Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б.Вещественный тип данных.




Тип real (вещественный). Значения вещественного типа занимают 8 байт, содержат 15-16 значащих цифр и по модулю не могут превосходить величины 1.7∙10308. Самое маленькое положительное число вещественного типа равно 5.0∙10-324.

 

В. Логический тип данных.

Для объявления переменных логического типа используется служебное слово Boolean. Логическая переменная может принимать одно из двух значений логических констант True или False (т.е. истина или ложь). Переменные и константы логического типа занимают 1 байт

 

Г. Символьный тип данных.

В языке Pascal возможно использование переменных, в которых может храниться один символ (буква, знак или любой символ клавиатуры). Как известно символьная информация в компьютере кодируется. Это значит каждому символу поставлено в соответствие некоторое целое число. Чтобы в таких кодировках не было разночтения, Институт стандартизации США ввел в действие систему кодирования ASCII (American Ctandard Code for Information Interchande – стандартный код информационного обмена США). В системе АSCII закреплены две таблицы кодирования – базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255.

Первые 32 кода базовой таблицы, начиная с нулевого, отданы производителям аппаратных средств (в первую очередь производителям компьютеров и печатающих устройств). В этой области размещаются так называемые управляющие коды – это коды для таких клавиш, которым не соответствуют никакие символы языков. Эти коды не выводятся ни на экран, ни на устройства печати. Например, клавиши Enter, Backspase и другие.

Начиная с 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита, знаков препинания, цифр, арифметических операций и некоторых других вспомогательных символов. Для национальных языков отводятся коды со 128 по 255.

Символьный тип переменных объявляется служебным словом CHAR. Значения этого типа занимают 1 байт и представляют собой символы в кодировке Windows.

 

 

Вопрос 15.

В языке Pascal имеется очень много стандартных математических функций. Приведем только некоторые из них. При записи стандартной функции аргумент обязательно должен заключаться в круглые скобки. Аргументом функции может быть числовая константа, числовая переменная и арифметическое выражение. Значением функции является число.

 

Таблица стандартных функций.

Обозначение функции Тип аргумента х Тип функции Операция
Abs(x) Целый, Вещественный Целый, Вещественный Вычисление абсолютного значения х
Sqr(x) Целый, Вещественный Целый, Вещественный   Вычисление х2
Sqrt(x) Целый, Вещественный Вещественный Вычисление квадратного корня из х
Exp(x) Целый, Вещественный Вещественный Вычисление ех
Frac(x) Вещественный Вещественный Вычисление дробной части числа х
Int(x) Вещественный Вещественный Вычисление целой части числа х
Trunc(x) Вещественный Целый Нахождение целой части числа х по следующим правилам: 1) Если х >=0, то результат будет <= х. 2) Если х <0, то результат будет > х.
Succ(x) Целый Целый Выдает следующее за х значение
Pred(x) Целый Целый Выдает предыдущее х значение
Ln(x) Цулый Вещественный Вещественный Вычисление Ln(x)
Round(x) Вещественный Целый Округлить до ближайшего целого числа
Sin(x) Целый, Вещественный Вещественный Вычисление Sin(x)
Cos(x) Целый, Вещественный Вещественный Вычисление Cos(x)
ArcTan(x) Целый, Вещественный Вещественный Вычисление ArcTg(x)
Odd(x) Целый Логический Выдает значение «Истина», если число х нечетное; значение «Ложь», если х – четное.
Random(x) Целый Целый Выдает случайное целое число из интервала [0, x)
Random     Выдает случайное вещественное число Из интервала [0, 1)

 

Пример. Пусть дано следующее математическое выражение

Запишем его на языке Pascal.

(x2 +exp(a)-sqr(b)) / (sqr(x) – c)+ 7 * y / 4

Это есть арифметическое выражение.

 

 

Вопрос 16.

К арифметическим операциям относятся сложение, вычитание, умножение, деление, нахождение остатка и частного от деления одного целого числа на другое целое число. Для каждой из этих операций имеется свое обозначение: + (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление), mod (нахождение остатка при целочисленном делении), div (нахождение частного при целочисленном делении).

