Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место литературы в культуре Древней Греции




 

Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой литературы. На рубеже IX-VIII вв. до н.э. возродилась письменность (забытая в гомеровский период). По преданию, Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплыл на о. Фера и научил местных греков финикийскому способу письма; на его основе те создали свой алфавит (ахейский), позже включив в него и символы для обозначения гласных звуков. С островов Эгейского моря он проникает в Аттику, затем распространяется на Пелопоннесе, в Фессалии, Беотии и Фокиде; возникают разные его варианты, которые составляют две основные группы - западногреческую (беотийский, лаконский, аркадский) и восточногреческую (староаттический, милетский, коринфский). Самым совершенным был милетский алфавит, постепенно ставший общегреческим. В VIII в. до н.э. греки писали, как и финикийцы, справа налево; в VII в. до н.э. они перешли на бустрофедон (как пашут поле на быках - чередование строк справа налево и слева направо); в VI в. до н.э. греки начинают наносить буквы слева направо. Законы и памятные надписи вырезались на деревянных досках, каменных, мраморных и бронзовых плитах; все остальные тексты писались на коже, древесном лыке, холсте, глиняных черепках и деревянных вощеных табличках, позже на папирусе (из волокнистой сердцевины камыша), доставляемом из Египта. Знаки прочерчивали грифелем или рисовали камышевыми кисточками, обмакиваемыми в чернила из сажи с добавлением клея или из отвара корней марены.

Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н.э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся аэдами. В конце VIII в. до н.э. Гесиод <http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000804/1000804a1.htm> создал два новых вида эпической поэзии - дидактическую («Труды и дни») и генеалогическую («Теогония»). С середины VII в. до н.э. ведущим жанром стала лирика, родоначальником которой был Архилох Паросский; ее расцвет связан с именами Алкея <http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000534/1000534a1.htm>, Сапфо <http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010479/1010479a1.htm>, Тиртея, Стесихора, Анакреонта <http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000547/1000547a1.htm>, Симонида Кеосского и др. К архаическому периоду относится и рождение драмы; возникшая в Пелопоннесе, она расцветает во второй половине VI в. до н.э. в Афинах (трагедии Феспида <http://www.krugosvet.ru/articles/10/1001062/1001062a1.htm> и Фриниха); оформляется древнегреческий театр. Появляются прозаические жанры: историописание (логографы Гекатей Милетский и др.), философская проза (Фалес <http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011574/1011574a1.htm>, Анаксимандр <http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010817/1010817a1.htm>, Гераклит <http://www.krugosvet.ru/articles/116/1011640/1011640a1.htm>), басня (Эзоп <http://www.krugosvet.ru/articles/05/1000528/1000528a1.htm>).в. до н.э. ознаменовался расцветом греческой литературы, в первую очередь драмы. В творчестве Эсхила (525 - ок. 456 до н.э.), Софокла (ок. 496-406 до н.э.) и Еврипида (ок. 480-406 до н.э.) оформляется классическая трагедия. Составными ее элементами становятся пролог (начало трагедии до первого выступления хора), парод (первое выступление хора), чередование эписодий (диалоги актеров и хора) и стасим (песни хора), эксод (заключительная песнь хора). Постепенно увеличивается число актеров (два у Эсхила, три у Софокла) и падает значение хора: он теряет связь с действием и превращается из главного героя в простого комментатора событий. Мифологические сюжеты все более осовремениваются. Утверждается принцип строгого единства действия: трагедия перестает быть чередой слабо связанных между собой сцен (Эсхил); теперь они сцепляются ведущей темой (Софокл и Еврипид). Происходит изменение в трактовке образов: если эсхиловские персонажи монолитны, свободны от внутренних противоречий, предельно обобщены и героизированы, а поступки их определяются внешними событиями, то Софокл, при всей идеализации персонажей, уже подчеркивает их индивидуальность и делает их характеры главным двигателем сюжета; Еврипид же ставит в фокус трагедии столкновение противоречивых человеческих страстей, внутренний психологический конфликт деидеализированных героев. Классическая комедия обретает свою форму в творчестве Кратина (ум. после 423 до н.э.) и особенно Аристофана (ок. 445 - ок. 385 до н.э.). Заимствованную у трагедии структуру она дополняет агоном (состязание персонажей) и парабасой (обращение хора к публике); число актеров в ней не менее трех, расширен (по сравнению с трагедией) и состав хора. Комедия V в. до н.э. ориентирована исключительно на сатирическую и пародийную трактовку современности (особенно политической жизни), но ее занимают не человеческие поступки, а отвлеченные идеи: это пока еще не комедия интриги, а комедия масок (обобщенных типов).

