Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ внешней среды ООО «Отрада»




 

Среда внешнего воздействия – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем – макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рисунок 2).

 

   

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

   
                 

Факторы косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия

Политические и правовые Экономические Социальные Технологические и технические Экологические Поставщики Покупатели Конкуренты Профсоюзы

Рисунок 2 - Внешняя среда организации

 

Анализ внешней среды косвенного воздействия проведем с помощью PESTE-анализа (таблица 2). Оценку произведем по следующим критериям:

- оценка важности фактора для отрасли (Х): 3 – большое значение, 2 – умеренное влияние; 1 – слабое значение.

- оценка влияния на организацию (Y): 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние; 0 – отсутствие влияния.

- оценка направленности влияния (Z): 1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность (угроза).

Для анализа выберем те факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние: открывают дополнительные возможности или несут потенциальную угрозу.

Области значения влияний макросреды: (-441;-147) – неблагоприятное; (-147;147) – нейтральной; (147;441) – благоприятное.

 

Таблица 2 - Обобщение результатов оценки факторов косвенного воздействия внешней среды ООО «Отрада»

Факторы

Важность для СЗХ[1] Влияние на организацию Направленность влияния Сила воздействия
Х Y Z S=X+Y+Z

Политические и правовые

1. Состояние законодательства 2 2 1 5
2. Экономическая политика государства 3 3 1 7
3. Внутриполитическая стабильность 2 2 1 5
4. Международное сотрудничество 1 0 1 2
5.Последствия внешнеполитических акций 1 0 1 2
Итого 9 7 5 21

Экономические

1. Уровень экономич-го развития страны 3 2 1 6
2. Инфляция 2 2 -1 3
3. Уровень доходов населения 3 3 -1 5
4. Тенденции потребления населения 3 3 -1 5
5. Система налогообложения 2 2 -1 3
Итого: 13 12 -3 22

Социальные

1. Культурные и нравственные ценности 2 2 1 5
2. Уровень образования населения 1 0 1 2
3. Стиль жизни 2 2 1 5
4. Степень урбанизации 2 2 1 5
5. Формы культуры 1 0 1 2
Итого: 8 6 5 19

Технологические и технические

1. Технологические изменения в отрасли 2 2 1 5
2. Технол-е изм-я в смежных отраслях 2 2 1 5
3. Внедрение современных ИТ 2 2 1 5
4. Ужесточение требований безопасности 3 3 1 7
5. Автоматизация оборудования 2 2 1 5
Итого: 11 11 5 27

Экологические

1. Природные ресурсы 2 2 1 5
2. Климатические условия 3 3 -1 5
3. Дефицитность отдельных ресурсов 2 2 1 5
4. Уровень загрязненности 3 3 -1 5
5. Источники сырья 2 2 1 5
Итого: 12 12 1 25
ВСЕГО: 53 48 13 114

 

Политические факторы: несомненно предприятие ООО «Отрада» зависит от законодательства и экономической политики государства, особенно от законов, регулирующих деятельность торговых предприятий (например, направленных на регулирование оборота алкогольной продукции). Международные отношения - несомненно предприятие должно использовать возможности для расширения рынков сбыта (например территория Курской области, страны Ближнего зарубежья).

Экономические факторы: предприятие ООО «Отрада» не пользуется льготами по налогообложению, уровень доходов населения в области еще не достаточно высок, поэтому покупательная способность достаточно низкая, хотя продукции и услугам предприятия ООО «Отрада» отдается предпочтение по сравнению с подобными предприятиями. Несомненно факторы инфляции и уровня доходов населения оказывают негативное влияние на предприятие. Тенденция потребительских предпочтений населения имеет отрицательное влияние, т.к. пока направлена на организацию отдыха на относительно долгое время (больше недели) за пределами Курской области (южные морские и горные курорты).

Социально-культурные факторы: в случае ООО «Отрада» на его деятельность оказывают в общем умеренное влияние: культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране. Население, проживающее в городе естественно стремиться «выбраться» на природу для отдыха и здесь большое значение имеет удаленность от города (т.к. речь идет об 1-2 днях), привычка к отдыху в определенных местах, различные праздники (государственные, семейные).

Научно- технический прогресс оказывает значительное влияние на предприятие ООО «Отрада»: внедрение новых ресурсосберегающих технологий способствует снижению издержек, большей информированности и оперативности; ужесточение требований безопасности способствует уменьшению травматизма при оказании услуг предприятием (в т.ч. и уменьшению страховых выплат).

Экологические факторы влияют на деятельность предприятия достаточно сильно. Наиболее сильное влияние оказывают климатические условия и уровень загрязнения – от них в достаточной мере зависит спрос на услуги предприятия. В климатических условиях средней полосы для отдыха не требуется акклиматизация, но с другой стороны недостаток йода, пониженная влажность делают более предпочтительным для населения Курской области отдых на морских побережьях.

В целом влияние косвенного воздействия внешней среды (114) попадает в область значений (-147;147), т.е. оказывает нейтральное влияние.

