 8. Иммунодефицит – это состояние, при котором иммунная система человека не может защитить организм в результате повышенной восприимчивости к различным инфекционным и раковым заболеваниям 9. ВИЧ – вирус (микроорганизмом является вирус) иммунодефицита (микроорганизм вызывает разрушение иммунной системы) человека (микроорганизм поражает организм человека). 10. СПИД – синдром (группа признаков и симптомов) приобретенного (переданного от другого человека, а не врожденного) иммуннодефицита (нарушение способности организма бороться с инфекциями и некоторыми раковыми заболеваниями). 11. Вирусные гепатиты - большая группа вирусных антропонозных заболеваний, протекающих с поражением печеночной ткани, этиологические, эпидемиологические и патогенетические характеристики которых различны, однако клинические проявления достаточно однотипны, исходы и последствия обусловлены особенностями этиологии и патогенеза. 12. Туберкулез – особо опасное инфекционное заболевание, при котором поражаются легкие.
Занятие № 4. 1. Дезинфектант – химическое средство, обладающее дезинфицирующим эффектом.
Занятие № 5.
5. Дезактивация – очищение воздуха, предметов, кожи от радиоактивных частиц.
Занятие № 6. 22. Инвазивные процедуры – манипуляции, при которых нарушается целостность тканей, сосудов, полости. 23. Интактная кожа – кожа, не имеющая отклонений в структуре и функции. 24. Медицинские инструменты – инструменты, применяющиеся во время процедур в различных отраслях медицины (хирургии, стоматологии, гинекологии, отоларингологии и др.). Занятие № 7. 1. Медицинские отходы – это любые отходы, состоящие из тканей человека, крови или других жидкостей тела, экскрементов, фармацевтическх продуктов, бинтов, одежды, предметов медицинского ухода и зубоврачебной практики, шпирцев, игл и других острых предметов, которые были в контакте с кровью или экскрементами, и в случае, если их не обезвредить, могут быть опасными, для любого человека, вошедшего с ними в контакт и инфицировать его. 2. Утилизация – уничтожение.
Занятие № 8.
2. Детергенты – моющие средства.
Занятие № 9.
Занятие № 10.
2. Крафт-пакет – пакет из прочной влагопрочной бумаги, применяемый для стерилизации инструментария. 3. Экспозиционная выдержка – промежуток времени для наступления дезинфекции (стерилизации). Занятие № 11.
5. Эргономика – отрасль науки, занимающаяся изучением человека в производственной среде и проектированием механизмов изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника.
Занятие № 12.
7. Гемиплегия – односторонний паралич. 8. Парез – постоянный паралич. 9. Параплегия – паралич обеих (нижних или верхних) конечностей. 10. Тетраплегия – паралич верхних и нижних конечностей. 11. Контрактура – состояние, характеризующееся неподвижностью сустава в результате заболевания или длительного бездействия.
Занятие № 13.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|