Пример. Пусть имеются переменные а и b целого типа, х и у вещественного типа, а также константы s=5 и t=6.78. Запишем несколько арифметических операций с использованием данных величин.

a / s (деление целой переменной a на целую константу s)

b mod a (нахождение остатка от деления целой переменной b на целую переменную a)

a div s (нахождение частного от деления целой переменной a на целую константу s)

Тип результата операции зависит от типов величин (операндов), входящих в эту операцию.

1. Для операций mod и div операнды могут быть только целого типа, тип результата также целый.

2. Для операций сложения, вычитания и умножения справедливо следующее:

а)если оба операнда целые, то тип результата целый;

б)если оба или хотя бы один операнд вещественный, то тип результата вещественный.

3. Для операции деления тип результата всегда вещественный, независимо от типов операндов.

Числовые константы и числовые переменные, соединенные знаками арифметических операций, стандартных функций и круглыми скобками, образуют арифметические выражения.

Арифметические выражения могут быть довольно сложными, поэтому при их записи должны соблюдаться следующие правила:

1.Все величины, входящие в арифметическое выражение, должны быть записаны в одну строку.

2.Все знаки операций должны быть обязательно проставлены.

3.Для указания порядка выполнения действий используют круглые скобки с учетом обще принятой математической иерархии действий.

4. Нельзя писать два знака операций один за другим.

5.Нельзя писать две константы одна за другой.

6.Нельзя писать две переменные одна за другой.

При вычислении значений арифметических выражений необходимо знать числовые значения всех величин, входящих в это выражение и их типы. Тип значения арифметического выражения может быть:

а)целый – если все операнды этого выражения целого типа и используются любые арифметические операции, кроме деления (/), а также стандартные функции, у которых значение аргумента и значение функции могут быть только целого типа;

б)вещественный – если хотя бы один операнд вещественного типа или есть хотя бы одна операция деления (/) или одна функция, значением которой может быть только вещественное число.

Приоритет определяет порядок выполнения операций в выражении. Первыми выполняются операции, имеющие высший приоритет. Операции, имеющие одинаковый приоритет, выполняются слева направо.

 

Вопрос 17.

К операциям отношения относятся: >(больше), >=(больше или равно), <(меньше), <=(меньше или равно), =(равно), <>(не равно).

С помощью этих операций составляют выражения. В таких выражениях обязательно должно быть два операнда. Операндами могут быть числовые константы, переменные и арифметические выражения.

Например, А > B, X+Y <=7, 3 < 9, C=D+2.

Такие выражения могут быть либо истинными, либо ложными. Истинность такого выражения зависит от числовых значений, входящих в выражение. Значением такого выражения может быть либо TRUE ( истина), либо FALSE (ложь).

Выражения, записанные с помощью операций отношения, являются простыми логическими выражениями.

Простые логические выражения с помощью логических операций можно объединять в сложные логические выражения.

Логические операции приведены в следующей таблице:

Запись операции на Pascal Суть операции Значение перемен-ной А Значение перемен-ной В Значение операции
Not(A) Отрицание (нет) True False – – False True
(A) and (B) Логическое умножение (союз и) True True False False True Ffalse True False True False False False
(A) or (B) Логическое сложение (союз или) True True False False True False True False True True True False

 

Например: (a>b) or (c=d), (2=7) and (c<x+4), not(3<8) – это сложные логические выражения. Такие выражения могут принимать значения либо TRUE, либо FALSE.

 

 

Вопрос 18.

Программа на языке программирования Pascal может состоять из трех разделов:

 

1. Заголовок программы – это строка, которая начинается служебным словом Program, после которого идет имя программы (идентификатор, который придумывает программист), в конце предложения ставится точка с запятой.

Например, Program Faktorial;

Обычно имя программы отражает содержание самой программы, но это не обязательно. В программе заголовок программы необязателен, т.е. его можно и не писать.