Анализ прямого воздействия внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель пяти сил Портера, которая включает следующие факторы:

1. Производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).

2. Сила влияния поставщика.

3. Конкурентная сила покупателей продукта.

4. Сила потенциальных производителей аналогичной продукции.

5. Сила производителей товаров-заменителей.

Для обобщения результатов анализа составим таблицу 3.

 

Таблица 3 - Характеристика ООО «Отрада» и его конкурентов

Показатели «Отрада» «Белобережская турбаза» «Транзит»
Ассортимент товаров 3 2 2
Качество 3 2 2
Цена 3 2 2
Объем реализации 2 3 1
Менеджмент предприятия 2 2 1
Производственные мощности 8 5 5
- по гибкости 2 2 2
- потенциал 3 2 1
- уровень износа 3 1 2
Устойчивость финансовых отношений 2 2 2
Клиентура 2 2 2
Сырьевая база 2 2 2
Организация сбыта 2 2 2
Организация стимулирования продаж 1 1 1
Итого: 30 30 27

где: 3 - хороший показатель; 2 - средний показатель; 1 - удовлетворительный.

 

Главный конкурент ООО «Отрада» - «Белобережская турбаза» оказывает услуги не такого широкого ассортимента как исследуемое предприятие (ресторан, бар, номера, сауна, но нет проката инвентаря, летней зоны отдыха и озера, более высокая степень износа помещений и оборудования), но за счет постоянной клиентуры, налаженной системы транспорта и более долгого осуществления деятельности в этой сфере занимает достаточно большую долю рынка. Все остальные предприятия конкуренты, в основном, являются торговыми, и не оказывают услуг.

Основные конкуренты ООО «Отрада» – «Белобережская турбаза»; кафе «Транзит», кафе «Свень». Цены на продукцию и услуги в этих фирмах незначительно отличаются от цен исследуемого предприятия, не все из них оказывают услуги и реализуют продукцию такого широкого ассортимента как ООО «Отрада», но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, свои розничные отделы и магазины, постоянная клиентура.

Профсоюзы выполняют различные функции, но главная из них – борьба за повышение уровня заработной платы, профессиональную безопасность, улучшение условий труда. Т.к. ООО «Отрада» является малым предприятием, профсоюза нет. Трудовые отношения между работником и ООО «Отрада» строятся на основе трудового договора в соответствии с КЗОТом РФ. Это соглашение между трудящимися и предприятием, по которому трудящиеся обязуются выполнять работу по определённой специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Основными поставщиками продуктов питания, табачной и алкогольной продукции являются ООО «Оптовик», ООО «Пищевик», ООО «Гулливер», ОАО «Марс», ООО «Виником», Курское представительство компании «Кока-Кола», Курская сбытовая компания, ЗАО «Курский хладокомбинат», мясокомбинат «Тамошь», ООО «Эль-Капитан» и др. Также предоставляют услуги – Банно-прачечный комбинат №1, ОВО Фокинского района г.Курска, воду ОАО «Курский Горводоканал», тепло - ООО «Тепловые сети», связь - ОАО «Центртелеком».

Для обобщения результатов анализа внешней среды ближнего окружения составим таблицу 4.

 

Таблица 4 - Обобщение результатов оценки факторов прямого воздействия внешней среды ООО «Отрада»

Факторы

Влияние на организацию Направленность влияния Сила воздействия
Y Z S=Y+Z
Производители аналогичной продукции/услуг 12 1 13
1. количество отраслевых организаций 3 -1 2
2. темп развития рынка 3 1 4
3. степень дифференцированности товара/услуг 3 1 4
4. сложность выхода из бизнеса 1 1 2
5. вхождение сильных компаний из других отраслей 2 -1 1
Сила влияния поставщика 9 5 14
1. соотношение спроса и предложения 2 1 3
2. количество фирм-поставщиков и уровень конкуренции между ними 3 1 4
3. доля закупок у данного поставщика от общего объема закупок 2 1 3
4. степень уникальности сырья 1 1 2
5. наличие товаров заменителей 1 1 2
Конкурентная сила покупателей продукта: способность требовать наличия определенных потребительских свойств у продукта/услуги и формировать спрос на него 2 1 3
Сила потенциальных производителей аналогичной продукции 5 2 7
1. возможность переключить покупателя на свою продукцию/услуги 3 1 4
2. высота входного барьера в отрасль 2 1 3
Сила производителей товаров/услуг-заменителей 4 0 4
1. вероятность переключения потребителя на заменитель товара/услуги 2 -1 1
2. зависимость вероятности переключения от стоимости процесса 2 1 3
ИТОГО 32 9 41

 

Потребители – население, организации и фирмы:

- физические лица (как индивидуально, так и группами);

- организации-покупатели – ООО «Вист-Сервис», ЗАО «ФАРМ», ООО «Гулливер», ООО «Нестле» (корпоративные праздники).

В целом влияние прямого воздействия внешней среды попадает в область значений (15;45), т.е. оказывает благоприятное влияние.