В области лирической поэзии особую роль приобрела хорическая лирика. Симонид Кеосский (557/566-468 до н.э.), Пиндар (ок. 520 - после 447 до н.э.) и Вакхилид (516-450 или 505-430) работали прежде всего в жанре эпиникии (песнь в честь победителя на состязании). Их полная высокого благородства и торжественной величественности поэзия служила прославлению религии, полисного порядка и полисной морали.

Серьезные изменения имели место в литературе IV в до н.э. Снижается роль поэзии. Жанр трагедии приходит в упадок. Комедийный жанр в IV в. до н.э. представлен среднеаттической комедией (Антифан, Алексид), в которой политическая тематика постепенно вытесняется бытовой: наряду с пародийно-мифологическими сюжетами обычными становятся сюжеты из жизни гетер и параситов; исчезает парабаса, бывшая средством социальной и политической критики. Возрастает значение интриги, индивидуализируются характеры. В лирической поэзии ведущие позиции занимает эротическое направление (Антимах Колофонский), падает интерес к гражданской тематике, усиливается внимание к форме.

На первый план выходят прозаические жанры. Лучшие образцы исторической прозы IV в. до н.э. - «Анабасис» и «Греческая история» Ксенофонта <http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010931/1010931a1.htm> (ок. 440 - ок. 350 до н.э.), «Всемирная история» Эфора (середина IV в. до н.э.), «Греческая история» и «История Филиппа» Феопомпа (377 - после 320 до н.э.); они продолжают фукидидовскую традицию в историографии. Политическая проза представлена прежде всего сочинениями Ксенофонта «Агесилай», «Лакедемонская полития», «Гиерон» и «Киропедия» («Воспитание Кира»), в которых разрабатываются модель идеального правителя и методы его воспитания, и диалогами Платона (ок. 427-347 до н.э.) «Политик», «Государство» и «Законы», где предлагается модель идеального общества, состоящего из трех функциональных сословий (философы-правители, стражи и производители); в нем упразднены семья и частная собственность. Особый расцвет в IV в. до н.э. переживает ораторская проза; оформляются три ее типа - политическая, судебная и эпидектическая (торжественная). Вершины своей она достигает в речах афинских ораторов Лисия (ок. 450 - ок. 380 до н.э.), Исократа (436-338 до н.э.), Демосфена (384- 322 до н.э.) и Эсхина (390-314 до н.э.).

Греческая культура конца IV - середины II в. до н.э. представляла собой разновидность эллинистической культуры, возникшей в результате синтеза греческих и восточных культурных традиций. Ее особенностью была более тесная, чем в других регионах эллинистического мира, связь с классическими образцами литературы и искусства. В литературной и интеллектуальной сферах Греция конца IV - середины II в. до н.э. выделяется среди других государств эллинистического мира двумя крупными достижениями, тесно связанными с Афинами. В конце IV в. до н.э. там рождается новоаттическая комедия; ее родоначальником считается Филемон (ок. 361-263 до н.э.). Его продолжателю Менандру (ок. 342 - ок. 292 до н.э.) принадлежит заслуга создания комедии характеров, главным в которой является не внешняя занимательность сюжета, не отдельные сценические эффекты и буффонада, а раскрытие характеров персонажей, определяющих все развитие действия. Это уже не условные характеры, не отвлеченные идеи (как у Аристофана), а определенные психологические типы, переданные в своей динамике.


Заключение

 

Театральные представления в Древней Греции по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке - «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение - «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность - желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой - мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XII вв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литература.


Список использованной литературы

 

1.    Античная литература. Греции. Антология. Ч. 1-2. М., 1989

2. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М, 1972

.   Грант М. Классическая Греция. М., 1998

.   Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985

.   Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб, 1995

.   Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990

.   Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970

.   Радциг С. Н. История древнегреческой литературы. М., 1982

.   Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. М., 1999

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...