 

2.После заголовка программы следует раздел описаний (или еще говорят раздел объявлений), в котором может присутствовать довольно много подразделов, каждый из которых должен начинаться своим служебным словом. Таким как:

Uses (объявление подключаемых модулей);

Type (объявление структурированного типа);

Label (объявление меток);

Const (объявление констант);

Var (объявление переменных);

Procedure (объявление процедуры пользователя);

Function (объявление функции пользователя).

Количество подразделов зависит от тех объектов, которые будут использоваться в программе. Однако существуют программы, в которых этот раздел может отсутствовать вообще.

 

3.Далее идет исполняемая часть программы. Она начинается служебным словом Begin и заканчивается служебным словом End. В конце программы обязательно ставится точка – это признак конца программы. Между служебными словами Begin и End записываются любые операторы и процедуры языка Pascal – они составляют тело программы.

В общем виде структуру программы можно представить следующим образом:

Program имя_программы; Раздел описаний Begin Тело программы End.  

Вопрос 19

Оператор ввода в языке программирования ПаскальАВС, перевод служебного слова, характеристика списка ввода, порядок работы оператора.

С помощью оператора присваивания переменным даются числовые значения. Таким образом, исходная информация (т.е. то, что дано в задаче) вводится в компьютер. В этом способе есть существенный недостаток. Например, составлена программа для исходных данных а=2, в=3. Чтобы исполнить программу при других значениях а и в, необходимо вносить исправления в саму программу, что может привести к ошибкам. Чтобы исправить этот недостаток, в языке программирования Pascal существует специальная процедура ввода исходной информации в компьютер.

Формат записи процедуры ввода следующий:

Readln (список);

В этой процедуре Readln – служебное слово (в переводе обозначает «читать»), список может содержать только имена переменных, разделенных запятой.

Компьютер, дойдя при выполнении программы до процедуры Readln, приостанавливает дальнейшее выполнение и на экране появляется окно ввода данных.

Компьютер ожидает, пока не будут с помощью клавиатуры набраны числовые значения для тех переменных, которые находятся в списке. Числовые значения можно перечислять через пробел и через нажатие клавиши Enter. Компьютер читает эти числовые значения и автоматически присваивает их тем переменным, которые записаны в списке, в порядке их записи в процедуре. Исходя из этого, при вводе числовых значений необходимо выполнять следующие правила:

1. Числовое значение и переменная, которой это значение присваивается должны быть одного типа.

2. Числовые значения должны идти в том же порядке, что и соответственные им переменные в списке.

Процедура ввода графически изображается блоком обмена информацией. Обычно, перед процедурой ввода записывают процедуру вывода на экран поясняющего текста, т.е. выводят, какую информацию в данный момент необходимо ввести в компьютер. Пример…

 

Вопрос 20

Оператор вывода на экран в языке программирования ПаскальАВС, перевод служебного слова, характеристика списка вывода, порядок работы оператора.

 

Для вывода на экран информации используется процедура вывода, которая состоит из служебного слова Writeln (в переводе обозначает «писать») и списка вывода, который записывается в круглых скобках, заканчивается процедура точкой с запятой.

Общий вид записи процедуры вывода: Writeln (список);

Список вывода может содержать одну или несколько текстовых констант, а также переменных, которые отделяются друг от друга запятой. В списке могут находиться и другие величины, которые будут рассмотрены далее.

Пример…В процедуре Writeln окончание ln переводит пишущее устройство на начало новой строки после выполнения процедуры. Write ---.

Графическое представление…

 

Вопрос 21

Вывод нескольких данных на экран в строку и в столбец в языке программирования ПаскальАВС, форматы вывода данных разных типов.

Write – служит для вывода в строку, а приставка Ln означает, что то что вы выводите, будет выведено в столбец.

Чтобы сократить количество знаков после запятой, в языке программирования Pascal используются форматы вывода числовых значений переменных

Форматы вывода числовых значений переменных записываются непосредственно в программе. Для значений переменных целого типа используется следующий формат:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...