 

Анализ внутренней среды

 

Внутреннюю среду ООО «Отрада» исследуем с использованием SNW-анализа – усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон по сравнению со средневзвешенным рыночным состоянием:

Основными технико-экономическими показателями организации ООО «Отрада» являются: отпускаемые ею в розничную продажу продукты питания, алкогольные и табачные изделия, продукция собственного изготовления, а также гостиничная деятельность и услуги организации отдыха. Проанализировав эти показатели можно сказать, что с каждым годом наблюдается их рост. Следует отметить, что предприятие ООО «Отрада» достаточно уникально на рынке организации отдыха:

- новое оборудование и построенные корпуса соответствуют всем современным требованиям для организации комфортного отдыха;

- организация пляжного отдыха (чистое озеро, уборка территории, прокат водного и спортивного инвентаря) привлекает достаточное количество отдыхающих в летний период;

- ассортимент реализуемой продукции носит широкий потребительский характер и отличается достаточно низкими ценами;

- прокат спортивного инвентаря в зимнее время пока еще не достаточно развит, но у предприятия уже сформировалась постоянная клиентура;

- также привлекает клиентов и организация питания, есть комплексное меню, зав. производством предприятия проходил стажировку в г.Москве и имеет специализацию в русской и японской кухне. Постоянно разрабатываются новые фирменные блюда, еженедельно обновляется меню;

- при организации корпоративного отдыха, праздников, юбилеев, торжеств на предприятии есть постоянный организатор мероприятий, приглашаются музыкальные коллективы и ди-джеи г.Курска (при организации молодежных праздников).

Также положительно влияет на формирование покупательского спроса тот факт, что коллектив предприятия всегда вежлив, корректен, предупредителен. Организована охрана территории предприятия.

Как отрицательный факт стоит отметить некомпетентность руководства предприятия, экономических служб при организации сбытовой политики. Практически не развита реклама продукции и услуг, оплата покупателями (юридическими лицами) производится хотя и полностью, но сроки оплаты не всегда соответствуют условиям договоров купли-продажи и обычаям делового оборота, а нередко превышают установленные 14 дней для оплаты товаров и услуг.

Некомпетентность руководства проявляется и в отсутствии на предприятии инвестиционной и финансовой деятельности, свободные денежные средства не приносят дополнительный доход (получаемый при вложении их в различные проекты, ценные бумаги и т.д.), а наоборот изымаются из оборота в виде дебиторской задолженности и сверхнормативных запасов сырья и материалов.

Также играет отрицательную роль удаленность предприятия от города, отсутствие постоянного транспортного обеспечения и стационарной телефонной связи. У ООО «Отрада» есть два автомобиля и водители, которые организуют доставку клиентов при необходимости как на предприятие, так и в город. Используется мобильная телефонная связь.

В то же время, как положительный факт, следует отметить, что предприятие сохраняет свое место на рынке, обеспечивает высокую социальную защищенность своим работникам, вполне кредитоспособно и, самое главное, у предприятия ООО «Отрада» есть резервы роста и повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности.

Анализ внутренней среды осуществляется по направлениям: менеджмент, маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал. Результаты анализа представим в таблице 5. Мониторинг внешней и внутренней среды дает возможность структурировать информацию, так или иначе связанную с деятельностью.

 

Таблица 5 - Обобщение результатов оценки внутренней среды

Области компетенции предприятия

Экспертная оценка (определение позиции)

Сильная Нейтральная Слабая

Менеджмент

1. уровень управленческой подготовки руководителей организации   х  
2. опыт руководителей в практической работе по управлению х    
3. распределение ответственности и полномочий между руководителями х    
4. степень мотивации руководителей проекта и рядовых исполнителей х    
5. имидж предприятия в глазах общественности, персонала и т.д. х    

Маркетинг

1. наличие понятной маркетинговой концепции   х  
2. степень восприятия концепции руководством и работниками   х  
3. проведение маркетинговых исследований     х
4. наличие стратегий по 5-Р и т.д.   х  

Производство

1. наличие производственной базы х    
2. наличие разработанной конструкторской документации х    
3. наличие разработанной технологии производства х    

Финансы

1. ликвидность/платежеспособность   х  
2. рентабельность   х  
3. оборачиваемость   х  
4. финансовая устойчивость х    
5. наличие обоснованного финансового бюджета   х  
6. наличие внешних источников финансирования х    
7. репутация организации как заемщика х    
8. возможность размещения свободных средств     х

НИОКР

1. уровень специальных знаний коллектива х    
2. опыт внедрения научных разработок     х
3. уровень знания достижений в области функционирования предприятия   х  
4. наличие финансовой и ресурсной базы х    

Персонал

1. возрастной и образовательный уровень работников   х  
2. степень допуска исполнителей к принятию решения   х  
3. наличие системы отбора кадров   х  
4. наличие системы мотивации персонала х    
5. наличие системы аттестации персонала   х  
6. умение сотрудников работать в команде х    
7. наличие системы обучения персонала х    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...